Почему «убегает» электорат?
Трудовой потенциал Украины, отмечают эксперты, используется неэффективно![](/sites/default/files/main/articles/20022013/6rabota1.jpg)
Сегодня в мире и в Украине отмечается День социальной справедливости. Есть ли она в нашей стране? Ответить непросто. Недавно мы могли гордиться хотя бы тем, что у нас есть высокий трудовой потенциал. Но здесь однозначности нет, и кое-кто, в частности первый заместитель директора Национального института стратегических исследований Ярослав Жалило, поднимает вопрос: не миф ли это уже? Адекватен ли наш трудовой потенциал тем вызовам, которые сегодня стоят перед страной? Отвечает ли он требованиям к нему в свете необходимости сформировать новую экономику? И существует ли в нашей стране последовательная политика, направленная на социальную справедливость, на развитие, а не на притеснение трудового потенциала?
Отвечая на эти вопросы, можно бы сослаться на разнонаправленные тенденции и разнообразные факты. Но среди них мы выбрали, кажется, просто кричащий. В конце прошлого года налоговики выявили в Украине 70 тысяч нелегальных работников. Сколько их на самом деле в нашем государстве, по-видимому, не знает никто. (Во время проверок подобные нарушения трудового законодательства фиксируются у 90% субъектов ведения хозяйства). Неизвестно также, растет или сокращается количество трудовых нелегалов и куда следует относить тех, кто больше не относится к этой категории, — к легальным работникам, к безработным или к эмигрантам.
Впрочем проблема эффективного использования трудового потенциала этим не исчерпывается. Как замечает Жалило, на формирование этой общественной категории влияют и здравоохранение, и образование, и культура, и даже семья. Все эти факторы должны работать на то, чтобы трудовой потенциал нашей страны рос и модернизировался в соответствии с требованиями времени.
Но заведующий отделом социальной политики НИСИ Ольга Пищулина считает, что новейшие тенденции в мире формируют принципиально иной тип социально-экономических отношений нежели тот, который сложился в Украине. Индустриальный тип отношений подходит к концу, тогда как во многих странах сформированы или формируются постиндустриальные типы общества, которые, в свою очередь, определяют принципиально иные модели рынка труда, а следовательно, и трудового потенциала. Постиндустриальная технология, отмечает Пищулина, ссылаясь на мнения экспертов, почти не создает новые рабочие места. В течение последних сорока лет потребность в рабочих на единицу продукции сократилась более чем в 100 раз.
По мнению специалиста, высокий уровень безработицы, сложившийся в последнее время, и особенно за годы экономического кризиса, привел к изменениям даже в базовых постулатах социального государства, которое раньше исповедовало теорию полной занятости. Теперь все чаще употребляется такой термин, как естественный процент безработицы. А согласно последнему докладу Международной организации труда, 55% общего прироста безработицы в мире дают именно развитые европейские страны, на долю которых в глобальной занятости приходится только 15%. Пищулина называет это тревожной тенденцией и отмечает, что Украина тоже может быть включена в такой глобальный контекст. Поэтому, с ее точки зрения, власть должна была бы создавать какие-то механизмы и возможности для маневра, ведь проблема принимает такой вид: «Либо борьба с бедностью, либо борьба с безработицей».
Другая чрезвычайно тревожная проблема, как считает Пищулина, заключается в очень высоких темпах коммерциализации образования. «В Европе продолжаются разговоры о том, что пришло время уже вообще отказаться от бесплатного образования и перейти к элитарному, — рассказывает эксперт и добавляет: — Эти новые тенденции усложняются специфическими украинскими особенностями: на нашем рынке труда совмещаются такие противоположные тенденции, как дефицит труда и его избыток, существует преобладание неформальной занятости... Тот трудовой потенциал, который достался Украине в наследство, используется неэффективно, и тем самым мы воспроизводим низкоэффективные отрасли, которые не позволяют в корне менять структуру экономики». По мнению Пищулиной, среди тенденций на рынке труда Украины следует отметить стремление к деиндустриализации и подавляющее развитие сферы услуг. Специалист констатирует, что это общемировая тенденция, но она не способствует качественным изменениям в украинской промышленности, а соответственно, и в трудовом потенциале страны.
Как можно противостоять неблагоприятным тенденциям? Научный сотрудник считает, что на рынке труда Украины большая регулирующая роль должна принадлежать государству, поскольку «рыночные механизмы сами по себе не очень удачно регулируют эти процессы». При этом Пищулина отмечает, что, несмотря на актуальность роста спроса на рынке труда, сегодня Украине не нужно «идти тем путем, по которому мы шли, когда провозглашали необходимость создания полумиллиона новых рабочих мест, и рассматривать это как самоцель». Как считает специалист, в этом вопросе следует исходить из роли Украины на международном рынке разделения труда и «создавать рабочие места только в тех отраслях, которые могут давать максимальный конкурентоспособный эффект».
Подытоживая, Пищулина отмечает, что «ориентация (политики в сфере трудового потенциала. — Авт.) на традиционные трудоемкие отрасли стоит на пути роста экономики». По ее мнению, повышение уровня знаний и возникновение такой рабочей силы, которая быстро реагирует на вызовы высокотехнологической экономики, является первым и основным залогом и повышения производительности труда, и роста производительности экономики вообще. Поэтому преобразования на рынке труда можно и необходимо проводить, отмечает эксперт, только вместе с реформами профессионального образования, стимулируя участие работодателей в развитии трудового потенциала страны.
Далеко не во всем согласен с Пищулиной национальный координатор Международного бюро труда в Украине Василий Кострица. В частности, он отмечает, что на самом деле вопрос «либо безработица, либо бедность» сегодня не стоит. В Украине в среднем на одну вакансию приходится только два безработных, но трудоустройство на эти рабочие места за период с 2006 по 2012 года составляет от 43% до 52%. «Знаете, где у нас лучше всего осуществляется трудоустройство — в модельные агентства», — отмечает Кострица. Но больше всего его тревожит то, что в начале или даже в пик кризиса работа по развитию трудового потенциала в Украине была остановлена и заброшена. «И сегодня мы вынуждены напомнить государственным органам о том, что им следует вернуться к разработке соответствующей стратегии», — отмечает национальный координатор. По его словам, этот вопрос для всех стран мира чрезвычайно актуален.
Ссылаясь на доклад МОТ, он утверждает, что даже при постепенном восстановлении мировой экономики количество безработных в мире в 2013 и 2014 гг. будет ежегодно расти на 5 миллионов. Кострица утверждает, что ни одна страна в мире не способна самостоятельно преодолеть кризис на рынке труда. Впрочем он отмечает то, что государству, как и частным структурам, следует активно инвестировать в создание рабочих мест, в частности в инфраструктурные программы. Кострица отмечает, что в Украине сегодня 8 миллионов работоспособных относятся к экономически неактивному населению. Он спрашивает: «Это уже навсегда потерянный потенциал, или его еще можно вернуть? Если нет, — продолжает Кострица, — то он превращается в груз для государственного и местного бюджетов. Это — катастрофа!»
Еще категоричнее оценивает состояние трудового потенциала Украины заместитель председателя Федерации профсоюзов Украины Сергей Кондратюк. Он констатирует: «Нас покидает уже не только интеллект нации, но и ее генофонд», — и указывает, что к этому привела политика экономии на развитии украинского трудового потенциала. «Это была трагическая ошибка, — отмечает профсоюзный функционер, — за 21 год мы не только не сократили разрыв с передовыми экономиками мира, но и не достигли даже уровня Советского Союза». По мнению профсоюзов, украинские трудящиеся «имеют нерентабельный труд», не могут заработать даже на простое воссоздание рабочей силы. В их доходах менее 39% составляет заработная плата. Остальное — дотации, помощи, субсидии. Кондратюк также отмечает, что в Украине нет смысла добиваться развития трудового потенциала до тех пор, пока не будет решена проблема престижности труда. «У нас престижно все что угодно, — говорит Кондратюк, — биться на ринге, играть в футбол, демонстрировать модели одежды. Не престижно производить общественно необходимые товары и услуги. Сама система унижает труд в Украине». «Растущая заработная плата, — подсказывает правительству заместитель председателя ФПУ, — это лучшая инвестиция в развитие трудового потенциала Украины».
Выпуск газеты №:
№31, (2013)Section
Экономика