Перейти к основному содержанию

Земля, налоги, конкуренция...

Пять причин, почему создание индустриальных парков может обернуться для Украины сомнительным опытом?
27 ноября, 11:42

«Индустриальные парки для Украины, как закись азота для спортивного автомобиля (позволяет значительно увеличить ускорение. — Ред.)», — заявил председатель Госинвестпроекта Владислав Каськив во время круглого стола «Реализация Закона «Об индустриальных парках», который состоялся в прошлую пятницу. По его мнению, создание ИП — это чрезвычайно эффективное средство для экономического прорыва Украины.

Напомним, что с 4 сентября в Украине начал действовать Закон «Об индустриальных парках». Верховная Рада приняла его еще весной, а летом были внесены правки Президента. Хоть за время существования (с 2006 года) правительственной концепции создания индустриальных парков разные варианты законопроекта уже испытывали неудачи. А наиболее «свежий» прождал окончательного принятие с апреля 2010-го. Именно тогда на рассмотрение парламента его внесли авторы Наталья Королевская, Владислав Каськив, Михаил Чечетов и Леонид Литвинов.

Шла речь о том, что власть возлагает на индустриальные парки большие надежды. Мол, они должны стимулировать инвестиционную деятельность в приоритетных отраслях экономики и способствовать созданию рабочих мест. По прогнозам авторов законопроекта, иностранные инвесторы за три года вложат в нашу экономику восемь миллиардов долларов и создадут свыше 300 тысяч рабочих мест. Ведь индустриальные парки позволяют инвесторам оперативно начать работу: если не нужно строить с нуля, например, производственные помещения, электростанцию и другую инфраструктуру, время запуска проекта сокращается, да и дешевеет в разы. А в парках уже готовы офисные и производственные помещения со всеми необходимыми инженерными сетями, связью, логистикой, транспортом, а также комплексом бытовых услуг — места для отдыха и тому подобное. При этом создаются они не под конкретных, а под еще неизвестных инвесторов. Мол, привлечь инвесторов должен также льготный режим налогообложения для новых инвестиций. При ввозе на территорию Украины от пошлины освобождают оборудование, оснастку и комплектующие материалы, которые не производятся в Украине. Это касается как управляющих компаний индустриальных парков, которые ввозят оборудование и тому подобное для их обустройства, так и участников парков, которые ввозят его для осуществления хозяйственной деятельности. Кроме того, государство поддержит создание и функционирование индустриальных парков, предоставив управляющим компаниям беспроцентные кредиты и целевое финансирование на безвозвратной основе. Собственно, создание индустриальных парков — это возможность частично «субсидировать» инвестиционную деятельность без нарушения норм ВТО. Чем и пользуются другие страны, даже развитые.

Впрочем, формат работы индустриальных парков очень похож на известный — свободных экономических зон, — который существовал в Украине до 2005 года. Напомним, их упразднили из-за злоупотреблений — недобросовестные компании избегали налогообложения. Следовательно, застраховано ли государство от повторения такой практики с индустриальными парками. Противоречивым является также вопрос выделения земли под индустриальные парки. Так, еще до принятия законопроекта губернатор Харьковской области Михаил Добкин заявил, что индустриальные парки смогут для своих потребностей отчуждать земельные участки. А при развитии формата таких парков «это может означать передел рынка земли в регионах». Срок использования земельных участков, как и деятельность самого парка, должен быть не меньше чем 30 лет. Законопроектом предусмотрено, что на землях государственной и коммунальной собственности индустриальные парки могут создавать местные органы государственной власти, а также органы местного самоуправления, которые имеют полномочия распоряжаться землей. Но замечание вызвало то, что землями промышленного назначения распоряжается власть центральная, которая просто-напросто не знает условий в каждом конкретном регионе.

Тем не менее, еще задолго до окончательного одобрения законопроекта власть чуть ли не каждой области заявляла о намерениях создать индустриальные парки. Идет речь как о строительстве инфраструктуры на базе действующих или брошенных предприятий, так и о привлечении средств инвесторов для создания новых мощностей. Как сообщал глава Госагентства по инвестициям и управлению национальными проектами Владислав Каськив, агентство ведет переговоры с компаниями, которые создавали индустриальные парки в других странах. «Они имеют не только уникальный опыт, как управлять такими индустриальными парками. На территорию Украины могут прийти производители, которые работают в разных частях света», — сказал он. «На примере одного индустриального парка мы отработаем все механизмы, которые позже будут использоваться в строительстве других парков», — отметил чиновник. В Госинвестпроекте также сообщили, что украинские индустриальные парки вызвали интерес у компаний из Азии — этот проект презентовали в рамках саммита бизнес-лидеров Азии в Сингапуре.

Впрочем, не факт, что инвесторы придут так быстро, как хотелось бы украинскому правительству, как и то, что суммы инвестиций будут отвечать прогнозируемым. Украине нужно еще выдержать конкуренцию с другими странами региона, которые тоже активно развивают систему индустриальных парков. В частности, закон об организованных промышленных зонах (индустриальные парки. — Ред.) был принят в Турции еще в 2000 году. За 10 лет (до 2010 года) на территории нашего соседа по Черному морю уже действовало 148 индустриальных парков (в целом создается 264). За этот период в страну поступило 94 миллиарда долларов инвестиций, ВВП страны и ее экспорт выросли более чем в три раза.

Подобные проекты активно внедряются в странах Евросоюза, есть они и у соседей. Например, в Чехии, где действует один из самых успешных индустриальных парков страны, в городе Брно. Возможно, в настоящее время Украина выглядит привлекательнее, чем соседняя Россия. Там о перспективах индустриальных парков говорят годами, а на федеральном уровне их деятельность практически не регламентирована. Хоть, по данным Ассоциации индустриальных парков, там их уже насчитывается около 30 действующих и не больше сотни — в стадии проектирования. Вероятно, таки привлекательнее, чем Латвия, где правительство несколько лет назад написало концепцию поддержки индустриальных парков, но отрасль фактически развивалась сама по себе, благодаря инициативе частной. Но большим минусом остается нестабильность украинского законодательства, в том числе и относительно предоставления преференций бизнесу. Поэтому главное, чтобы инвесторов не отпугало то, что в какой-то момент украинская власть может передумать, и закон отменят, как это было со свободными экономическими зонами.

Во время вышеупомянутого круглого стола директор Департамента государственной инвестиционной политики и регионального развития Василий Федюк, отметил, что Госинвестпроектом была произведена инвентаризация земельных участков, пригодных для создания индустриальных парков во всех регионах Украины. На сегодня проработано свыше 100 промышленных площадок, почти половина из которых интересна и пригодна для создания таких парков и будет привлекательна для ведения бизнеса потенциальными инвесторами. Для 15 таких объектов подготовлены концептуальные дизайны.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать