Перейти к основному содержанию

О гендерном равенстве, молодежи и урбанизации

Директор группы демократического управления ООН Джералдин Фрейзер-Молекети: «Нельсон всегда ставил людей в центре всего»
28 ноября, 11:34

Недавно Украину посетила директор группы демократического правления Программы развития ООН Джералдин ФРЕЙЗЕР-МОЛЕКЕТИ — бывшая соратница Нельсона Манделлы, которая была членом Национального исполнительного комитета Африканского национального конгресса, а также министром государственной службы ЮАР. Пани Джералдин имеет большой опыт развития государственной политики на принципах гендерного равенства, она также работала над вопросами социального привлечения людей с инвалидностью, защиты прав национальных меньшинств. Джералдин Фрейзер-Молекети рассказала газете «День» о своем виденье развития демократии в Украине, нашем социальном капитале, возможностях, которые нужно использовать.

— Пани Джералдин, расскажите, пожалуйста, о своей миссии в Украине. Насколько мне известно, вы приняли участие в состоявшейся в Киеве встрече омбудсменов Восточной Европы...

— Я в Украине по двум причинам. Первая — круглый стол и практический семинар «Возможности и вызовы в сфере защиты прав человека и их продвижения в странах СНГ», организованный совместно офисом Уполномоченного по правам человека Украины и Программой развития ООН в Украине. В нем приняли участие омбудсмены и представители уполномоченных по правам человека из восьми стран СНГ. Они встретились, чтобы поделиться опытом в сфере защиты прав человека и обсудить возможные направления сотрудничества.

Вторая часть этой встречи — это практический учебный семинар, во время которого омбудсмены и представители офисов из этих стран получили возможность узнать о важности стратегического планирования и коммуникаций с общественностью.

Вторая часть моей миссии — это участие в глобальном семинаре по местному развитию и местному управлению. На нем собрались эксперты ООН из многих стран, которые обсудили вопросы, связанные с оптимизацией нашей стратегии в этой сфере. Нас заинтересовали наработки ПРООН в Украине, в частности — интегрированный подход к местному развитию, который ориентируется на местную специфику и потребности общества. Мы планируем использовать этот опыт в наших программах интегрированного местного управления и при разработке местных стратегий развития на глобальном уровне.

— Вы в своей работе с омбудсменами Восточной Европы много внимания уделили вопросам гендерного неравенства и правам инвалидов. С вашей точки зрения, насколько эти нарушения выражены в Украине?

— Развитие любой страны на принципах устойчивого развития невозможно без участия всех граждан и слоев населения. Среди прочего вопросы гендерного равенства имеют смысл с экономической, социальной и политической точек зрения. Гендерное равенство имеет даже сугобо экономический смысл. Потому что страна, не использующая в полной мере потенциал 50% своего населения, не может быть успешной экономически.

Второй важный аспект гендерного равенства — это политическое представительство. Этот вопрос был очень важным и поднимался как во время встречи омбудсменов, так и во время периодического обзора ситуации с правами человека, который Украина недавно проходила. Страны-члены ООН рекомендовали Украине активизировать работу в этом направлении.

Вопрос гендерного равенства также связан с вопросами противодействия насилию против женщин, а роль омбудсменов как раз и заключается в защите прав и предотвращении насилия. С гендерным равенством также связаны и вопросы предотвращения торговли людьми. Как мы знаем, женщины чаще становятся жертвами этого явления, чем мужчины.

Не менее важен вопрос защиты прав инвалидов, который поднимался во время круглого стола и универсального периодического обзора. Украина ратифицировала конвенцию и факультативный протокол о защите прав инвалидов. Теперь нужно, чтобы омбудсмены отслеживали реализацию национальных планов действий, которые бы практически помогли людям с инвалидностью устранить барьеры и обеспечили доступ ко всем возможностям и услугам, а также предотвратили нарушение их прав.

— По предварительным оценкам, количество женщин-депутатов в украинском парламенте выросло с 8% до 10% (речь идет о недавно избранном парламенте). В то же время одна из целей развития тысячелетия для Украины предполагает увеличение представительства женщин в парламенте на 30% до 2015 года. Скорее всего, Украина не успеет достичь этой цели до 2015 года. Что необходимо сделать для ее достижения в будущем?

— Из 59 стран, в которых в прошлом году проходили выборы, 17 стран использовали конкретные механизмы решения проблемы неадекватного уровня представительства женщин в парламенте. Такие, например, как квотирование. Этот механизм действительно помог этим странам повысить репрезентативность женщин на 27%, что я считаю неплохим результатом.

Для сравнения: в странах, где нет квот, представительство женщин в парламенте в среднем всего 17%. То есть квоты — это один из механизмов, который Украина могла бы внедрить.

Рост уровня представительства женщин в парламенте на 2% — это все же небольшой прогресс. Разумеется, чтобы достичь 30% процентов, нужны решительные действия. В этом контексте встает важный вопрос развития внутрипартийной демократии. Внутри партий должна быть определенная позитивная динамика относительно стимулирования талантливых женщин-кандидатов к баллотированию и участию в политике.

ПРООН всячески поддерживает страны на их пути к обеспечению гендерного равенства. Например, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона успешно внедряются программы, направленные на повышение уровня политической репрезентативности женщин в парламенте. Такой опыт может быть полезен и для других стран.

Также успешно работает платформа под названием «Я разбираюсь в политике», специально созданная для женщин-политиков. Она доступно предоставляет практическую информацию по разным аспектам избирательной кампании, например, по вопросам проведения или финансирования избирательных кампаний, и предоставляет возможность женщинам-кандидатам получить совет более опытных политиков. Я думаю, что есть много важных и интересных наработок, которыми Украина могла бы воспользоваться.

Хотела бы привести пример из своего опыта. Я 15 лет работала в парламенте Южно-Африканской Республики, была членом Африканского национального конгресса, работала в парламентах трех созывов. Во время движения освобождения от апартеида женщины создали очень мощную организацию, объединившую активных женщин из всех уголков и партий страны. Мы написали Женскую хартию, некоторые положения которой относительно расширения прав и возможностей женщин и гендерного равенства были учтены в новой конституции ЮАР.

Благодаря такому активному женскому движению мы смогли внедрить 30-процентные квоты на представительство женщин в парламенте. И хотя это не было зафиксировано в конституции страны, мы добились, чтобы в уставе партий было закреплено, что 30% их членов должны быть женщины. Тогда ЮАР вошла в десятку стран мира с высоким уровнем представительства женщин. Также с помощью внутрипартийных механизмов мы достигли того, чтобы каждая десятка в партийном списке содержала по три женщины. Вот пример того, чего может достичь любая страна.

— Достижение гендерного равенства — это часть развития демократии. На ваш взгляд, насколько стремительны демократические преобразования в мире и как бы вы их охарактеризовали?

— Сегодняшний мир характеризуется растущим уровнем неравенства. Мы наблюдаем это как в отдельных странах или регионах, так и на глобальном уровне.

Это неравенство влияет на вопросы, связанные с демократическим управлением. Ведь благодаря этому неравенству все большее количество людей становится маргинализованными и уязвимыми, что, в свою очередь, может приводить к сворачиванию демократического пространства в мире. Это происходит потому, что маргинализованные люди обычно не имеют голоса.

Другая важная тенденция — это растущая политическая мобилизация людей. Мы это видим в арабских странах, в частности, в странах Северной Африки и в некоторой степени — на Ближнем Востоке. Мы видим, как молодые люди активно выступают, активно высказывают свое мнение относительно необходимости перемен, улучшения условий жизни. Они требуют от власти подотчетности, прозрачности и участия в принятии решений. Они требуют создания рабочих мест и человеческого достоинства.

Еще одна важная тенденция — это рост уровня урбанизации, что требует поиска новых подходов к местному развитию и местному управлению. В контексте этого такие вопросы приобретают первоочередную важность. На первый план выходит также взаимосвязь между политическими и экономическими вопросами.

Кроме этого, растет роль молодежи. Особенно это заметно в использовании так называемых новых и социальных медиа. Все больше люди используют новые технологии для общения в глобализированном мире. Мы видим, как социальные сети помогают людям активнее собираться и дискутировать по поводу некоторых событий. То есть новые медиа являются определенной платформой для стремительных социальных и политических перемен. Еще один из трендов — это связь между экологическими вопросами и вопросами управления. Потому что эти два вопроса не могут быть рассмотрены отдельно. Они взаимосвязаны. С точки зрения устойчивого развития изменение климата — не только экологический вопрос. Концепция устойчивого развития сочетает экономические, социальные и экологические вопросы.

— Недавно Украина присоединилась к инициативе «Открытое правительство». Можете ли вы рассказать нашим читателям об этой инициативе и какие преимущества получит Украина от этого?

— «Открытое правительство» — это очень важная международная инициатива, к которой присоединились многие страны. Это инициатива, которая помогает правительствам и гражданскому обществу двигаться в направлении прозрачности, помогает расширять права и возможности граждан, бороться с коррупцией, использовать новые технологии для улучшения работы правительства. Это глобальная инициатива, которая делает правительства более прозрачными, эффективными и подотчетными своим гражданам.

Важно, что Украина присоединилась к клубу стран, которые будут регулярно отчитываться перед другими странами-членами относительно прогресса в достижении взятых на себя обязательств. Эта инициатива является также замечательной платформой для привлечения граждан, гражданского общества и международного сообщества к развитию прозрачности и становится рычагом влияния относительно выполнения Украиной взятых на себя обязательств.

Украина выделила для себя пять приоритетов.

Первый — привлечение общественности к развитию государственной политики. Как на региональном, так и на национальном уровнях. Это очень важно, чтобы именно люди, граждане Украины имели возможность быть в числе разработчиков законов, имели возможность влиять на решение. Второй — доступ к открытой публичной информации. Третий — борьба с коррупцией. Четвертый — это надлежащее управление и улучшение административных услуг. Пятый — развитие электронного управления. Все они очень важны, поскольку прогресс в каждом из этих направлений будет полезен не только для народа Украины, что очевидно, но и правительства, потому что прогресс в этих направлениях развивает доверие людей к власти.

— Пани Джералдин, вы работали с таким известным южноафриканским политиком, человеком-легендой Нельсоном Манделлой. Что вам дало сотрудничество с ним?

— Я работала под его председательством, начиная с 1996 года — когда заняла должность заместителя министра социальной защиты ЮАР. Также у нас было сотрудничество в рамках Африканского конгресса, где я работала на должности заместителя координатора по вопросам выборов, после того, как мы добились разрешения на проведение выборов в стране. Для меня была большая честь и привилегия работать вместе с ним. Он был чрезвычайно талантливым лидером, всегда использовал потенциал своей команды и отличался большой честностью. Он был лидером, который имел стратегическое виденье. Также Нельсон Манделла отличался тем, что всегда ставил людей в центре всего происходящего. Прежде всего — человек. Кроме этого, он не боялся предпринимать достаточно смелые шаги: например, я была назначена на должность заместителя министра в 35 лет. Когда мне было 36 лет, я стала членом его кабинета. То есть он был готов взять на себя риск и инвестировать в молодежь и женщин ЮАР. Он верил в нас, был действительно очень требовательным к качеству нашей работы. Мы его воспринимали как человека, а не как легенду... Он очень понимал важность примирения и национального единства. Он мог отложить личные чувства или ощущения на задний план, чтобы вопрос национального единства, государственные интересы поставить на первое место.

Также ему всегда удавалось убедить нас или помочь почувствовать, что мы можем сделать что-то почти невозможное возможным.

— На ваш взгляд, какова роль новых медиа, социальных сетей в развитии демократических преобразований?

— Новые технологии очень важны, так как они устраняют барьеры и фильтры, ставшие препятствием между гражданами и обществом. Теперь любой человек может как получить доступ ко всемирному информационному полю, так и распространять собственную информацию, собственное мнение относительно того или иного вопроса. Любой человек может делать свою социальную рекламу, и для этого не нужны большие средства.

Например, новые медиа помогают нам сократить расходы на лоббирование наших интересов и значительно сократить дистанцию между гражданами и государством. То есть донести информацию напрямую, без привлечения традиционных СМИ. Я хочу сказать, что журналисты играют очень важную роль в демократических преобразованиях, однако новейшие медиа помогают моментально распространить необходимую информацию.

Таким образом интернет не только открывает публичное пространство для дискуссий, позволяя привлечь большое количество людей, но и фактически создает его.

В свою очередь нужна определенная ответственность и регулирование. Я говорю не о контроле, а о нормальном регулировании — чтобы ограничивать распространение информации, призывающей к дискриминации, ненависти, определенным экстремистским взглядам или действиям.

— Вы в своей работе используете социальные сети?

— Я — активный пользователь «Твиттера», с «Фейсбуком» как-то не сложилось. Кроме того, в ПРООН есть своя сеть, которая называется «Команда», с помощью которой мы обмениваемся информацией.

— И последний вопрос. Как вы оцениваете состояние демократии в Украине? Какие видите направления совершенствования?

— В течение последних двух лет была проведена очень важная работа, что отразилось на принятии важных законов, нацеленных на развитие и совершенствование демократии в Украине. Прежде всего, это касается закона о доступе к публичной информации, закона о бесплатной правовой помощи, закона о борьбе с коррупцией, нового Уголовно-процессуального кодекса, закона об общественных объединениях. Все они нацелены на решение важных вопросов.

Однако нужна дальнейшая реформа системы судопроизводства. Необходимо также обращать более пристальное внимание на вопрос прозрачности, борьбы с коррупцией, подотчетности и ответственности государственных органов. Это все будет способствовать укреплению демократии и осуществлению важных преобразований в Украине.

Очень важно, чтобы законопроекты не только принимались. Основной тест для Украины — будут ли эти законы выполняться. Здесь важную роль должны сыграть взаимодействие между законодательной и исполнительной ветвями власти и активное гражданское общество. Поскольку только таким образом можно достичь реальных перемен в жизни простых граждан.

Перед Украиной стоит еще много вызовов, однако у нее есть много шансов добиться успеха. В свою очередь Программа развития ООН будет оставаться надежным партнером Украины на ее пути к развитию демократии.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать