Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

На Донбассе сланцевый газ накалил атмосферу

В городском совете ищут экспертов, которые бы объяснили реальные риски и плюсы
29 января, 11:59

На местах к перспективе работы Shell в Украине относятся, мягко говоря, скептически. Часть — резко негативно настроена, а часть не может сориентироваться. Общественность Донецкой области, в частности экологи, настроена категорически против. Свою позицию они аргументируют так: во-первых, так называемая «Юзовская газовая площадь» — это северные территории области, в пределах Краснолиманского, Славянского, Александровского, Константиновского, Артемовского, Добропольского и Ясиноватского районов. А это значит, что «под газ» отойдут — ландшафтный парк «Клебан-Бык», природно-национальный парк «Святые горы», Славянский курорт. Бурение скважин может повлиять на природно-экологическую среду и негативно сказаться на экосистеме заповедных мест, а также повредить береговую линию реки Северский Донец. В самом Славянске пока не знают чего ждать. В городском совете ищут экспертов, специалистов, выходы на компании, где бы им могли объяснить реальные риски и реальные плюсы. «На сегодняшний день еще неизвестно, как дело может для нас обернуться. Причем так думают не только общественные деятели, но и депутаты, которые за это голосовали», — прокомментировал ситуацию «Дню» источник. Во-вторых, добыча сланцевого газа может вызывать небольшие землетрясения и изменения в ландшафте.

«10 лет назад хотели сбрасывать радиоактивные отходы в соляных шахтах, но этот проект не прошел. Теперь хотят сделать фактически то же самое: взять воду Северского Донца, закачать ее на 2 км вглубь, где у нас находится парк «Святые горы», пещеры. Соответственно разрыв пласта и трещину, которая от него может пойти, никто не сможет контролировать. И поэтому никто не сможет сказать, где выйдет этот сланцевый газ. Могут гореть леса. Вот, например, когда затопили многие шахты, метан вышел близи небольшой речки Нижняя Крынка», — возмущается представитель Макеевского городского центра Всеукраинского детского союза «Экологическая стража», представитель общественной экологической организации «Всеукраинская экологическая лига» Раиса Бабченко. Конечно, хорошо, по словам Бабченко, что нашлись предприниматели, которые начали заниматься этой проблемой. Но, предупреждает эксперт, не следует забывать, что тут уникальные леса, меловые сосны, которые растут только на севере Донбасса.

При этом Бабченко предлагает альтернативу. «Мы видим развитие в Украине в том, чтобы утилизировать шахтный метан, использовать копанки для того, чтобы бурить неглубокие скважины и зажигать поверхностные пласты. Таким образом, мы могли бы получить и электроэнергию, и обогрев городов и поселков. Зачем копать и рисковать, вывозить, если можно все решить на месте. Мы предлагали ввести ветровую энергетику. Тем более, что есть хороший пример в Новоазовске, который был внедрен на заводе им. Ильича. Сейчас такой пример есть в Запорожье. Мы всегда отстаиваем, что нужно не выбрасывать газ, а «вылавливать», проводить гидронизацию и другие технологии, которые были разработаны в донецких институтах», — говорит она.

При добыче «сланцевого газа» вероятность аварий резко увеличивается в связи с огромным количеством скважин, сложными условиями бурения, применением высокого давления. Даже одна серьезная авария может нанести непоправимый ущерб и при этом перечеркнет любые возможные выгоды. Об этом говорится в обращении донецкой общественности, которое направлено во все государственные инстанции.

И наконец, одна из самых важных проблем в Донецкой области — питьевой воды — может еще больше усугубиться. Производство сланцевого газа требует больших водных затрат. В области, которая и без того страдает от недостатка воды, может еще больше осложниться ситуация. «Какое качество воды нас ожидает? Мы не провели ни одного гидроэкологического эксперимента, ни одного исследования. Куда потом девать использованную при добыче газа воду? Ее надо откачивать после гидровзрыва, так вот куда ее будут откачивать?», — цитируют депутата от ВО Свобода Михаила БЛАВАЦКОГО «Новости Донбасса».

К слову, в Германии в сентябре прошлого года производство сланцевого газа было свернуто именно по экологическим причинам, связанным с питьевой водой. В Донецке такого поворота событий не боятся только местные власти. «Я отношусь к этому решению положительно и совершенно спокойно. Сейчас рано говорить о рисках, тем более что метод, которым собираются добывать газ на территории области, применялся в Украине с 50-х годов. Кроме того, в данном случае речь идет не о сланцевом газе как таковом. Это — газ плотных песчаников, поэтому там немного путают понятия», — отметил губернатор Донецкой области Андрей Шишацкий.

16 января Донецкий областной совет согласовал проект документа о разделе углеводородов, которые будут добываться в границах участка Юзовский. Решение было принято на очередной сессии Донецкого облсовета большинством голосов.

Спикер Верховной Рады Украины, бывший мэр Донецка во время своего визита в Донецк отметил, что общественность протестует только из-за неосведомленности о проекте, возможностях и проверках, которые были сделаны. «Нужна информационная кампания на этот счет», — резюмировал он. Но где уверенность, что информационная кампания будет проведена без внедрения административного ресурса?

Донецкая общественность заявляет, что вскоре будет организован митинг против добычи сланцевого газа, а также развернута активная компания «Нет — сланцу!». А недавно общественный совет при управлении охраны окружающей природной среды в Донецкой области направил письмо в ВР, правительство, Минэкологии относительно нецелесообразности применения метода гидроразрыва для добычи сланцевых газов и оглашении на него моратория. «Никакие мнимые выгоды от добычи «сланцевого газа» не восполнят нашей стране потери заповедных природных территорий», — говорится в обращении.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать