Перейти к основному содержанию

Украинские «умные»

Зачем львовским автобусам и трамваям штрихкод? Какие «зеленые волны» создают светофоры? И как эволюционировал общественный транспорт в Луцке, Симферополе и Днепропетровске?
19 апреля, 11:49
ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

Чтобы сделать покупку, достаточно отсканировать нужный продукт, с платежной карточки автоматически спишутся средства, а пакет доставят прямо вам домой. Нет, это не кадр из фантастического экшена. Это — реальность многих развитых стран мира. А один супермаркет в Китае пошел еще дальше и заявил о планах открывать виртуальные супермаркеты с дополнительной реальностью. Чтобы сделать покупки в таких магазинах, покупателю нужно загрузить соответствующее приложение на свой телефон (Yihaodian). На стены площадок наклеят изображения продуктов, которые активируют дополнительную реальность. Чтобы получить информацию, например, о йогурте, нужно посмотреть на его изображение через камеру смартфона — оно превратится в интерактивную 3D-картинку. Покупку можно сделать сразу же, и к моменту возвращения домой йогурт будет ожидать у дверей. Смысл идеи в том, чтобы получить лучшее от обоих миров — виртуального и реального. Как показывает практика, покупателям нравится ходить в магазины, но не хочется таскать пакеты. С помощью дополненной реальности можно, как и раньше, прогуляться в ближайший супермаркет, но домой идти налегке. Преимущество перед онлайновыми супермаркетами — в осуществлении покупок без необходимости путаться в веб-страницах и делать сотню кликов — теперь достаточно двух. К тому же, у проекта есть еще один важный плюс — использование незанятых городских пространств. Поэтому уже в ближайшее время на городских пустырях в Китае должны будут появиться 1 200 таких супер-магазинов. Удивлены? А дальше — еще больше...

Туалеты-лифты, появляющиеся ночью на улицах Лондона и призванные решить проблему общественных гардеробных для ночных гуляк по городу; тротуарная плитка, которая превращает энергию от шагов прохожих в электроэнергию, используемую для освещения улиц; рекламный щит, производящий воду из воздуха в городе Лима, который расположен почти в самом центре пустыни. Таких примеров, призванных решить проблемы современных полисов, можно привести очень много.

Украина тоже не стоит в стороне модных тенденций. Хотя, пока что, не может пощеголять тем, что является законодательницей моды на «умные» города.

«День» изучал ситуацию с «умными» городами в Украине по четырем факторам: транспорт, экология, ресурсопотребление и инфраструктура. Мы расскажем о новейших технологиях в сфере энергосбережения, очистки воды и воздуха, строительства помещений, общественного транспорта, утилизации отходов, безопасности, а также здравоохранения на примере лучших реализованных проектов, реализованных в наших городах.

Поэтому первая часть — транспорт.

Об «умном» общественном транспорте в Украине известно давно. Доказательством этому являются странные решетки на крышах стареньких трамваев Львова и троллейбусов Сум и Черкасс. Специальные идентификаторы-штрих-коды устанавливали в 1980-х годах. Каждая такая решетка отличалась от другой, потому камеры-сканеры, установленные по городу могли считывать информацию о проезжающем трамвае или троллейбусе, определяющих их пребывание в определенном месте в определенное время. Эти данные передавались на центральный пульт городского управления транспорта и помогали контролировать выполнение графика. Но из-за несовершенства советской техники (большой брак) эта система в названных городах, или вовсе не была запущена, или проработала довольно короткий срок.

АВТОБУС СО ШТРИХКОДОМ

В 1990-е годы вопрос о всяческих системах высокотехнологического контроля за транспортом в повестке дня не стоял. Была задача — при минимальном финансировании попробовать сохранить имеющийся автопарк. Но с наступлением 2000-х годов все изменилось. Рост экономики и высоких технологий, а также примеры мегаполисов развитых стран, вернули некоторых украинских чиновников к подобным идеям. Так, в 2008 году почти весь общественный коммунальный транспорт Киева был оснащен GPS-системами (система спутникового определения места расположения). Это позволило столичной власти контролировать график передвижения транспорта по городу, а также оперативнее реагировать на форс-мажорные ситуации.

За несколько лет на некоторых конечных остановках города установили электронные табло, на которых показывался номер маршрута автобуса или троллейбуса и время прибытия двух ближайших машин по каждому из них. Но, как часто бывает в нашей стране, их часто забывают обслуживать, и на данный момент больше чем половина табло неисправна. На большее киевской власти не хватило. Даже, чтобы найти расписание движения автобусов или трамваев нужно буквально перевернуть весь сайт «Киевпасстранса».

В то же время, есть в Украине города, где в транспортной сфере уже — 21-й век. На компьютере, смартфоне, планшете вы спокойно можете узнать, где в данный момент находятся автобусы Луцка (http://mak. lutsk.ua /guest), троллейбусы Симферополя (http://krym-tr.com.ua/guest) и маршрутки Днепропетровска (http://transit.in.ua). Причем, на последнем сайте на перспективу заложены позиции для других видов транспорта, а также для других городов (Винница, Киев, Харьков и Одесса). А вот в Киеве, как пообещал «Дню» заместитель генерального директора «Киевпасстранса» Сергей Литвинов, такая услуга заработает уже к 1 июля текущего года. «Ведутся соответствующие работы с целью предоставления указанной услуги уже в первом полугодии 2013 года», — прокомментировал он.

ЗАТОРЫ — ОН-ЛАЙН

Но самого мониторинга ситуации с общественным транспортом недостаточно. Несколько лет назад две крупные интернет-компании Яндекс и Google на базе своих онлайн-карт выпустили сервисы с определением заторов. Причем Яндекс полностью мониторит не только Киев и околицы, но и девять крупных украинских городов, а также частично основные дороги других населенных пунктов и главные магистрали страны. Карты обоих сервисов можно привязать к GPS-навигатору в телефоне. Таким образом водитель автомобиля сможет получить возможность просчета необходимого маршрута с учетом заторов. Для некоторых городов эти сайты могут подсказать пассажиру, каким общественным транспортом нужно воспользоваться, чтобы добраться до запланированного места. Кроме того, осенью прошлого года в центре Киева, около перекрестков основных дорог, были установлены большие светодиодные экраны, демонстрирующие ситуацию с заторами на ближайших улицах. Таким образом столичные водители получили возможность понимать, что происходит вокруг них и корректировать свой маршрут, согласно дорожной ситуации.

Впрочем, в мире технологии пошли еще дальше. Так, например, в 182-тысячном испанском городе Сантадер открытая городская электронная система показывает количество парковочных мест, включая места для инвалидов, наличие грузового транспорта на дорогах, определяет среднюю интенсивность движения транспорта, контролирует автобусные остановки и стоянки такси (в том числе с количеством людей на остановке или в автобусе), а также мониторит передвижение общественных велосипедов.

В Украине же такому широкому распространению технологий может помешать достаточно жесткий Закон о защите персональных данных, принятый в 2010 году.

УМНЫЙ СВЕТОФОР

Только с помощью мониторинга избежать осложнений на дорогах невозможно. Поэтому несколько лет назад в Киеве начали внедрять автоматизированную систему управления автомобильным движением. Это установка, которая из диспетчерского пункта автоматически наблюдает за загрузкой дорог и самостоятельно переключает светофоры, чтобы облегчить дорожное движение. Столица пока «привыкает» к этой технологии только на центральных улицах. Какую эффективность продемонстрировала программа стоимостью в более чем 100 миллионов гривен, в киевском муниципалитете пока держат в секрете.

Между тем во Львове подобную систему, которую начали устанавливать осенью 2012 года, встретили в штыки. В городе Льва на 13 перекрестках установили «умные» светофоры, которые должны анализировать ситуацию на дороге и включать определенный свет, чтобы избегать заторов и создавать «Зеленые волны» движения. Но на практике с этим возникли проблемы. «В районе улиц Коновальца, Мельника, Чупринки никогда не было заторов. А благодаря «умным» светофорам здесь появились «пробки» и транспортным средствам проехать невозможно», — жаловался начальник городской ГАИ Богдан Мицак. Он заметил, что решение проблем с заторами следовало начинать с обустройства стоянок для автомобилей, которые до сих пор паркуют на обочинах, уменьшая таким образом ширину проезжих частей.

Но не только этим можно исправить сложную ситуацию на дорогах. На самом деле существуют старые способы, которые использовались в дотехнологическую эпоху. Например, так называемый гибкий график рабочего дня, когда жители города начинают и заканчивают работу в разное время. Таким образом удается снизить количество людей, одновременно находящихся в транспорте в час пик. Кроме того, нынешняя интернет-эпоха позволяет работать не в офисе, а дома или в любом другом удобном месте. Последнее может помочь предпринимателям уменьшить расходы на аренду недвижимости, а в масштабах города уменьшит количество людей в транспорте. Такая политика, объединенная с вышеперечисленными новейшими технологиями управления транспорта, не только даст горожанам возможность больше времени проводить с семьей и близкими, но и поможет поддержать экологию, снизив объем вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу. Собственно, о новейших средствах, которые применяются для сохранения экологии и благоустройства большого города, читайте в следующем номере «Дня». 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать