Перейти к основному содержанию

Секреты подростковой литературы от детского писателя

Валентин Бердт: «Дети мечтают встретить на страницах книг своих ровесников с их моральными поисками и психологическими драмами»
21 февраля, 16:02
ПИСАТЕЛЬ ВАЛЕНТИН БЕРДТ УБЕЖДЕН, ЧТО КОМПЬЮТЕР ПРЕПЯТСТВУЕТ ПОЛНОЦЕННОМУ СЕМЕЙНОМУ ОБЩЕНИЮ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО КЛУБОМ-МАГАЗИНОМ «ПТИЧКИН ДОМ»

Писатель встретился со своими маленькими донецкими читателями в книжном магазине. Книжный магазин, организовывая мероприятие, ставил цель показать настоящих «живых» писателей, ведь обычно дети в своих учебниках видят портреты людей, которые жилы в далеком прошлом. «День» поговорил с Валентином Бердтом о детской книге как спасателе от синдрома «виртуальной лавины»

— Какой, по вашему мнению, должна быть литература для современного ребенка?

— Сегодня значительная часть детской литературы — это сладко-патетическая сказка. Но дети изменились. Они нуждаются в совсем другой литературе. О чем? Нужно писать обо всем. Начиная с фэнтези и заканчивая социально-психологическим романом для подростков.

Во времена СССР была налажена система профильных издательств, распространения, пропаганды, система библиотек. Но впоследствии все это сломали, и ничего нового не было создано. Ныне мы начинаем выстраиваться, где-то что-то срабатывает, где-то — нет. У нас нет никакой идеологии детской литературы как таковой. У нас какое-то засилье иностранной литературы. Мы с большей радостью пропагандируем какие-то переводные произведения, и часто не высокохудожественные. Это происходит и во взрослой литературе, и в детской. Поэтому я думаю, что, прежде всего, детской литературе нужна поддержка власти. В хорошем смысле. То есть должны быть и магазины с детской литературой, и библиотеки, и дополнительные тиражи. Государство должно отслеживать новые интересные книги, новых хороших авторов и рекомендовать их для чтения в школах. То, что сделал творческий конкурс «Великий Їжак», когда собрал всю детскую литературу, изданную за два года, и выбрал девять лучших книг. Я не знаю, кто именно должен этим заниматься в государстве, но кто-то точно должен.

— Вы говорили о том, что в современной детской литературе недостает самого подростка. В вашей книге «Мій друг Юрко Циркуль та інші» он появляется. По вашему мнению, каким он должен быть? И в таком случае, должна ли книга нравиться подросткам и их родителям?

— Действительно, среди книжного разнообразия не так уже и выделяются «могучей кучкой» тексты для подростков. Правда, в последние годы этот пробел постепенно заполняется, но не так быстро. Уверен, если подросток стремится что-то прочитать, то непременно обратит внимание на такие произведения, как «Друзі за листуванням» Оксаны Лущевской, «Русалонька з 7-«Б» Марины Павленко, «Отто принц Львівський» Олекса Росича. Постепенно изменяются ситуация к лучшему благодаря переводам. В издательстве «Урбіно» вышли замечательные книги Барбары Косовской «Буба» и «Буба: мертвий сезон».

Общаясь с подростками во время встреч, я интересуюсь: о чем бы они хотели прочитать в книгах для школьного возраста? Ответы самые разнообразные. Здесь и фэнтези, и детектив, детские энциклопедии и тому подобное. Также они мечтают встретить на страницах книг своих ровесников с их проблемами, заботами, моральными поисками, психологическими драмами и т.д. Наверное, вот такого чтива недостает.

Вы интересуетесь, каким должен быть подросток в художественном произведении? В первую очередь — настоящим, таким как на улице, в спортзале, за компьютером и, наконец, в школе. Ведь кому интересно читать о себе ненастоящем? Искусственный сюжет, искусственные персонажи, диалоги сразу же отталкивают.

— Способна ли литература решать подростковые вопросы?

— Безусловно. Не будет «подростковых вопросов» — не будет и подростковой литературы. Другой вопрос, насколько это эффективно удается авторам таких текстов? Хотя произведение не может быть готовым рецептом от всех болячек подросткового периода, потому что его не интересно читать. Читатель должен самостоятельно, через осмысление, переживание докопаться до ответа на вопросы, которые его волнуют. Наверное, в этом и заключается важнейший секрет формулы сотворчества: писатель-читатель.

— А что вы рекомендуете читать собственной дочери? И рекомендуете ли?

— Мой ребенок уже вырос из того возраста (ей ныне 15 лет), когда она прислушивалась к тому, что я советую. Она читает популярные сентиментальные романы. В детстве читала в первую очередь классику. Я предлагал ей украинскую, русскую и зарубежную классику, проверенную на себе. Это огромный список. Но сегодня мне трудно влиять на ее литературный вкус. Правда, недавно она прочитала Курта Воннегута, и для меня это было открытием.

Я достаточно осторожно и с трепетом души смотрю на современных подростков. Кое в чем они умнее нас, а кое в чем еще нет. Но это настолько сложная глыба, которую мне хотелось бы, как Макаренко, обнять и обогреть. Мне их очень жаль. Они в какой-то степени замучены школой, обществом. Родители из-за постоянного и предельного безденежья не добавляют им часть своего тепла. И ребенок растет сам.

— Возможно, не только из-за безденежья. Некоторым родителям проще оставить ребенка с компьютером, например. Сегодня на встрече очень многие дети говорили о том, что они проводят время с компьютером, у них нет реальных друзей, и они очень редко куда-то выбираются с родителями.

— То есть пришли с работы: «Привет» — «Привет». На этом заканчивается общение, и — каждый в свой монитор. И в этом я убедился на примере собственной семьи. Я специально считал количество слов в сутки и потом говорил, что за день мы произносим столько-то слов и предложений. Меня это настораживает. Да, это не всегда зависит от денег. Из-за наплыва этих искусственных вещей, искусственного образа жизни, развлечений, досуга, мы это не можем ни увидеть, ни постичь. Знаете, есть такая детская немецкая сказка, когда дудочкой парень-вор выводит из города всех детей. Это в действительности было когда-то в Средневековье. Так же и сегодня это может делать Интернет, эти виртуальные развлечения. Однажды утром мы проснемся и увидим, что наших детей нет. Города будут пустыми.

Я думаю, что все равно все зависит от системы воспитания в государстве. Как томимый жаждой человек хочет напиться, так подросток хочет знать все больше и больше. Это должно быть естественной потребностью. Но для того, чтобы эта потребность возникла, детей нужно привлекать к знанию интересными изобретениями, научными разработками, беседами. Все кружки сейчас не бесплатны и не каждые родители могут позволить отдать своего ребенка в разные секции. Кроме того, в удаленных от центра районах их намного меньше, часто это очень неудобно для родителей и они не могут возить ребенка через весь город. Таким образом, Украина может потерять очередного Королева или Ньютона, или еще кого-то. Если ребенок раньше посещал такие кружки, узнавал много интересного, то ему хотелось узнавать еще и еще. А сейчас ребенок ничем не занимается, кроме танцев и спорта. У нас в стране танцуют все и в футбол играют все, и больше ничего. То есть ребенок должен почувствовать, что реальный мир прекрасен, что есть много интересного.

СПРАВКА «Дня»

Валентин БЕРДТ — журналист, писатель. Живет в Харькове, печатается во Львове. Литературное творчество начинал как поэт, издав сборник верлибров «Потойбіччя». Как прозаик дебютировал романом «Останній клієнт». В детской литературе с 2009 года. В. Бердт — лауреат творческих конкурсов «Часопис», «Часопис-2000», «Коронация слова» (2009), «Коронация слова» (2012), лауреат литературной премии «Великий Їжак» (2012).

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать