Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Битва титанов»

Чем закончатся массовые протесты в Турции
04 июня, 11:06
ФОТО РЕЙТЕР

Массовые антиправительственные протесты, состоявшиеся на минувших выходных в Турции, некоторые эксперты называют «турецкой» весной, а площадь Таксим в Стамбуле сравнивают с площадью Тархир в Каире. Некоторые сравнивают Таксим с российским лесом под городом Химки. Действительно, таких массовых протестов Турция давно не знала. Более 530 человек ранены за прошлые выходные в ходе серьезных столкновений между демонстрантами и полицией, применявшей слезоточивый газ. 2320 человек, по приблизительным подсчетам, задержаны, сообщили вчера турецкие СМИ. По данным телеканала CNN Turk, в Анкаре 500 человек были задержаны и 414 получили ранения. В Измире за четыре дня протестов полиция задержала 571 человека. В Анталье 36 человек задержаны, о пострадавших не сообщается. В Стамбуле 1149 задержаны и 53 человека ранены. Мечети, магазины и университет в Бешикташе были превращены во временные больницы для пострадавших в демонстрации в воскресенье вечером. О погибших ничего не сообщается.

Напомним, что беспорядки были вызваны решением власти вырубить парк Гези в районе Таксим и построить на его месте торговый комплекс в рамках реконструкции одноименной площади. Против застроек, в том числе огромной мечети, и восстановления османских казарм — градостроители, архитекторы, экологические групп и активисты, настроенные против правящей партии. Благодаря своим усилиям они одержали первую победу — в минувшую пятницу решением Стамбульского административного суда был остановлен проект «Османской казармы». Возмущенные планами власти протестующие взбунтовались через социальные сети и заняли парк Гези в течение трех дней, чтобы попытаться предотвратить уничтожение 600 деревьев. Впрочем, полиция потом силой вытеснила демонстрантов. После этого правительство Эрдогана издало закон, запрещающий продажу алкогольных напитков с 8 вечера до 6 утра. Более того, премьер заявил, что сможет собрать митинги численностью в миллион. Все это вызвало демонстрации в более чем 80 городах Турции. Протестующих поддержала половина провинций Турции и турки, живущие в странах Европы.

В воскресенье группы протестующих пытались пройти к зданиям правящей Партии справедливости и развития (ПСР), отделения которой находятся в каждом большом городе. Постепенно протестующие переходят от призывов спасти парк к требованиям отставки правительства.

Они побаиваются, что партия премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана пытается навязать консервативные исламские ценности официально светской стране и нарушить их личные свободы.

Однако премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган осудил участников акций протеста, заявив, что своими действиями они «подрывают демократические устои». Эрдоган отверг обвинения оппозиции в том, что его правительство является авторитарным и происламистским, заявив, что под руководством его Партии справедливости и развития Турция добилась довольно больших экономических успехов.

Он убежден, что за протестами стоят маргинальные группировки, поддерживаемые из-за рубежа.

Европейские союзники Турции из альянса НАТО и Соединенные Штаты призвали правительство страны к сдержанности. Поздно вечером в воскресенье представитель Белого дома в заявлении призвал все стороны «успокоить ситуацию» и подтвердил, что мирные демонстрации были «частью демократического выражения». США раньше критиковали силы безопасности за их первую реакцию на протест. Глава дипломатии ЕС Кэтрин Эштон тоже выразила глубокую обеспокоенность фактами насилия в Стамбуле и других городах.

КОММЕНТАРИИ

«ТАКАЯ ПОЛИТИКА РАССМАТРИВАЕТСЯ МНОГИМИ КАК ВМЕШАТЕЛЬСТВО В ЧАСТНУЮ ЖИЗНЬ...»

Бюлент МУМАЙ, заместитель редактора газеты Radikal, Стамбул:

— Национальные антиправительственные протесты в Турции, вызванные разгоном полицией сидячей забастовки против вырубки деревьев в парке Гези на площади Таксим в Стамбуле, состоялись после ряда событий за последние месяцы.

Среди которых — ужесточение правил продажи алкоголя, постоянные советы Эрдогана турецкому народу иметь как минимум троих детей. Такая политика рассматривается многими людьми в Турции как вмешательство в частную жизнь в светской республике.

Некоторые считают, что сильная позиция Анкары по отношению к сирийскому режиму поставила под угрозу безопасность Турции. Подобные опасения стали распространяться после теракта в турецком городе Рейханли близ сирийской границы, когда погибли более 50 человек. Это была самое страшное нападение на турецкую территорию в истории Турции.

«...ПРИМЕНЕНИЕ СИЛЫ ВЫЗЫВАЕТ ОПРЕДЕЛЕННУЮ ОБЕСПОКОЕННОСТЬ»

Эмир РУСТАМОВ, пресс-секретарь Посольства Украины в Турции:

— Мы как посольство не можем комментировать и давать какие-либо качественные характеристики в стране пребывания. Но, безусловно, применение силы вызывает определенную обеспокоенность. И оценить можно положительно то, что сказал президент Турции, призвав всех к уравновешенности, к зрелому спокойному подходу к этой ситуации. Что касается граждан Украины по состоянию на этот час ни официальной информации от турецкой стороны, ни обращений граждан Украины к нам не поступало по поводу случаев, когда они могли пострадать во время этих беспорядков.

«ПРОДОЛЖАЮЩИЕСЯ БЕСПОРЯДКИ ПРОИЗОШЛИ БЕЗ ВНЕШНЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА»

Павел ВАРБАНЕЦ, старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины:

— Это развитие внутренней ситуации в стране. Партия справедливости и развития, главой которой является Эрдоган, больше 10 лет находится у власти. Она на самом деле никогда не имела абсолютной поддержки среди населения. На последних выборах она набрала около 50 процентов голосов. Оппозиция никуда не делась, а также люди, недовольные политикой исламизации Турции, которую проводил Эрдоган. Поэтому недовольство среди части населения никуда не девалось. И эти события — беспорядки, которые продолжаются — произошли без внешнего вмешательства. Ведь известно, для того чтобы произошло внешнее вмешательство, должен быть заинтересованный субъект. Вряд ли найдется государство, которое хотело бы изменения ситуации. В данном случае правительство Эрдогана устраивает как Запад, так и исламские государства. Поэтому я не вижу государств, которые были бы заинтересованы в дестабилизации ситуации, в частности в изменении режима в Турции. К тому же Эрдоган — харизматическая личность. Он пользуется поддержкой примерно 50 % населения. Очень сложно предположить, что в оппозиции найдется личность, которая могла бы стать противовесом Эрдогану. И такие действия были бы обречены на поражение.

— Сейчас эксперты говорят, что эти беспорядки демонстрируют нарастание противостояния между кемалистами (сторонниками светского режима в стране) и исламистами, которые выступают за исламизацию. Что вы скажете на это?

— Кемалистская оппозиция существовала и существует. И ее активность всколыхнуло строительство гигантской мечети на площади Таксим. Эти планы правительство Эрдогана давно вынашивало. И они происходят в контексте исламизации страны. Строительство мечети, торгового центра, а также реставрация османских казарм на площади Таксим стали своеобразным детонатором недовольных.

— И как долго, по вашему мнению, будут продолжаться беспорядки. Ведь Эрдоган заявил, что правительство не отказывается от планов строительства мечети.

— Некоторое время будет сохраняться недовольство и беспорядки продолжатся. Однако дестабилизация ситуации очень вредна для Турции, когда много чего в стране держится на экономических успехах. Правительство Эрдогана разработало очень грамотную стратегию экономического развития страны, которая приносит свои плоды. Растут доходы населения, уровень жизни улучшается. Это один из факторов, почему правительство Эрдогана пользуется такой широкой поддержкой.

Эрдоган грамотный политик. Я думаю, что он сумеет постепенно эту ситуацию урегулировать и замять. Жесткое подавление протестов не нравится Западу.

— Тем не менее, многие западные эксперты говорят о том, что Таксим может перерасти в Тахрир, и это приведет к «турецкой» весне, по аналогии с арабской весной. Они ошибаются?

— Арабская весна — это процесс, который был направлен на исламизацию авторитарных режимов. В данной ситуации мы наблюдаем ситуацию наоборот. Недовольная молодежь, более светски настроенная часть турецкого населения, протестует против правящего исламского правительства.

Между процессами в Северной Африке и Турции общим является то, что цифровые технологии позволяют мобилизовать большое количество раздраженных людей и объединить их в определенную силу.

Отличие в данной ситуации то, что в Турции среди населения поддержка правительства является значительной, и она не уменьшилась. В то время как в странах арабской весны недовольных было подавляющее большинство. А в Турции такой ситуации нет.

— Можно ли ожидать, что эти протесты каким-то образом повлияют на политику Эрдогана или, возможно, остановят процессы умеренной исламизации Турции?

— Думаю, что нет. У него есть свой электорат, который ждет определенных действий от Эрдогана. Если он откажется от своей политики, то может потерять его. Возможно, он будет учитывать новые обстоятельства и более разумно подходить к своим действиям. В данный момент в действиях Эрдогана чувствовалась очень большая уверенность, можно даже сказать самоуверенность. Он совсем не считался с оппозицией, с чужим мнением. Сейчас, возможно, он станет более взвешенным и аккуратным, по сравнению с тем, как он действовал в прошлом.

«ЭТО ПОПЫТКА ОЧЕРНИТЬ РЕПУТАЦИЮ ТУРЦИИ В РЕГИОНЕ»

Фарид ШАХБАЗЛЫ, главный редактор информационного агенства Editor.az, глава общественного объединения «Молодые реформаторы»:

— Сейчас население Турции с экономической точки зрения живет хорошо, и оснований для каких-то серьезных протестов нет. Реакция людей на вырубку деревьев в парке понятна. Однако это не настолько мощный катализатор, который бы мог спровоцировать такую реакцию. Тем более что суд Турции выдал решение о том, что ничего в этом парке строить не будут. Поэтому я поддерживаю мнение, что эти протесты — дело рук третей силы со стороны. Это не протест турецкого народа, а заранее спланированная акция, управляемая извне. Это попытка очернить репутацию Турции в регионе. Думаю, что протесты закончатся через 3 — 4 дня. Эрдоган вряд ли уйдет в отставку, однако не исключено, что во время новых выборов население Стамбула даст ему меньше голосов. В целом же эта ситуация для Турции не очень хорошая, потому что создает негативный имидж, а это может отразиться на туристическом потоке в страну.

СПРАВКА «Дня»

ХРОНОЛОГИЯ ПРОТЕСТОВ

28 мая: небольшая группа людей пытается блокировать вырубку деревьев в парке Гези в Стамбуле. Полиция применяет слезоточивый газ, и вырубка продолжается.

29 мая: толпа в парке растет, некоторые устраивают лагерь.

31 мая: полиция начинает выселять протестующих, применив слезоточивый газ и водометы. Несколько человек получили ранения. Протесты против жестких действий полиции возникают в Измире, Анкаре и в других городах. МВД обещает провести расследование.

1 июня: десятки тысяч людей сходятся на площади Таксим в Стамбуле. Эрдоган осуждает протесты и заявляет, что строительство будет продолжено. Число протестующих на площади растет, полиция тем временем отступает.

2 июня: протесты продолжаются в нескольких городах. Эрдоган осуждает «грабителей», и отмечает, что на площади будет построена мечеть, а не торговый центр.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать