Александр ПОПОВ: «Городской голова не должен представлять позицию какой-то одной политической силы»
На этой неделе в СМИ появилась информация о возможности освобождения главы КГГА Александра Попова с занимаемой должности. Правда, сам он сразу опроверг эту новость, назвав ее слухами. Наша беседа с Александром Павловичем состоялась накануне. Выглядел он уверенно и не уставшим, несмотря на недавние проблемы со снегопадом. Говорит, к избирательной борьбе готов, назначьте только старт. С этой темы и начался наш разговор.
— Александр Павлович, дата киевских выборов до сих пор не известна — депутаты от провластного большинства и оппозиции не могут договориться. Каковы ваши аргументы за выборы?
— Назначать выборы в Киеве — это исключительно компетенция Верховной Рады. В настоящий момент кое-кто из депутатов говорит мне: «Давай включайся в эти процессы...» Хочу подчеркнуть, что каждый делает свое дело. Депутаты, в частности те, кто баллотировался от Киева, во время парламентской избирательной кампании обещали назначить выборы в столице (я разделяю их намерения) — так выполните свои обещания, примите решение.
— Какова все-таки ваша позиция: когда должны проходить выборы в Киеве?
— Чем быстрее, тем лучше, в соответствии с требованиями Конституции и закона о выборах. Как только примет решение Конституционный Суд, Верховная Рада должна определяться. После ее вердикта выборы должны проходить через два месяца. Я готов к «борьбе» в любое время.
— Каким является ваше отношение к протестам оппозиции у Верховной Рады с требованием назначить выборы?
— Абсолютно нормальным. Это элемент демократии. Нравится кому-то или нет, это составляющая политической борьбы.
— В случае вашей победы на выборах вы готовы работать в рамках существующих полномочий мэра?
— Если мне выпадет честь быть избранным городским головой, я однозначно буду ставить перед Президентом вопрос о важности объединения полномочий городского головы и главы КГГА. Это логичный шаг.
— По каким правилам, по вашему мнению, должны проходить выборы городского головы (в один или два тура)?
— Будет не совсем правильно, если в отношении столицы или других городов будут приниматься отдельные законы, которые будут определять какие-то особенные подходы. Сегодня в Украине законом установлена избирательная процедура, которая предусматривает выборы городского, поселкового и сельского головы в один тур. По этой процедуре избраны руководители всех местных властей в Украине. Значит, в Киеве должна быть соблюдена та же процедура. Правильным будет любой вариант избирательного процесса, который будет соответствовать Конституции и конституционному принципу единого закона для всех.
— То есть вы готовы на два тура?
— Абсолютно, если это будет определено законом.
— Партия регионов проиграла парламентские выборы в Киеве. Какие выводы вы сделали? Был ли у вас по этому поводу разговор с Президентом?
— С главой государства мы говорили на эту тему. Дело в том, что избиратель всегда прав. Если получили такой результат, значит, Партия регионов не донесла свои аргументы до избирателей так, как это нужно было сделать.
Я вообще считаю, что городской голова не должен представлять позицию какой-то одной политической силы, его обязанность — обеспечивать общие интересы всех жителей города, независимо от их партийных симпатий и предпочтений. Если киевляне голосованием «за» доверят мне пост мэра, буду ставить вопрос о приостановке своего членства в партии на период исполнения полномочий Киевского городского головы. Был, есть и буду одинаково доступным для сотрудничества с любыми политическими силами, если это сотрудничество в интересах Киева и киевлян. Должность городской головы должна объединять. Мы же видим, что между провластной и оппозиционными партиями сегодня постоянно конфликтная ситуация. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности города, потребностей и интересов его жителей политические конфликты в местной власти не только не нужны, но и вредны. Городской голова, глава государственной администрации столицы должен инициировать и обеспечивать решения, которые не разграничивают, а объединяют на основе и ради общих интересов общества.
«И У ВЛАСТИ, И У ОППОЗИЦИИ ЕСТЬ ПОЛЕ ДЛЯ ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА...»
— В чем вы видите причины неспособности власти и оппозиции к компромиссным решениям?
— В том, что лидеры политических сил ориентированы больше на победу на выборах, чтобы стать властью ради самой власти, а не для конструктивной работы в интересах избирателей. Например, сегодня все ждут выборов в Киеве, параллельно уже фактически идет подготовка к 2015 году. Также дает о себе знать инерция политического противостояния прошлогодних выборов в Верховную Раду. При такой ситуации политически-электоральная целесообразность почти всегда преобладает над целесообразностью экономической и социальной и даже культурной, от чего становится особенно горько.
— А власть идет на достаточные компромиссы?
— Понятно, что если существует конфликт — диалог отсутствует. Убежден: и для одних, и для других есть поле для переговорного процесса — общие интересы украинских граждан и украинского государства.
— Вас несколько раз переизбирали мэром Комсомольска на Полтавщине, жители города говорят о вас хорошо, а что не так с киевлянами?
— В Комсомольске я переизбирался четыре раза с рекордным результатом в 90% голосов. Киев — это город разноплановый, в частности в политическом плане, а значит, непростой. Думаю, 90% здесь никто никогда не наберет. Хочу подчеркнуть, что за время моего пребывания на должности главы КГГА я не занимался пропагандой своей деятельности как кандидат на должность городского головы, хотя и не скрывал и не скрываю намерения баллотироваться, чтобы получить поддержку киевлян как решающее условие успешной реализации Стратегии развития города, разработанной при моей инициативе и участии. То есть, условно говоря, проект «Попов — кандидат в мэры Киева» не актуален, пока нет официального решения о начале избирательной кампании.
Когда кампания начнется, буду дискутировать с кандидатами о преимуществах моего и их видения перспектив Киева. Я к дебатам готов. За два с половиной года работы на должности главы городской госадминистрации через меня прошли все «болезни» города, которые нужно лечить, чтобы жизнь в Киеве становилась комфортнее, а историко-культурный и природный ландшафт столицы радовал глаз и вызывал гордость у каждого киевлянина и всех украинцев. Я хорошо знаю проблемы районов, улиц, домов, знаю и приобрел опыт, как эти проблемы решать. Большинство кандидатов в силу своего статуса будут говорить, как будут делать то или другое, а я это уже делаю. В этом мое преимущество и в то же время трудность. Ведь каждая ошибка или сложность при решении какой-то проблемы отражается и на оценках киевлянами того, что делается мной и моей командой.
— Часто приходится слышать от рядовых киевлян довольно простую фразу: «Попов — нормальный человек, но не в той компании». Речь идет о репутации Партии регионов. Как прокомментируете?
— Я никогда не открещивался и не буду открещиваться от своей принадлежности к Партии регионов. Считаю, что это политическая сила, которая знает, что делать и делает, а не просто выдвигает лозунги. Она уже дважды подтвердила, что может стабилизировать экономическую ситуацию и формировать тенденцию к развитию страны. Власть критиковать всегда легче, чем эффективно работать во власти. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Конечно, были, есть и будут просчеты. При этом я имею возможность критиковать те или иные решения, которые принимаются на уровне партии и правительства. Но я поддерживал и буду поддерживать общую политическую линию на обеспечение экономического и политического суверенитета Украины и ее развитие по европейским и евроинтеграционным стандартам. Благодаря этому мы через дискуссию находим понимание с Президентом и правительством в вопросах, важных для Киева и киевлян. Убежден, что политическая конфронтация между руководителем города и руководством страны только будет вредить интересам территориальной общины, и такая конфронтация недопустима.
«МЫ НЕ ДОНЕСЛИ НЕОБХОДИМЫЕ ПОСЛАНИЯ ДО ЛЮДЕЙ ВО ВРЕМЯ СНЕГОПАДА. БУДЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ СИСТЕМУ»
— В последнее время в связи с действиями столичной власти во время природных катаклизмов в ваш адрес звучало немало критики. Считаете ли вы ее справедливой? Какие ошибки были допущены? Какие сделаны выводы из неготовности Киева к стихии?
— Частично эта критика, конечно, является справедливой. В то же время некоторые оппозиционные политики воспользовались ситуацией не так для критики ошибок, как для дискредитации людей, которые работали, пусть и не безукоризненно. На телеканалах было много материалов с критическими сюжетами, иногда справедливыми, иногда такими, в которых очевидна была предубежденность. В последнем случае игнорировалась объективная реальность. А она заключалась в том, что за все десятилетия ведения мониторинга погоды такого снегопада в Киеве никогда не было. Движение на отдельных дорогах, по которым передвигался крупногабаритный транспорт, останавливался при любом масштабе снегоуборочных работ, поскольку так называемые «фуры» не готовы были преодолевать проявления непогоды, буксовали и блокировали не только движение обычных автомобилей, но и коммунальной техники, которая была мобилизована на расчистку дорог от снега. Поэтому вопрос стоял, насколько быстро будет решена эта проблема. Не все мои подчиненные сработали так, чтобы не было жалоб. В отношении них сделаны кадровые и другие дисциплинарные выводы. Тем не менее, уже в субботу (снегопад начался во второй половине дня пятницы. — Авт.) были задействованы механизмы, которые позволили до конца дня возобновить поставку продуктов, а в воскресенье заработал транспорт на заблокированных на пике ненастья магистралях.
Мы сейчас продолжаем подробно анализировать, начиная с того, кто и как реагировал на уровне ЖКХ, районов, департаментов, оценку дадим каждому. Не столько для того, чтобы кого-то там уволить, хотя без этого не обойдется, а для того, чтобы больше не повторять допущенных промахов. Нужно обновить наши инструкции, подходы к организации работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Элементарно нужно изменить систему сообщений о природных и любых других катаклизмах. Нашим главным ресурсом, через который мы обращались к киевлянам с предупреждением и рекомендациями, были коммунальные СМИ. Между тем, центральные теле- и радиоканалы наши обращения не распространяли, а свой информационный потенциал включили на полную мощность только тогда, когда угрозы ненастья стали реальностью. Следовательно, проблемы есть, они выявлены и анализируются, поэтому, я убежден, анализ ошибок и трудностей вместе с приобретенным опытом позволит предупредить или хотя бы минимизировать опасности, которые могут возникать в будущем в подобных ситуациях.
— Можно допустить, что не хватает средств, техники, в целом ресурсов для противодействия стихиям, но во время последнего большого снегопада киевской власти не хватало диалога с людьми. Почему не было контакта с общественностью, а если и был, то выглядело все неубедительно?
— Я уже сказал, что у нас не отработана система информирования населения об угрозах чрезвычайных ситуаций. Выходы на телевидение и другие СМИ были недостаточными, поэтому мы не донесли необходимые послания до людей. Система нуждается в серьезном совершенствовании (телеканалы на сегодня частные, так просто туда не попасть), когда, например, возникает необходимость прерывать все трансляции и немедленно давать информацию. Обращения к людям в записи, в частности мои и вице-премьера Александра Вилкула, кто-то дал в эфир, а кто-то — нет. Вопрос организации потенциала предупреждения об угрозах природных и техногенных катаклизмов — один из ключевых. Поэтому будем совершенствовать систему.
— Ранее вы озвучили очень серьезные цифры потерь города от ведения хозяйства Черновецким... И что?
— У нас по этому поводу давно готов отчет. Периодически сведения о выполненной работе мы предоставляем киевлянам через средства массовой информации. В частности, уже принято решение о возврате общественности земельных участков общей площадью почти три с половиной тысячи гектаров, это преимущественно зеленые насаждения. Возвращены в коммунальную собственность «Киевгорстрой», «Киевводоканал», «Киевгаз» и другие. Сделано много. Это была непростая работа, но мы ее выполнили. Кстати, всю эту информацию мы давали в СМИ. Но у меня такое впечатление, что некоторые СМИ не склонны к распространению позитивных фактов и отдают преимущество негативному контенту.
— Каковы последствия для самого Черновецкого от названных вами потерь активов города?
— Это вопрос к правоохранительным органам. Все для восстановления прав киевской общественности, что относится к определенной законом компетенции городской власти, было сделано.
— Принимали ли вы какие-то специальные меры для того, чтобы ваша команда не повторила этот «опыт»?
— Принимали и принимаем. В первую очередь это открытость в работе всех городских служб и, конечно, контроль за работой чиновников. Второе — сложнее. Такой контроль будем усиливать. Надеюсь на помощь киевлян в этой работе.
«РАБОТАТЬ В УКРАИНЕ ИНВЕСТОРАМ НЕВЫГОДНО, НУЖНО МЕНЯТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО»
— Недавно Институтом экономических исследований и политических консультаций и Киевским международным институтом социологии по заказу Госинвестпроекта были презентованы результаты исследования инвестиционно привлекательных регионов страны. Согласно этому рейтингу, Киев занимает четвертое место, пропустивши вперед — Харьковскую, Львовскую и Донецкую области. Почему?
— Я помню исследования годовой давности, которые проводил Институт эффективного управления на эту тему. Там были как критические моменты по отношению к Киеву, так и позитивные. Среди негативных — большое влияние правоохранительных и контролирующих органов на бизнес. Эти пункты поставили нас на последние позиции, хотя по другим показателям Киев занимал первые места. Не исключаю, что названный фактор оказался существенным и в рамках упомянутого вами исследования. Действительно, в столице чувствуется повышенный контроль над бизнесом со стороны контролирующих органов, и это вызывает справедливые сетования. С другой стороны, за последний год мы сделали много, чтобы ситуация изменилась, особенно в связи с организацией работы центров административных услуг (проект еще нужно отшлифовать). Это — революция. На уровне страны мы лидируем в решении соответствующих вопросов.
Есть и объективное обстоятельство, которое сдерживает развитие бизнеса в столице, — это отсутствие территорий, свободных для застройки, в том числе для реализации инвестиционных проектов. В тех же Львове, Донецке или Харькове таких территорий больше (есть резерв). В Киеве такого резерва очень мало. Большинство участков или приватизированы, или переданы в аренду. То, что мы смогли вернуть — это преимущественно зеленые зоны, где нельзя строить, потому передать их под строительство мы не можем и не будем, потому что это — невосстанавливаемый природный ресурс города, его нужно оберегать. Впрочем, в Киеве на массивах есть много кварталов старой застройки («хрущевки»), где могли бы работать инвесторы и строители. В большинстве европейских стран здания типа наших «хрущевок» давно уступили место современным многоэтажкам. Но работать в Украине инвесторам невыгодно, нужно менять законодательство, а это полномочия центральной власти.
— Что касается зеленых зон. Возобновит ли Киев репутацию города садов и парков? Кстати, на проспекте Победы — огромная реклама строительной кампании вызывающе говорит: «Мой дом в парке»... и в самом деле, рядом новостройка. Что это как ни показательная коррупция? Существует надзор?
— Это задача, которую мы хотим решить в ближайшее время. Прежде всего, через обновление существующих и закладывание новых парков и скверов. У нас есть наработанные проекты. Есть большие программы по высадке деревьев и цветов. Например, высаживаем каштаны на Крещатике и прилегающих улицах, десятки тысяч деревьев высадим весной. Также, это касается цветов — никогда столько не садили. В прошлом году было 12 млн., в этом году — хотим посадить 15 млн. цветов. Я считаю, что мы обязаны вернуть Киеву славу, когда он считался самой зеленой столицей в Советском Союзе и Европе. И на это нужно не только деньги, но и надлежащая организация, в том числе самих киевлян.
— А что касается все-таки примера — «Мой дом в парке». Это около Пушкинского парка. В чем проблема?
— Этот дом — яркая иллюстрация деятельности бывшей власти Киева. Земля под него была отведена еще 8 лет назад, и сегодня мы, к сожалению, не имеем законных оснований для обжалования этого решения Киеврады.
— Культура в городе: что планируется? Будут ли открываться новые книжные магазины, музеи, театры? Донецк, например, делает «фишкой» спорт и оперу, а столица думает об имидже? Когда-то — каштаны, «киевский торт», а что теперь?
— Киев — это город духовности и культуры, причем не только Украины. В прошлом году мы открыли два музея, в этом планируем открыть два театра (этот процесс будет продолжаться). В настоящее время готовится проект реконструкции старого Подола — сделаем его историко-культурной территорией, где можно пешком прогуляться по улицам, где будут отремонтированы и подсвечены фасады домов. В этом году планируется завершить реконструкцию Почтовой площади. Думаем, как сделать привлекательнее Контрактовую площадь. Киево-Могилянская академия готовит свои предложения, мы привлечем студентов, которые учатся по специальности (архитекторы, археологи, историки), к благоустройству каждой улицы. Наше наследие нужно защитить и возродить.
Есть еще много интересных проектов. В частности, Аллея Соборности. Планируется возобновить пешеходной маршрут от Владимирской горки к Киево-Печерской лавре по склонам Днепра в контексте символов единения Украины. Мы хотим разбить эту территорию на участки, где бы каждый регион мог себя представить какой-то интересной парковой скульптурой.
«ВЫ УВИДИТЕ, ЧТО В ЭТОМ ГОДУ МЫ ОСТАВИМ ТОЛЬКО ОКОЛО ШЕСТИ ТЫСЯЧ ЗАКОННО УСТАНОВЛЕННЫХ КИОСКОВ, А ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ — СНЕСЕМ»
— Почти постоянно при вашем руководстве в Киеве действовал мораторий на установление МАФов. Но за это время просто на глазах их количество увеличилось. После снесений МАФов около станций метро «Политехнический институт» и «Житомирская» за несколько дней появлялись другие киоски. Такая же ситуация и в Гидропарке. Почему так происходит? Это проявление коррупции?
— Это крупный теневой бизнес. В действительности владельцами двух третей киосков, фактически киосковых сетей, являются несколько десятков человек. Большая часть их «бизнеса» — теневая. Поэтому сегодня мы находимся на таком этапе, когда ставим задачу объединить усилия всех правоприменительных органов, чтобы решить проблему. Вы увидите, что в этом году мы оставим только около шесть тысяч законно установленных киосков, а все остальные снесем. Конечно, из-за этого около КГГА можно ожидать пикеты, проплаченные «теневиками», будут обращения в суды, и тому подобное, но мы это переживем и обязательно наведем порядок. Не может и не должно так быть, чтобы столица превращалась в базар.
— Почему с улиц Киева не убираются так называемые МАФы на колесах?
— В прошлом году мы дали немного больше необходимого разрешений, потому что было много гостей в связи с Евро-2012. Теперь будем ситуацию оптимизировать под «нормальный режим» столичной жизни.
— Огромная проблема с автомобильным транспортом. Отсутствие паркингов, на дорогах постоянные заторы... Что планируется сделать до конца года?
— Мы проанализировали транспортную ситуацию в центральной части города и готовы предложить бизнесу, который имеет или готов строить парковочные комплексы (наземные, подземные) стать нашими партнерами. Или они организуют процесс, или мы сами выполним необходимые работы, одновременно проведя мероприятия по предотвращению неразрешенной парковки в центральной части города. Дальше. Строим новый мост на Троещину (авто, метро), он решит проблему заторов на Московском мостовом переходе. Следующей весной должно начаться строительство новой окружной дороги. В этом году будет подготовлен проект и определен партнер.
— Что вы считаете несправедливым в налоговом законодательстве относительно Киева?
— У нас только в этом году предусмотрено изъять 8,2 млрд. грн., то есть 50% налога на доходы киевлян как физических лиц. Моя позиция, что эти средства должны оставаться в Киеве. Правильным был бы вариант, когда эти деньги будут направлены на развитие города и социальную защиту киевлян с низкими доходами. Есть несколько законопроектов, которые подготовили разные политические силы, или отдельные депутаты, но они не гарантируют, что изменения проведут, а средства останутся. Вариант, который мы считаем правильным, нами подан в Кабинет министров на согласование и внесение на рассмотрение парламентом. В настоящее время ведем согласовательную дискуссию. Рассчитываем на позитивный результат. Киеву нужны средства, прежде всего те, которые платят в бюджет сами киевляне. Нужно продолжать строительство станций метрополитена, возводить его четвертую ветвь на Троещину, строить метро на Виноградарь и многое другое. Можно даже идти на какие-то ссуды, понимая, что ресурс займов будет направляться на развитие производства и услуг, а также создания новых рабочих мест и тем самым позволит зарабатывать средства, чтобы ссуды возвращать. Для нас это очень важный вопрос, и я убежден, что нам удастся разрешить его в пользу Киева.
Выпуск газеты №:
№67, (2013)Section
Nota bene