Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Сатира с «Перцем»

Михаил ПРУДНИК: «Когда-то Президент Франции Жорж Помпиду и президент Финляндии Урхо Кекконен, раскрыв утром газету и не увидев на себя карикатуру или шарж, восклицали: «Что случилось? Я же еще живой!»
13 июня, 16:40

Наверное, с советских времен все помнят сатирическо-юмористический журнал «Перець». Основанный в 1922 году, он вместе со всесоюзным «Крокодилом» был самым популярным изданием СССР. Оказывается, «Перець» продолжает издаваться и сегодня. На протяжении всех лет украинской независимости журнал не прекращал своего существования. Конечно, теперь «Перець» реагирует на новые — уже украинские — реалии, хотя стилистика издания не очень изменилась с советских времен. Кто-то считает его юмор примитивным, кто-то — наоборот — продолжает от души смеяться.

О более чем 90-летней истории издания, о мировых тенденциях в юморе и победе в международном конкурсе юмора и сатиры автор беседовала с главным редактором журнала «Перець», известным украинским писателем-юмористом Михаилом ПРУДНИКОМ.

— Михаил Васильевич, как думаете, сегодня украинцам есть над чем смеяться?

— Отвечу словами нашей читательницы Людмилы Дмитриевны Кравец из г. Городня Черниговской области: «Когда собиралась выписывать «Перець», то думала: ну над чем в наше время можно смеяться? А теперь благодарна за каждый номер журнала, за остроумные рисунки, улыбки, юморески...»

Я, бывает, шучу, что первым номером «Перця» можно считать «Письмо казаков турецкому султану».Там столько перца!.. И все знают, что не от легкой жизни убегали казаки на Сечь. Но не теряли чувство юмора. Приходила весна, молодежь влюблялась, женилась, рождались дети— и несмотря ни на что люди смеялись. Ударив бедой о землю — смеялись. И в том, что Украина неистребима — нужно благодарить и украинскую песню, украинский юмор, народную мудрость в поговорках и пословицах, наши народные традиции...

Задача сатиры и юмора — не только высмеять, но и помочь. Может, тем, кто находится на высоких ступенях власти нужно не возмущаться на журналистов, а сказать: «Спасибо, что помогли увидеть эту проблему!» Конечно, если информация достоверна. Когда-то Президент Франции Жорж Помпиду и президент Финляндии Урхо Кекконен, раскрыв утром газету и не увидев на себя карикатуру или шарж, восклицали: «Что случилось? Я же еще живой!» А в Англии считалось, если в сатирическом журнале «Панг» на политика не было ни одного шаржа, то это не настоящий политик.

— В советские времена бывали случаи, что людей после публикации в «Перці» даже снимали с работы, как с этим сегодня?

— В те времена на каждое критическое выступление советские, партийные, хозяйственные органы должны были реагировать. И понятно, фельетонист взвешивал каждое слово, проверял каждый факт. Нельзя было давать субъекту критики ни единой зацепки. Ведь, если он находил ее, сразу писал жалобу в ЦК всесильной тогда партии.

— А как ныне реагируют на критику?

— По — разному. Или агрессивно, или делают вид, что ее не замечают. А бывает, реакция такая, на которую ты и не надеялся.

Сегодня в юморе и сатире часто есть текст, но нет подтекста. И в этом произведение часто проигрывает. Прямолинейность переходит в грубость. А что  — ведь все разрешено! Я вспоминаю старый анекдот из самого популярного украинского журнала «Шершень», который выходил в российской империи... в 1905 году. Кстати, в нем печатались и Леся Украинка, и Иван Франко, и Иван Нечуй-Левицкий. Так вот, на киевской улице топчется на месте мужчина и стонет: «Ну й тиснуть, ну й тиснуть!» Подходит к нему городовой и кивает пальцем: «Но, но, но, бросьте о политике говорить!» Мужчина оправдывается: «Так купив ось нові черевики, а вони тиснуть!» Городовой пошел, а мужчина вслед ему: «А я знаю на кого ви подумали!..»

— «Перець» тоже писал о политике.

— Это была самая больная тема. Художники стонали, выдумывая карикатуры об империалистах, НАТО. А когда наступали октябрьские праздники или первомай, то вообще должны были переходить на «позитивный юмор». Правда, и здесь изредка удавалось что-то отколоть. Например, в подборке о первомайской демонстрации один из рисунков был таким: стоит с плакатами и лозунгами колонна водочного завода и колонна колбасного, решают, кто будет идти первым. Представители водочного завода аргументировано заявляют: «Вы разве не знаете, что закуска всегда идет после выпивки?»

— Недавно вы стали лауреатом престижного международного конкурса на лучший юмористический рассказ в Болгарии. Какие впечатления?

— Это уникальный конкурс. Есть много международных конкурсов карикатуристов. Рисунок понятен для всех. А вот текст. Тем более, что авторы посылали произведения на родном языке, их поступило почти сто из более двадцати стран мира. Когда из 78 авторов тебя называют лучшим, то, по-видимому, мне никто не поверит, если я скажу, что я не обрадовался. Обрадовался. И не только за себя. Потому что я с горечью слышу в родной стране: «Украинского юмора нет! Украинского юмора нет!» Возможно, эта премия кого-то убедит, что украинский юмор есть. И видите, как его оценили на международном конкурсе. Высокого мнения зарубежные коллеги и об одном из самых старых юмористических изданий Европы — журнале «Перець». Это не мои слова, а их.

— А как вы расцениваете состояние юмора в Европе?

— Юмор — это редкий дар. И может быть много, скажем, артистов, журналистов. А вот юмористов мало. Их мало во всем мире. На конференции в Болгарии мы обсуждали эту тему. Председатель международного фонда «Сатирик» Йордан Попов сказал, что, кроме всего прочего, сегодня есть тенденция усталости юмористов. Проблемой стало и то, что исчезают юмористические журналы. А поскольку юмористам негде печататься, то соответственно приходит в упадок и жанр. Скажем, в Македонии еще совсем недавно выходил журнал «Остен». Сейчас его нет. В соседней Польше были «Шпильки». Где они? Я уже не говорю о российском «Крокодиле», которого мы не видели уже лет двадцать.

— Неужели нет позитивных сдвигов?

— В Беларуси выходит журнал «Вожик» (Ежик). Трудными оказались и для него времена. Решили издавать его раз в полгода. Толстенький альманах. А на одном совещании Лукашенко поинтересовался: «А где же делся такой интересный и популярный журнал «Вожик»? Через несколько дней читатели уже получили тоненький, но ежемесячный журнал.

— По вашему мнению, достаточно ли сегодня юмора на последних страницах украинских печатных средств массовой информации?

— А почему только на последних страницах? Украинская газета или журнал не будет украинскими, если не будут печатать юмор. Что касается газеты «День», то могу сказать, что здесь работают мастера своего дела, в частности, и в изобразительном юморе, графике. А еще импонирует то, что они уже столько лет организуют прекрасный международный фотоконкурс, на котором много веселых, остроумных, иронических фотографий о нашей жизни. Это еще раз свидетельствует, что украинцы, несмотря ни на что, смеются.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать