Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Владимир НОСКОВ: «Родился бы раньше, стал бы кобзарем»

Харьковский журналист — о съемках в фильме Леся Санина и особенностях работы незрячего репортера
14 февраля, 17:30
ВЛАДИМИР НОСКОВ (НА ФОТО СЛЕВА) В РОЛИ КОБЗАРЯ В ФИЛЬМЕ ОЛЕСЯ САНИНА «ПОВОДЫРЬ»

В Харькове его знают не только как профессионального репортера, который переворачивает привычные представления о СМИ и человеческих способностях самим понятием «незрячий журналист». Володя Носков известен как автор невероятных идей, которые без долгих слов воплощаются в уникальные проекты. Поход с незрячими энтузиастами на Говерлу в 2006 году; прыжки с парашютом в 2009-м; путешествие по пещерам группы людей, лишенных зрения, вместе с обычными и рискнувшими прожить сутки в полной темноте в том же 2009-м. Это только часть событий, попавших в Книгу рекордов Украины при участии человека, который с рождения живет без света, но умеет его находить для других.

•  «ХОРОШО, ЧТО Я НЕ ВИЖУ ЛИЦ ЧИНОВНИКОВ»

30-летний Владимир Носков сегодня работает на «Радио Свобода», до этого восемь лет был сотрудником радио «Эра FM» в Киеве, поскольку в Харькове, по его словам, не нашлось достаточно смелых СМИ, которые бы наняли на работу незрячего.

«Оглядываясь назад, я теперь понимаю: к тому, что я сейчас делаю, я шел всю жизнь целенаправленно и намеренно, — размышляет журналист. — Хотя в младших классах у меня были очень строгие учителя, которые мне не прочили никакого будущего, говорили, что у меня нет логического мышления, у нас были конфликты. А ведь человеку иногда просто надо помочь разобраться в мире».

Родился Володя в Днепропетровске с врожденной патологией зрения в семье мамы-медика и папы-столяра. Мальчик был активным и общительным, и родители сделали все возможное, чтобы он попал в интернат для незрячих детей в Харькове — лучший тогда в Украине. Дальнейшие достижения — заслуга самого Володи и педагогов, которые обнаружили в парне удивительные способности, несмотря на проблемы в учебе. «В старших классах появились первые знакомства с людьми, изменившими мою жизнь. С шестого класса я начал работать в музее школы и получил первые уроки, как держаться, как общаться с окружающими, как преодолеть волнение, брал уроки актерского мастерства. Со мной занималась директор музея Майя Морозова. Я водил на экскурсии тогдашнего министра образования Семиноженко, общался с самыми высокими чиновниками. Научился по реакции человека определять, что ему интересно, что — нет». Потом было поступление в университет и работа на радио «Эра» с 2004-го — Володя тогда был еще студентом третьего курса. Своей «крестной» он называет главного редактора киевского бюро «Радио Свобода» Инну Кузнецову — тогда она была редактором «Эры». «Я старался стучаться в двери, хотя, конечно, мне было страшно и тяжело. Но я понимал, уже во время университета, что надо набираться опыта, и я шел, шел, шел...» Сейчас Володя привычно общается с официальными лицами любого уровня. «Чиновники — это лишь люди, я отношусь к ним с уважением, но без подобострастия. Иногда я рад, что я не вижу выражения их лиц, когда задаю им вопросы!» — смеется журналист. Чиновники не обходят Володю вниманием — например городской голова Геннадий Кернес называет его не иначе, как «писатель». Невозможно представить, какие проблемы приходится ежедневно преодолевать журналисту, лишенному одного из самых важных источников информации — зрения! «Все очень сложно, — признается Володя. — Прежде всего — технически. Я все делаю намного медленнее, чем любой другой журналист. Я набираю материал на обычной клавиатуре, отправляю в редакцию, и мне его присылают отредактированным незадолго перед эфиром, и я должен его успеть переписать в рельефно-точечном шрифте Брайля, чтобы озвучить. И еще монтирую, убираю ошибки, накладываю перевод. А потом «читаю» пальцами в разговорном интересном стиле». Журналист говорит, что существует аппаратура, которая могла бы облегчить процесс работы, — это принтер для шрифта Брайля стоимостью в пять с половиной тысяч долларов, но средств пока нет. Помогает ему только компьютерная программа «Джос», которая механическим голосом озвучивает информацию на экране, например, при навигации в Интернет.

«Я с детства не могу сидеть на одном месте. Радость мне доставляет моя работа и люди, с которыми я общаюсь. И для меня важен результат. Например, недавно мне пришло письмо от родственников украинского поэта Василия Мысика, о котором я делал программу. И эти родственники ищут других родных «украинского Шекспира» через меня. Или когда закрывали Дом народного творчества, то после моего репортажа пришло много писем из Канады и других стран мира. Это дает смысл».

•  В ПОИСКАХ СВЕТА

Не так давно Володя снялся в новом фильме Олеся Санина о черной странице украинской истории — массовом расстреле кобзарей под Харьковом в 1934 году. Всего в масштабных сценах было занято около семидесяти незрячих актеров, журналисту досталась роль кобзаря Левко, одного из репрессированных. «Меня принимали к себе старейшины кобзарского цеха, и я произносил клятву. Мы сидели в казематах, потом нас погрузили в эшелоны и привезли в карьер, где и расстреляли. Всего состоялось три съемочных сессии в октябре и две — в декабре. Последние сцены в карьере снимали при минус пятнадцати мороза. Костюмы были очень хлипкие, старые. У меня страшно промерзли руки. К тому же нас еще обсыпали снегом, мы были без шапок и просто выли от холода! Зато фильм стал поводом для общения с интересными людьми. Я познакомился с известным кобзарем, бандуристом Тарасом Компаниченко, который руководит кобзарской формацией «Хорея Казацкая» в Киеве. Мы несколько недель провели вместе, выпили не один «стакан чая», — смеется Володя. — Наверное, это самое главное в жизни, когда ты видишь людей, сближаешься с ними. Это — живые эмоции, живые впечатления». Слово «видеть» звучит у него с особым смыслом.

Володина роль в фильме была эпизодической, но, по его словам, далеко не случайной. «Кобзари меня преследуют! — уверен Володя. — Мы идем с ними нога в ногу. Я как-то думал — что бы я делал, если бы родился в XVIII или XIX веках? И понял, что был бы кобзарем! Тогда кобзарство было способом творческой и социальной самореализации для людей без зрения». Исследуя факты жизни, быта, законов и расстрела кобзарей, связывая прошлое с настоящим, Володя год назад создал документальную программу — радиофильм о слепых музыкантах «Відлуння обірваних струн: стежками Українського кобзарства». А в мае 2012 года журналист отвез фильм от Национальной радиокомпании Украины на Международный фестиваль радиопрограмм в Иране. Ехал в далекую страну с пересадкой без сопровождающих и без знания английского. Это так удивило окружающих, что в аэропорту Украины его даже попытались... не пустить в самолет. Правда, уже в Иране украинское посольство помогло ему с переводчиком. Из экзотической страны Володя привез этническую музыку, которую коллекционирует.

«Мне интересно реагировать на какие-то процессы в обществе. Появляются мысли, которыми хочется делиться», — говорит Володя. Вспоминает о первых озвученных светофорах в Харькове, которые он придумал; о диске «Особенные сказки» для незрячих детей и детей-сирот, где можно услышать дождь и снег. Его недавняя находка — 28-летний собиратель украинского фольклора и звуков музыкальных инструментов Михаил Шильнов. «Он собирается создать сайт, чтобы одним нажатием можно было воссоздать подлинный звук босоли, кобзы, бандуры», — восхищается Володя задумкой увлеченного человека, о котором он написал материал «Этнограф в джинсах в поиске украинского».

«Все проекты — пещеры и горы — это все мои мечты. Я стараюсь жить в удовольствие, дарить его себе и другим. Конечно, у меня есть новые мечты, впереди еще столько всего! Но пока я не буду раскрывать всех секретов», — улыбается Володя Носков. Его удивляет, что обычные здоровые люди часто жалуются и не видят радости в жизни. «Конечно, всем тяжело, но на каждое событие можно посмотреть с разных сторон. И от нас, журналистов, через которых идет слово, часто зависит, как люди будут воспринимать мир. На нас лежит большая ответственность. Либо у человека будет пища для размышлений и вера, либо душевная пустота. Наверное, в этом есть наша просветительская миссия», — уверен журналист, который знает о свете больше многих.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать