Готовы ли украинцы платить за качественные СМИ?
Об этом дискутировали медиа-эксперты на Международной конференции «Будущее качественной журналистики в эпоху цифровых технологий»С активным развитием цифровых технологий, которое привело к появлению альтернативных традиционным СМИ источников формирования информационного контента, правила игры на медийном рынке начали меняться. Эта мировая тенденция не обошла стороной и Украину. Только что у нас выросла аудитория пользователей мультимедийных гаджетов для получения информации, как рекламодатели ринулись осваивать этот сегмент, видя в нем потенциал. Медиа-эксперты бьют тревогу: изменение денежных рекламных потоков может серьезно пошатнуть позиции качественной украинской журналистики, расследования и глубокие аналитические статьи которой становятся все более затратными. Вместе с тем развивается интернет, где потребитель получает информацию почти бесплатно. Более того, молодая массовая аудитория, как правило, отдает предпочтение «легкому» развлекательному контенту и коротким информационным сообщением в сети, а не объемным аналитическим материалам. Как цифровые технологии повлияют на рынок медиа? Готовы ли люди платить не только за развлекательное чтиво, а и за серьезную журналистику? Об этом дискутировали журналисты и медиа-эксперты на Международной конференции «Будущее качественной журналистики в эпоху цифровых технологий», организованной Фондом эффективного управления.
«ИЗ ОБЩЕГО КОЛИЧЕСТВА УКРАИНЦЕВ ЛИШЬ 10 ПРОЦЕНТОВ ЛЮДЕЙ ФОРМИРУЮТ ЗАПРОС НА КАЧЕСТВЕННУЮ ЖУРНАЛИСТИКУ»
По словам одного из спикеров конференции, почетного председателя Независимой ассоциации телерадиовещателей Татьяны Лебедевой, будущее качественной журналистики в Украине под угрозой, ведь на постсоветском пространстве нет серьезного запроса на этот сегмент медиа. Поскольку люди с советским воспитанием не привыкли чего-то ожидать или требовать от журналистики. Поэтому прежде чем продавать качественный журналистский продукт, сами же медиа должны научить людей мыслить, в частности, объяснить им, почему важно читать не только «желтую», но и интеллектуальную прессу. «Из общего количества украинцев лишь 10% людей формируют запрос на качественную журналистику, — считает пани Лебедева. — Некоторые недальновидные менеджеры ТВ неправильно восприняли вызов цифровой эпохи. Увидев отток молодой аудитории, они пошли по ошибочному пути — начали активно продуцировать развлекательный, легкий контент. То есть пошли от содержания к форме. В сущности, им выгодно считать публику «недалекой», культивировать мнение о том, что народ «все ест», ведь это значительно упрощает условия работы. К тому же дает возможности ручного контролирования журналистов и контента. Наше ТВ привыкло работать в рамках неправильного понимания своей роли, которое сводится к принципу «трех «с», — ссора, смерть, секс. Качественная журналистика сегодня переживает кризис. С этим соглашаются руководители, менеджеры, журналисты крупных и местных локальных изданий. Пытаясь объяснить людям необходимость чтения интеллектуальной прессы, медийщики столкнулись с серьезной конкуренцией — цифровыми технологиями. В интернете, к сожалению, переход количества в качество не произошел. Практически каждый день мы наблюдаем фейковые новости и войну компроматов. А потребителю очень трудно отличить такую информацию от правды».
Не драматизировать ситуацию призывает главный редактор «Русского репортера» Виталий Лейбин. По его словам, требовательный читатель всегда имел меньший выбор прессы, которая интеллектуально его удовлетворяла, чем непритязательный. «Но в цифровую эпоху, наоборот, появилось значительно больше возможностей для аудитории, которая хочет получать качественную информацию, — говорит пан ЛЕЙБИН. — Например, общие тиражи печатной прессы в России после снижения в 2006-2008 годах, сейчас начали быстро расти. Казалось бы, за это время еще больше развился интернет. Сегодня аудитория российского интернета составляет 40-45 млн. людей. Приблизительно такая же аудитория и печатной прессы, если принимать во внимание совокупные тиражи всех изданий. Новости в интернете читают, по сути, те же люди, что и покупают качественную прессу. А это не конкуренция в традиционном понимании этого слова. Нам нужно не воспринимать интернет как конкуренцию, а научиться с ним сотрудничать».
По мнению ЛЕЙБИНА, качественная журналистика, даже невзирая на определенный кризис и недофинансирование, должна держать марку и искать возможности для продажи своей продукции, а не подстраиваться под запросы массового читателя. «Нельзя считать свою потенциальную аудиторию «овощами», которые потребляют заведомо некачественную информацию. Как только редакция займет такую пренебрежительную позицию, она не нарастит, а, наоборот, потеряет свою традиционную аудиторию, — говорит ЛЕЙБИН — Своего читателя нужно уважать, побуждать покупать интеллектуальную прессу. Уверен, сегодня, чтобы выжить, качественная пресса должна работать на всю аудиторию, которая может читать, параллельно воспитывая своего зрителя».
«КАЧЕСТВЕННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В БРИТАНИИ ВСЕ РАВНО ДИКТУЕТ ПРАВИЛА ИГРЫ»
— Раньше журналистика была единственным источником продуцирования информации. В настоящий момент это не так. Информацию могут продуцировать общественные активисты, публичные люди. Для этого у них есть социальные сети. Также компании выбрасывают массивы информации о своих брендах, создают информационные поводы. Впрочем, в отличие от такого рода сообщений, качественная журналистика не только информирует, но дает анализ и прогноз. Наша компания всего 17% прибыли получает от распространения информации через мобильные устройства и интернет, а 75% — традиционным путем. Но мы понимаем необратимость тенденций, потому инвестируем именно в цифровые технологии, — отметил Марк БРИГС, директор отдела цифрового мультимедиа на канале KING-5 TV (Сиэтл). — Ситуация изменилась, но говоря о том, каким способом продавать информацию, не стоит забывать о важности ее качества.
Эксперт приводит статистику: около семи миллионов газет в Великобритании является «желтой» прессой. Их онлайн-версии в интернете развлекают, но не заставляют думать. Вместе с тем активно развивается и качественная журналистика. Именно она часто диктует правила игры.
— Нам нужно дать честный ответ самим себе на вопрос: а кто готов платить деньги за тот продукт, который я делаю? Согласен с тем, что, в сущности, не имеет значения, каким способом и на каком гаджете информация будет доходить до потребителя. Главное, чтобы она была правдивой и важной для конечного пользователя, — считает президент канала ICTV Александр БОГУЦКИЙ. — Журналистам нужно сосредоточиться на содержании и быть полезными для собственной аудитории. Нам необходимо инвестировать в людей, которые будут готовы покупать нашу информацию.
Один из модераторов конференции, управляющий директор Группы компаний Group DF Борис КРАСНЯНСКИЙ отметил: прежде чем говорить о будущем качественной журналистики, стоит определить, достаточно ли в Украине на нее рыночного спроса? Как его увеличить? А уже потом делать какие-то выводы.
— Спрос — это когда миллионы людей хотят вас читать. Рыночный спрос — когда эти люди готовы платить за то, что читают. И платить столько, чтобы хватило на работу качественных журналистов и на прибыль издания. Перед началом конференции и после ее завершения участники дважды голосовали за вопрос: достаточно ли в Украине рыночного спроса на качественную журналистику? Мнения аудитории разделились практически пополам.
Выходит, что главные участники украинского медиа-рынка — менеджеры, журналисты, эксперты — работая, по их словам, в качественной журналистике, часто не знают реальных запросов своей аудитории. А это, как и озвученные на конференции ключевые мысли, оставляет больше вопросов, чем дает ответов.
Выпуск газеты №:
№77, (2013)Section
Медиа