...Влюбленные в рояль
В Национальной музыкальной академии Украины им. П. Чайковского состоялся концерт самобытных молодых мастеров
Программа из серии «Новое поколение украинских пианистов» познакомила слушателей с двумя утонченными украинскими музыкантами, поразивших меломанов своим высоким мастерством международного класса. В концерте приняли участие: самая юная солистка Национальной филармонии Украины, лауреат международных конкурсов Мария Вихляева и студент III курса, лауреат международных конкурсов Дмитрий Чони.
В первом отделении прозвучал цикл малоизвестного и редко исполняемого в Украине испанского композитора Энрике Гранадоса «Гойески». Гранадос — представитель яркого явления в европейском музыкальном искусстве конца ХІХ — начала ХХ вв., связанного с национальным испанским музыкальным возрождением, — Ренасимьенто. Выбор пианисткой столь сложной технически и изысканной программы характеризует ее как ищущего музыканта. Ведь Мария Вихляева взялась фактически впервые исполнить в Украине этот цикл (она специально ездила в Испанию, чтобы проникнуться духом композитора и его музыкальными образами).
Фортепианная сюита «Гойески» (1911) — дань восхищения Гранадоса живописью его великого соотечественника художника Гойи. Именно под впечатлением от его картин и рисунков из жизни «махо» и «мах» композитор создал свой цикл пьес. Так, романтическая пьеса «Маха и соловей», включающая интонации испанских песен, рассказывает о махе — любимой героине творчества Гойи. Звучание народных танцевальных мелодий ощутимо во многих частях сюиты «Гойески» — в «Фанданго при свечах», в «Галантных комплиментах», «Разговоре через решетку», передающих атмосферу нежных любовных объяснений у балкона. Все пьесы цикла воспевают романтическую, волнующую Испанию. Необыкновенно выразительный, темпераментный стиль сюиты напоминает музыку Листа, особенно близки ей полнозвучные фортепианные пассажи. Технические средства использованы разнообразно, звучность красочная, и все написано с отличным пониманием особенностей инструмента. Гранадос требует от пианиста проникновения во внутреннюю сущность музыки, без чего невозможно понять, а тем более — раскрыть в исполнении богатство ее содержания.
Исполнение такой музыки всегда являет для пианиста искушение пойти по пути эмоциональной транспарантности, т.н. испанщины. Но в интерпретации Гранадоса Мария Вихляева проявила безукоризненный художественный вкус. Неуловимое, ускользающее очарование лирических эпизодов, страстные всплески, эмоциональные колебания были переданы молодой пианисткой очень тонко. Рояль звучал необычной палитрой красок: элементы звукоподражаний — слышался звон гитарных струн, летящий томный певучий звук в кантилене — все это создало атмосферу очарования музыкой Гранадоса. Мария обладает редким даром — выстраивать звуковую панораму тончайшим слышанием многоплановой, полифоничной фортепианной фактуры, подчиняя единому драматургическому замыслу. Выступление Марии Вихляевой открыло слушателям изысканный, колдовской мир Гранадоса и продемонстрировало зрелое мастерство 24-летней пианистки, сочетающее высокий профессионализм, блестящий пианистический стиль и яркий артистический темперамент.
Во втором отделении Дмитрий Чони играл романтическую программу, состоящую из произведений Шуберта, Листа, Скрябина, Рахманинова, что в полной мере соответствовало дарованию артиста. Дмитрий обладает лирическим даром. Его исполнение очаровывает особой, светлой задушевной, интонацией. Очень проникновенно были исполнены произведения русских композиторов — Скрябина и Рахманинова. Рояль для молодого пианиста — это инструмент для раскрытия его нежной и поэтической души, и вместе с тем он показал яркий темперамент, страстность в драматических пьесах программы.
Кстати, Мария Вихляева и Дмитрий Чони являются учениками известного педагога Юрия Кота, которого можно поздравить с появлением на современном Олимпе самобытных мастеров фортепианного искусства высочайшего класса.
Выпуск газеты №:
№172, (2013)Section
Культура