Усыновление детей: политическое измерение
Дмитрий ГРОЙСМАН: «Государство должно действовать в интересах ребенка, а не рассматривать его как государственную собственность»
В центре идеологических споров оказались дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки. Лидер «Свободы» Олег Тягнибок в разговоре со СМИ отметил, что партия собирается настаивать на программном пункте свои политической силы, а именно — запрещению на усыновление украинских детей гражданами зарубежных государств. В разговоре с «Днем» «свободовец» Андрей Мохник аргументировал вышеупомянутую норму так: «Украинская нация имеет возможности позаботиться о сиротах. Даже в условиях безгосударственности за такими детьми присматривали, их учили в школах, они могли иметь какую-то перспективу в обществе». Депутат отметил, что в настоящее время происходит тотальный грабеж государства режимом Януковича, и это лишает государство необходимых средств для детей-сирот. «Поэтому «Свобода» предлагает снизить расходы — на Верховную Раду, Кабинет Министров, Администрацию Президента. Тогда появятся средства на содержание детских домов», — подчеркнул он.
Стоит отметить, что детские дома являются одной из наименее прогрессивных форм содержания детей, по тем или иным причинам лишенных родительской опеки. Европейский опыт предусматривает создание детских домов семейного типа, домов детства, которые облегчают социализацию детей и готовят их к самостоятельной жизни, либо оформление детей в фостерные семьи. Последняя близка к приемной семье, но временный приют ребенку предоставляют специально тренированные люди, прошедшие учебный курс и знающие, как вести себя с детьми, чем помочь, как избежать конфликтов и тому подобное.
По словам Мохника, «Свобода» намеревается внедрить и определенные превентивные мероприятия. «Программные положения партии предусматривают не только этот запрет, но и создание нормальных условий для жизни: чтобы родители не спивались и не бросали детей, а могли работать, получать достойную заработную плату и содержать семью», — заметил нардеп. Кроме того, партия будет требовать усиления контроля над детьми, которых уже усыновили иностранцы. «Никто не знает, что происходит с ребенком в перерывах между проверками (для маленьких детей — раз в году, для старших — раз в три года): не применяется ли насилие, не попал ли он в сексуальное рабство, не разобрали ли его на органы», — говорит Мохник. Тщательный контроль над детьми, которых усыновили иностранцы, украинское государство сможет осуществлять в случае ратификации поданной на рассмотрение Верховной Рады Гаазской конвенции, предусматривающей обеспечение прозрачности процесса усыновления и дальнейшего наблюдения за детьми, о чем ранее писал «День» («День» — №7 (2013), 17 января). Однако в случае поддержки этой конвенции внедрить соответствующий запрет не удастся.
Заместитель директора международной благотворительной организации «Надежда и жилье для детей» Надежда Татарчук имеет определенные предостережения относительно способности государства внедрить задекларированные Гаазской конвенцией принципы. «Необходимо обратить внимание на то, готовы ли наши государственные органы к проведению необходимых для реализации конвенции мер: имеют ли они выписанные процессуальные моменты, аккредитации и средства?»,— говорит она.
Следует обратить внимание на то, что в соответствии с заявлением, сделанным Уполномоченным Президента Украины по правам ребенка Юрием Павленко, за последние семь лет не было обнаружено ни одного факта нарушения прав детей, усыновленных иностранцами. Еще раньше Юрий Павленко в своем комментарии газете «День» отметил, что украинское законодательство направлено на развитие национального усыновления. Что же касается граждан других государств — для них существует целый ряд ограничений, начиная с нормы о невозможности усыновления ребенка одиноким иностранцем и заканчивая тем, что человек с гражданством другого государства не может усыновить здорового ребенка в возрасте до пяти лет. Именно поэтому считается, что иностранцы чаще усыновляют детей с особыми потребностями или серьезными диагнозами. Мохник же придерживается другого мнения. «Аморально спекулировать на теме больных детей-сирот. Таких в Украине около тысячи, но это проектируют на всех детей-сирот и рассказывают о «благотворительности» иностранных граждан. Иностранцы в первую очередь усыновляют здоровых детей».
В соответствии со статистическими данными Министерства социальной политики, конкуренции между отечественным и иностранным усыновителем быть не может. Ограничения, введенные на законодательном уровне, дали свои плоды. В целом за прошлый год иностранцы взяли в свои семьи 588 детей. 420 из них — старше пяти лет. Украинские же усыновители тяготеют к другой тенденции. Они оформляют усыновление на детей до пятилетнего возраста. Так, за 2012 г. наши граждане приняли в семьи 1445 детей. 1302 из них — дети младше пяти лет. Таким образом иностранцы принимают детей, фактически не имеющих шансов найти семью на родине.
Андрей Мохник считает, что украинцы усыновляют мало детей из-за бюрократических препятствий. «По данным Министерства семьи, молодежи и спорта, есть более 30 тысяч детей, которые могут быть усыновлены, но ежегодно обретают семью всего около пяти тысяч. Многие украинские семьи, имеющие желание усыновить детей, вынуждены стоять в очереди».
Интересным является тот факт, что актуализация нормы о запрете на усыновление детей иностранными гражданами совпала во времени с подобными упреками российского государства. Впрочем, нардеп от «Свободы» отрицает любую связь. «Запрет на усыновление украинских детей иностранцами — это программный тезис «Свободы», который был наработан задолго до того, как Путин стал президентом. Поэтому какая может быть созвучность с российской позицией? Они это делали в ответ на «Закон Магнитского», мы же — исходя из собственных национальных интересов».
Сейчас, по словам Андрея Мохника, «Свобода» намерена подать «законопроект о запрещении усыновления украинских детей однополыми парами, что имеет место в современной Европе». Стоит отметить, что в пункте 3 статьи 211 Семейного кодекса Украины выписано: «Усыновителями не могут быть лица одного пола». Контраргумент привел и Юрий Павленко во время брифинга во Львове: «У нас есть в семейном кодексе такое определение, как однополый брак? Нет. Тогда как можно запретить то, чего не существует?!», — цитируют СМИ. Он отметил, что однополые браки часто скрывались под маской одиноких граждан. Однако запрет на усыновление детей иностранцами-одиночками уже существует.
Дмитрий ГРОЙСМАН, правозащитник:
— С точки зрения прав человека, государство, регулируя вопрос усыновления, должно действовать в интересах ребенка, которого усыновляют, а не рассматривать его как государственную собственность. Государство должно беспокоиться только о том, насколько ребенку будет хорошо в новой семье или в новой среде: в новой семье, в детском доме семейного типа или, не дай Бог, в государственном детском учреждении. Вопрос о соблюдении прав ребенка, которого передают за границу, — единственное, что должно тревожить государство как регулятора в этом вопросе.
Здесь следует говорить и о реальной украинской практике. В Украине действительно существует огромное количество семей, которые не могут иметь детей, и они с радостью их усыновляют. Однако наша культура в части семейных традиций несовершенна. Многие люди, узнав о том, что их родной ребенок болен, отказываются его забирать из роддома и оставляют на попечении государства. Тем более наши люди не желают принимать в свои семьи больных детей.
Такой подход вовсе не присущ европейской культуре. Это свидетельствует о том, что Украина ментально не готова к интеграции со странами Старой Европы и будет большой ошибкой принимать Украину в круг единых европейских народов, пока она не изменится.
Поэтому за украинскими здоровыми детьми стоит очередь украинских потенциальных усыновителей. За украинскими больными детьми стоит очередь иностранных усыновителей, которым безразлично, какому ребенку дарить счастье, любовь и семейный уют. В такой ситуации любые инициативы по ограничению доступа иностранных усыновителей к украинским детям будут наносить вред исключительно нашим детям, нуждающимся в заботе. Таких, к сожалению, очень много.
Запрет на усыновление детей гражданами зарубежных государств теперь действует в Корее и Туркменистане. Если Украина приобщится к этому кругу стран, потенциальные иностранные усыновители будут дарить любовь другим детям: огромной проблемы для государства или иностранных усыновителей это не создаст. Проблемы возникнут у украинских детей, которые останутся на так называемом государственном содержании.
Выпуск газеты №:
№21, (2013)Section
Общество