Из Донбасса - в польский Вудсток
Режиссер телеканала "Донбасс" - о специфике профессии и работе в режиме "лайв"
Николай ОСЫЧЕНКО – главный режиссер телеканала «Донбасс». На телевидение пришел 10 лет назад на должность ассистента, а через два года занял кресло режиссера, пройдя путь от монтажа новостей до прямых трансляций масштабный событий – фестивалей, саммитов, футбольных и хоккейных матчей Континентальной лиги. Кстати, последние были признаны лучшими на мировом уровне. А недавно канал «Донбасс» поставил украинский рекорд среди региональных вещателей, выдав более 30 часов прямого эфира за 3 дня фестиваля TheBestCity.UA. «День» поговорил с режиссером о специфике профессии и работе в режиме «лайв».
- На мой взгляд, нельзя стать режиссером, не пройдя путь с самого низа, потому что ты на самом деле не можешь руководить людьми, не зная того, что они могут сделать и как. Мой путь начинался с новостей. Целыми днями я их монтировал, и мне было приятно от того, что мой труд в некотором смысле является художественной работой. От того, как я смонтирую новость, зависит все: как люди воспримут информацию, какими их будут политические взгляды, я смогу управлять их эмоциями и т.д.
- Нет ли от всего этого ощущения того, что вы, условно говоря, бог и можете создавать свою отдельную реальность? Кто такой телережиссер?
- Разумеется, такого ощущения нет (смеется). Есть ощущение того, что ты некий проводник. Ведь не чувствуют себя богом художники, скульпторы, артисты. Все они также являются проводниками между людьми и тем событием, которое ты показываешь. К примеру, во время недавней трансляции фестиваля TheBestCityмы дали людям шанс чувствовать себя там же, чтобы у них было ощущение присутствия на празднике. С помощью выбора кадров, динамики перемещения мы хотели передать эмоции и атмосферу тем, кто остался дома. И работа режиссера заключается именно в том, чтобы ощущать то, что зрителю необходимо в данный момент. Ты не бог, ты – раб зрителя.
Что касается качеств, то это в первую очередь некое отличное от других восприятие мира. Ты должен мыслить одновременно, как пять-десять-пятнадцать твоих камер, которые задействованы на площадке. Кроме того, это быстрая реакция на изменения в кадре, мультизадачность, коммуникабельность, неутомимость. Обязательно должна быть грамотность. Сейчас безграмотность корреспондентов и режиссеров пугает. Телевидение перестает быть образцом. А мы ответственны за того, кто нас смотрит.
- Вы начинали с новостей, сейчас занимаетесь прямыми трансляциями разных шоу. Чем отличается лайв новостей от лайва события?
- Это то же самое, если бы вы ехали просто на велосипеде и на гоночном авто – разница существенная. Новости – это важно и сложно – бесспорно, это пятнадцать-двадцать минут напряженной и ответственной работы. Но самое сложное в этой работе – это то, как ты ее подготовишь. Если выпуск заранее расписан и приготовлен, то выдать его можно «легко».
Но любая прямая трансляция – это экспромт, вне зависимости от того, как ты ее до этого распишешь. Пример фестиваля: мы расписывали каждый день каждую секунду, но кто-то из артистов где-то задержался, был шторм, отключилось электричество, задержали выход в эфир и т.д. В этом случае ты должен понимать, что эфир непрерывен и зрителю никто не будет объяснять, где и почему задержался его любимый артист, и почему у нас отключили свет. Зритель должен получать кайф от того, что мы ему показываем. Ну, и режиссер получает невероятное количество эмоций: энергетику музыканта и стадиона. Все, что видит зритель, эмоционально проходит через тебя с места трансляции. Это очень сложно и утомительно, но это невероятное ощущение. По большому счету, прямые трансляции таких событий схожи с производством фильма, за исключением одного «но» - все это происходит в режиме реального времени. Мы должны показать на одном дыхании полноценную картину - с началом, концом и красивыми осмысленными кадрами.
- Вы, наверное, единственный региональный канал, который делает такие вещи на серьезном уровне – трансляции хоккея были признаны лучшими в прошлом году. Такое редко позволяют себе даже национальные каналы. Что, по-вашему, важно: технический аспект, командный или есть что-то другое?
- Почему не делают – потому что это большие риски и большие деньги. Мы отличаемся тем, что не боимся принимать оперативные взвешенные решения. Да, у нас есть технические возможности, и это значительный плюс, которого нет у других региональных медиа. Но наш самый большой плюс – это люди. Профессиональные, сплоченные, идейные, опытные специалисты, которые делают трансляции разнопрофильных событий. Никакая телевизионная школа не даст того, что дает опыт в проведении таких мероприятий. Кроме того, все специалисты, которые работают над проектом – это наши люди. Мы не приглашаем режиссеров из Москвы с огромным штатом сотрудников, как это принято на национальном уровне. Мы сами показываем европейский уровень, своими силами и своими возможностями.
В последнее время к нам после мероприятий начали подходить организаторы и благодарить за трансляцию. На фестивале в Днепропетровске к нам подошли организаторы польского Вудстока и пригласили быть их бродкастерами. Для нас это хорошая оценка нашей работы и большая часть.
- Теперь вас стоит ждать в Польше на Вудстоке?
- Нам бы этого очень хотелось. Это был бы прецедент для украинского телевидения. И поверьте, мы приложим все свои силы, чтобы выиграть этот тендер.
Автор
Екатерина ЯковленкоSection
Медиа