Ленский на... баррикадах
20 и 21 апреля в Киеве пройдут гастроли Театра балета Бориса Эйфмана (Санкт-Петербург)![](/sites/default/files/main/articles/17042013/10onegin.jpg)
На сцене Национальной оперы Украины будет представлен спектакль «Онегин». Это хореографическая версия поэмы Пушкина «Евгений Онегин», созданная фантазией и талантом известного российского балетмейстера Бориса Эйфмана. Премьера «Онегина» состоялась в 2009 году, вызвав большой резонанс у публики и критиков. Эйфман одел актеров в кеды, джинсы и куртки с рокерскими заклепками... Сюжет начинается во время августовского путча 1991 года. Ленского отправили на баррикады... Дуэль Онегина и Ленского превратилась в ресторанную драку, а Татьяна выходит замуж за олигарха... Согласитесь, довольно неожиданная интерпретация! Борис Эйфман не боится экспериментировать, а его дерзкие постановки становятся смелым прочтением классики.
Ныне в активе мастера четыре десятка балетов. Эйфман — самобытный хореограф со своим неповторимым почерком. В «Онегине» балетмейстер объединил классические мелодий Петра Чайковского и современные рок-композиции Александра Ситковецкого, которые вместе создают причудливое музыкальное полотно. Театр Бориса Эйфмана — это всегда авторский театр!
Расширяя рамки хореографического действа, Эйфман вводит в спектакль три сцены сновидений, различных по смыслу и воплощению. Сон Татьяны создан почти хрестоматийно, близко к «букве» романа. Сны Онегина отмечены психологической насыщенностью. Это сны-исповеди. Призрак Ленского, возникающий как наваждение, превращается в судьбу, требующую ответа за содеянное...
— Обращаясь в своих спектаклях к великой литературе, я пытаюсь выразить искусством хореографии эмоциональное потрясение, а также мудрость и творческую мощь наших гениальных предшественников, — подчеркивает Борис ЭЙФМАН. — Слово — это инструмент созидания и разрушения, оно способно возродить или уничтожить! Язык тела как более древний способ самовыражения несет в себе общепонятные эмоциональные и духовные ценности. И обращаясь к литературному первоисточнику, я ставлю своей целью вскрыть то, что может сегодня волновать моих современников, то, что можно выразить только великим искусством хореографии. Почему я обратился к роману А.Пушкина «Евгений Онегин», что волнует меня сегодня в нем? Этот роман назван «энциклопедией русской жизни». Я перенес пушкинских героев в 1990-е, в экстремальные обстоятельства, когда старый мир рушился, а жизнь диктовала новые правила. Эксперимент этот мне был необходим для того, чтобы ответить на волнующий вопрос: что есть русская душа сегодня?
Ныне в труппе у Б. Эйфмана выступают самобытные танцовщики, победители престижных балетных конкурсов (кстати, многие из них —представители украинской хореографической школы). «Онегин» завершает своеобразную трилогию, которую Борис Эйфман создал в последние годы: «Анна Каренина» по мотивам романа Толстого ( в прошлом году с этим балетом познакомились киевляне), «Чайка» по Чехову и, наконец, «Онегин», созданный по мотивам романа в стихах Пушкина.
Кстати, ныне дирекция Национальной оперы Украины ведет переговоры с Борисом Эйфманом, чтобы он приехал в Киев еще раз в мае, но не как гастролер, а как почетный гость Международного фестиваля балета, посвященного памяти знаменного хореографа Анатолия Шекеры. В кулуарах театра ходят слухи, что Б. Эйфману хотят предложить поработать с киевской труппой, и если у мэтра появится «окошко», то поставить (по его выбору) спектакль.
Борис Яковлевич признается, что нашу столицу считает «талисманом» своего театра: «Я обожаю Киев! Именно с вашего города началась наша гастрольная эпопея. Первые гастроли театра состоялись 30 октября 1977 года на сцене Октябрьского дворца (ныне МЦКИ). Мы показали «Бумеранг» на музыку Pink Floyd... Грандиозный успех нашего балета в Киеве помог поверить в свои силы, закрепил уверенность, что мы выбрали собственную стезю в творчестве! Ведь нас тогда упрекали, что «подвержены тлетворному влиянию Запада», а в ту пору партийные цензоры имели колоссальную власть и могли задушить наш молодой коллектив. Я благодарен киевлянам, что не просто поддержали, а признали нас, и это стало важным моментом в нашей биографии. Именно с Киева наш театр вышел на международную гастрольную орбиту! Знаете, наши артисты говорят: «Если киевляне принимают спектакль, то он понравится публике разных городов»!
Выпуск газеты №:
№71, (2013)Section
Культура