Перейти к основному содержанию

Одесский пассаж

О пропаганде русской речи на доходы, полученные от реализации объектов украинской культуры
25 июля, 10:26

Депутаты Одесского горсовета проголосовали за продажу муниципальной доли (чуть больше 24% акций) исторического здания гостиницы «Пассаж». За шедевр архитектора из Житомира Льва Влодека предполагается выручить 44 млн гривен, — сообщили нам официальные источники.

Новость активно обсуждается в СМИ, для которых тема приватизации городской собственности актуальна сама по себе, а приправленная коммерческими интересами влиятельных персон, тем более. Однако в типичном для современной Украины явлении, когда город не может содержать свою собственность исторического значения, а бизнес старается за малые деньги прикупить памятники архитектуры, есть своя одесская изюминка.

Горожане давно заметили: их среда жизни в последние три года изменяется не в лучшую сторону. Одесса постепенно возвращается к временам постсоветской разрухи, связанной с именем бывшего мэра Руслана Боделана. Аварийные исторические здания, давно не ремонтируемые дороги и ярмарочные балаганы. Такой пейзаж дискредитирует город, претендующий на звание южной столицы страны. Зато вся Южная Пальмира светится любовью, излучаемой к ней мэром Алексеем Костусевым. С помощью сити-лайтов и более весомых конструкций наружной рекламы мэр транслирует свой амурный мессидж от центра до самых окраин.

По странному стечению обстоятельств, все лучшее в исторической части любимого Алексеем Алексеевичем города, отреставрировано его нелюбимым предшественником — Эдуардом Гурвицем. Оперный театр, Приморский бульвар, архитектурный ансамбль Екатерининской площади. В этих местах сегодня проходят все официальные и неофициальные публичные акции, в том числе и с участием мэра. За чертой этого небольшого треугольника о трепетном отношении Алексея Алексеевича к одесскому Парфенону жители узнают, рассматривая билборды. Поэтому переход одесского «Пассажа» из общественной собственности в частную не вызывает удивления. Возможно, новый владелец, будет лучше содержать здание Льва Влодека, а вырученные средства поспособствуют дальнейшим прекрасным моментам любви городской власти к теперь уже чужому имуществу.

Вторая любовная линия в истории с пассажем — могучее русское слово. Ему в Одессе отвели столько же конструкций наружной рекламы, сколько и признаниям мэра.

Почему-то за счет украинских налогоплательщиков третий год длиться рекламная кампания, внушающая здешнему русскоговорящему населению важность изучения языка Гоголя, Чехова, Бунина Толстого и других великих литераторов, посвятивших Одессе свои строки и часть жизни. Кажется, в городе, основанном испанцами, французами, украинцами и греками по распоряжению немецкой принцессы и русской царицы, классики, чьими именами названы улицы, окружены невиданной заботой. Но нет.

Разваливается дом, где жил Николай Васильевич Гоголь, и его барельеф стыдливо скрыт от туристов реставрационным занавесом. На многих исторических зданиях Одессы он — примета забвения, как на печально известном доходном доме Руссова, за десять лет окончательно развалившегося под зеленой сеткой. Антон Павлович Чехов оказался народным депутатом Украины, и мемориальная доска на его рабочем помещении дает повод некоторым гражданам считать Чехова украинским писателем. Трудная судьба и у Бунинского дома на Княжеской. Скромная табличка на обветшавшем здании скрыта от глаз виноградной лозой. Хотя еще сохранилась квартира замечательного человека, столько написавшего об Одессе и украинском характере. Вспомним его точное описание различий украинских селян и русских крестьян в рассказе «Казацким ходом». «Я сразу отметил разницу, которая существует между мужиком-великороссом и хохлом. Наши мужики народ, в большем случае, изможденный, в дырявых зипунах, в лаптях и онучах, с похудевшими лицами и косматыми головами. А хохлы вызывают отрадное впечатление: рослые, здоровые и крепкие, смотрят спокойно и ласково, одеты в чистую, новую одежду...» Но, видно, в одесской мэрии Ивана Алексеевича, Николая Васильевича и Антона Павловича любят, не читая.

В смысле неожиданного происшествия с продажей одесского «Пассажа», это событие открывает нам парадоксы любви без памяти и знаний. Когда не знаешь, чем владеешь, легко выставлять на торги то, что сердцу мило и не мило. Пропагандировать русскую речь на доходы, полученные от реализации объектов украинской культуры, тоже нормально. И не стыдно поднимать классиков на щиты наружной рекламы, стирая следы их пребывания с улиц и площадей? Одним словом, пассаж в значении нехорошего поступка — как сказано в толковом словаре ученого из Луганска Владимира Даля.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать