Истории, рассказанные без слов
На Международном конкурсе современной хореографии из четырех призовых мест три уехали в Украину вместе с танцовщиками «Киев модерн-балета»!Международный конкурс современной хореографии (IFMC) проходил в Витебске (Беларусь) уже 25-й раз. Наряду с фестивалем «Славянский базар», куда съезжаются в основном представители поп-культуры, этот небольшой город известен как центр современного хореографического искусства на территории СНГ и Восточной Европы. И это справедливо связывают с ренессансом 1920-х годов, когда Витебск был одним из центров русского и европейского авангарда.
Сегодня за пять дней участники конкурсной программы могут соразмерить свои достижения с теми образцами, которые показывают в театрально-концертном исполнении приглашенные коллективы и отдельные исполнители. Члены жюри и экспертного совета были единодушны: в этот раз авангардных находок на IFMC не было! Зато здесь пробовали разыграть «театр судьбы человеческой» в разных проявлениях, привлекая в свои композиции уличный танец и пантомиму, йоговскую сосредоточенность и даже те движения, из которых состоит наша повседневность. Последнее сочетание удалось в спектакле-дуэте Oups Беренжер Фурнье и Сэмюэля Фекайоли — гостей из Франции.
Театр современного танца из Эстонии Fine five dance theatre показал спектакль «Мандала», что в переводе с санскрита означает стремление к божественному порядку. Эту дорогу хореограф Тиина Олеск предлагает начинать с тренажа, ведущего к физической и духовной раскрепощенности, — ее мастер-класс в Витебске могли посетить все желающие. Как и поучиться у других зарубежных гостей.
Спектакль «Сепия» театра «Провинциальные танцы» (Екатеринбург) на музыку Авета Тертеряна был создан в США по заказу Американского фестиваля танца в рамках программы «Интернациональные хореографы». И этим можно объяснить его высокую технологичность (на сцене из специальных приспособлений все время тонкими струйками сыплется настоящий песок. И в нем «купаются» исполнители). Постановщик Татьяна Баганова выбрала для своего проекта роман Кобо Абэ «Женщина в песках», ставший литературной классикой ХХ века. И пытается найти в нем современный смысл через пластику, смену состояний человеческого тела. А также напоминая о бренности его существования с помощью песочных часов.
Например, Кристофер Брюс, истовый поклонник английского монархизма и патриот Великобритании, посвятил свой спектакль «Мечты» юбилею королевы и Олимпиаде в Лондоне 2012 года. Но эти два события в трактовке Национальной танцевальной компании Уэльса сценически стыковались плохо. В спектакле преобладает подражательность, а не оригинальность каждого из видов спорта, хотя в целом зрелище это любопытное.
А норвежский хореограф Йо Стромгрен сделал из спектакля «Танцевальное посвящение искусству футбола» пародийное шоу. В нем можно увидеть игроков симулирующих, спорящих с судьей и хулиганящих. Можно сопоставить виртуозность исполнения футбольных трюков и танцевальных па. Все будто на экране телевизора, только более концентрировано, сгущено. Единственное, чего не может предугадать зритель: один из четырех участников норвежского спектакля — женщина. И выясняется это в момент, когда спортсмены отправляются в душ...
Одной из самых ярких, блестящих исполнительских индивидуальностей на фестивале был солист «Эксцентрик балета» из Екатеринбурга Ашот Назаретян. Постановщик танца-спектакля «Маленькие истории, рассказанные другу» Сергей Смирнов поручил ему роль, где под музыку М. Таривердиева и других композиторов советской поры с ностальгией вспоминаются юные годы бабушек и дедушек наших молодых современников.
Долгое время главными событиями фестивалей в Витебске были спектакли Пермского театра «Балет Евгения Панфилова», обладателя национальной театральной премии России «Золотая маска» и других престижных театральных наград. Но с уходом из жизни лидера коллектива многое ушло и из его постановок. И, прежде всего, острый, современный почерк хореографа, его фантастическая энергетика и самобытный стиль. Если ориентироваться на сегодняшний уровень коллектива Е. Панфилова, премия его имени заметно девальвируется. И то, что ее получил санкт-петербургский хореограф Константин Кейхель, это подтверждает.
В этом году в конкурсе участвовало 45 произведений в исполнении 28 коллективов, танцовщики и хореографы которых представляли Беларусь, Россию, Украину, Литву, Польшу, Швейцарию, Эстонию, Японию, Китай, Италию, Кипр, Германию. В финал вышли 17 работ.
Победили те, у кого наряду с техникой есть смысл или идея, заявил на пресс-конференции председатель жюри, легендарный российский танцовщик Владимир Васильев. И к его оценке присоединились именитые коллеги, приехавшие из США, Израиля, Ирландии, Германии. Еще один член жюри, киевский хореограф Раду Поклитару, был необыкновенно популярен в дни фестиваля. Как и спектакли его коллектива «Киев модерн- балет», показанные в Минске, Гродно и Витебске. Но в финале Поклитару принимал поздравления и как наставник победителей конкурсной программы. Из четырех призовых мест в номинации «Хореографическая миниатюра» три уехали в Киев вместе с танцовщиками Раду Поклитару, выступавшими в самостоятельных проектах (вторая премия была разделена на четверых)!
Гран-при форума получил Алексей Бусько за хореографическую миниатюру «Альбом», исполненную с Анастасией Харченко. Они же стали лауреатами второй премии за композицию «Паганини о нас» (проект А. Харченко). Вторые премии были также присуждены киевской Totem Dance Group (хореограф Кристина Шишкарева) с композицией «Пустота» и «Балладе о друге» (проект Сергея Кона, Киев). Первую премию уверенно выиграли атлетичные студенты Кемеровского университета культуры с композицией «Колесо жизни». А в номинации «одноактный балет» не было равных японскому женскому дуэту Dance Creation Award с композицией «Микроскопический мир» (первая премия). Этот экзотический мини-спектакль, который будто воспроизводит мир животных и насекомых, на самом деле был проявлением другой ментальности и подхода к танцу, который уверенно расширяет свои границы, не ограничиваясь историями из жизни, рассказанными без слов...
Выпуск газеты №:
№223, (2012)Section
other