Особенности королевского председательства
Почему Украине придется брать на себя инициативу и поощрять сотрудничество с Испанией и ЕС?![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19960112/42-3-1.jpg)
В то время как украинцы наслаждались рождественскими праздниками, Королевство Испания 1 января 2010 года взяло на себя полугодовое председательство в Европейском Союзе. Можно ли уже сейчас дать оценку первым двенадцати дням испанского правления? Что ж, вероятно, президентство Испании не станет таким судьбоносным, как предполагали сами испанцы в своей амбициозной программе. Прежде всего хотя бы потому, что отныне полугодовое президентство в Совете Министров существует бок о бок с президентством в Европейском Совете, которое длится два с половиной года. Сам министр иностранных дел Испании Мигель Моратинос признал, что испанское председательство скорее будет служить поддержкой новых лидеров ЕС, в частности президента Европейского Совета Хермана ван Ромпея, чем будет главным вектором внутренней и внешней политики ЕС в ближайшие шесть месяцев.
Господин Моратинос посетил Украину в начале ноября 2009 года с официальным визитом, во время которого говорил о надежде укрепить инструмент Восточного партнерства — политику ЕС в отношении Украины и других пяти стран региона — во время председательства Испании. Действительно, для испанской президентской программы, в которой в список партнеров для сотрудничества попал едва ли не весь мир, Восточное партнерство не было бы слишком обременительным. Впрочем, Испания не вспомнила об этой инициативе в своей повестке дня, оставив ее на усмотрение Бельгии и Венгрии в следующем полугодии.
Такая дискретная политика может обеспечить нежелательные риски для Украины. Например, нельзя допустить, чтобы вероятно ослабленный европейский контроль повлиял на демократичность январских президентских выборов в Украине. Даже более того, не исключено, что нехватка внимания Европейского Союза в первом полугодии 2010 года замедлит текущие проекты Украины и ЕС, такие, например, как переговоры о Соглашении об ассоциации, упрощение визового режима и т.п.
Таким образом, именно Украине придется брать на себя инициативу и поощрять сотрудничество с Испанией и Европейским Союзом. И то, что министр иностранных дел Украины Петр Порошенко осуществил свой первый зарубежный визит в 2010 году именно в Испанию, свидетельствует о продуманности его внешнеполитических шагов.
Визит господина Порошенко оказался результативным — договор о взаимном обмене и признании национальных удостоверений водителя заключен (а это, между прочим, сэкономит украинцам в Испании около 2500 евро). Но на этом пути сотрудничества не исчерпываются.
В частности, перспективной является экономическая сфера. По данным Торгово-экономической миссии Украины в Испании, Испания занимает четвертое место по темпам роста экспорта из Украины среди стран ЕС. Более того, испанские инвестиции, хоть и играют важную роль в украинской экономике, недоиспользуют потенциал обеих стран. Во время визита в ноябре господин Порошенко и господин Моратинос уже договорились о создании «комфортной зоны» для испанских инвесторов. Ввиду того, что одними из наиболее привлекательных сфер для последних являются строительство инфраструктуры и транспорт, испанское участие могло бы быть полезным в подготовке Евро-2012. Кстати, такое сотрудничество было бы символичным в глазах украинской общественности из-за известной страсти к футболу среди обеих наций.
Инвестируя средства в регионы Украины с высоким уровнем безработицы, в частности в текстильную сферу, которая развита на Западной Украине, испанцы не только извлекли бы пользу из выгодного инвестирования, но и решили бы проблему десятков тысяч украинцев, проживающих и работающих в Испании из-за недостатка рабочих мест дома. Сейчас, когда из-за финансового кризиса у Испании наихудшие показатели уровня безработицы среди стран-членов, шаги к решению вопроса трудовой миграции были бы как никогда актуальными.
Вопрос энергетической безопасности является еще одним общим приоритетом для обеих стран. Испания уже реализовала три проекта на украинских АЭС и теперь занимается установкой для сжигания радиоактивных отходов на Запорожской АЭС по контракту Европейской комиссии. Кроме того, Украина могла бы позаимствовать в Испании практику поставок и транзита сжиженного газа, который та получает от Алжира и Египта, а также практику использования альтернативных источников энергии (в чем Испания является одним из мировых лидеров).
Надо признаться, что современную Испанию в Украине знают мало. Учитывая небольшое количество соответствующих информационных ресурсов, уместно было бы лоббировать открытие в Украине Института Сервантеса в 2010 году. Основание испанского государственного культурного центра в Киеве было запланировано на 2009 год, но впоследствии отложилось на неопределенный срок из-за нехватки средств.
В Договоре о сотрудничестве между Украиной и Испанией подчеркнуто, что приоритетами сторон станет студенческий и научный обмен. Но в 2008/2009 годах правительство Испании выделило для Украины всего 9 стипендий, а в 2009/2010 — 4 (на приблизительно 2 млн. украинских студентов). Значит, испанское председательство в ЕС является удачным моментом для лоббирования увеличения числа стипендий для украинских студентов и распространения научных обменов. Уменьшение количества отказов в визах испанским консульством — актуальное продолжение темы доступности испанской культуры для украинцев.
Как видим, источник сотрудничества всегда найдется, если его хорошо поискать. Хотелось бы, чтобы внешнеполитические стратегии обоих президентов — украинского и еэсовского — были результатом сосредоточенных поисков. Возможно, когда две страны по разные стороны ЕС определят точки пересечения интересов, общий язык со всем Европейским Союзом найдется намного легче.
Выпуск газеты №:
№2, (1996)Section
День Планеты