«Невидимый путь»
Как современные художники генерируют связи между людьми
В последнее воскресенье сентября мир отметил Международный день глухих, а 10 октября будет отмечать Всемирный день защиты зрения. Для Украины — это ещё один повод вспомнить о людях, которым в нашем государстве значительно тяжелее получить хорошую работу и качественный досуг — людей с проблемами зрения и слуха. Впрочем, многие из них не только пытаются устроить свою жизнь, но и помогают другим. Кроме того, немало интересных проектов и идей, разработанных на слабовидящих людей и людей с проблемами слуха, инициируют общественные активисты и просто небезразличные люди.
Несколько лет назад «День» исследовал тему книг и изданий для слабовидящих и слепых людей. Тогда мы узнали, что люди с проблемами зрения читают больше, чем зрячие. И это несмотря на то, что в Украине почти не выходят книги шрифтом Брайля. Ситуацию тогда и сейчас спасают инициативы небезразличных. Они записывают аудиокниги, привлекают слабовидящих и слепых людей к искусству и тому подобное (подробнее — в статье «Знания вслепую» в «Дне» №219 от 1 декабря 2011 года). А недавно «День» опубликовал разговор с президентом Ассоциации переводчиков жестового языка Мариной Лиферовой. В нем, в частности, шла речь о том, что в Украине есть «не слышащие клоуны, повара, художники, архитекторы... Например, в Киеве метро строит глухой человек Алексей Нашивочников. Он построил не одну станцию метро. И во всех своих интервью он отмечает: жестовый язык, образы и многомерность — все это ему помогает в работе» (подробнее об этом — в статье «Страна глухих и открытый мир» в «Дне» № 140 от 9 августа 2013 года). В целом же, по приблизительным подсчетам ВОЗ, на планете живет почти 300 миллионов людей, имеющих проблемы со слухом. В Украине — ориентировочно полтора миллиона. Наше издание продолжает знакомить читателей с интересными инициативами, направленными на социализацию людей с проблемами зрения и слуха и на преодоление стереотипов, сложившихся по отношению к ним. Свежие примеры действенной самоорганизации — ОО «Центр развития слабослышащих детей», созданный в этом году в Новой Каховке, и проект двух украинских художников — Юлии Костеревой и Юрия Кручака — «Невидимый путь», посвященный интеграции людей с проблемами зрения через художественные практики.
Для украинских художников Юлии Костеревой и Юрия Кручака (группа Open Place) искусство — своего рода философский камень, который превращает «железо» отчуждения в «золото» взаимодействия разных сообществ. Уже несколько лет художники работают с незрячими людьми, потихоньку изменяя бытие вокруг. О зримых результатах своих проектов и новых творческих практиках Юлия и Юрий рассказали «Дню».
ГЕРОИ, НАЙДЕННЫЕ ВСЛЕПУЮ
— Почему вы обратились к проблемам слабовидящих людей?
Юлия Костерева: — Раньше у меня было ощущение, что есть строгое распределение на «инвалидов» и «неинвалидов» и что эти две группы существуют отдельно одна от другой. Стратегия нашего с Юрой творчества — через искусство объединять разные сообщества. Группа слабовидящих представляла, как нам тогда казалось, наиболее закрытый сегмент общества, а художники — наиболее открытый. Сначала идея проекта звучала как «искусство для всех». Нам было интересно, как художники, которые обычно полагаются на визуальные ощущения, могут взаимодействовать с незрячими, как незрячие взаимодействуют с миром и как мы можем быть полезны друг другу.
Виденье ситуации возникло в 2006 году, а основной массив событий состоялся в 2007-ом. Центральный проект, посвященный интеграции людей с проблемами зрения, — «Невидимый путь» (англ. Invisible way — Авт.).
— С чего началась практическая реализация замысла?
Юрий Кручак: — Когда появилась идея взаимодействия со слабовидящими людьми, мы попали в проект в Литве, где познакомились с незрячим парнем, который принимал участие в перформансах местных поэтов. Удивило, что этот парень не пользуется палочкой: во-первых, он всегда был в сопровождении кого-то, во-вторых, прошел в Америке курс по адаптации в городе. Мы сделали с ним несколько перформансов и по возвращении в Украину стали искать возможности для продолжения проекта, интересовались, как проходит реабилитация слабовидящих людей у нас.
— Легко ли было привлечь людей с проблемами зрения к участию в «Невидимом пути»?
Юрий К.: — В большинстве наших проектов, и этот не исключение, сначала мы выделяем определенную проблему или особенность культуры и исследуем ее, на этом этапе появляются люди-репрезентанты данной темы и во время общения с ними проявляются определенные образы и герои.
Мы всегда ищем стратегию, которая лучше всего подходит в конкретной ситуации, потому люди понимают, в чем принимают участие. Для Invisible way мы сотрудничали с реабилитационным центром для слепых в Киеве. Мы увидели, что у человека, который приезжает туда, нет представления о месте, где он находится, и, чтобы прояснить «картину мира», ему необходим макет, который мы, кроме всего прочего, и сделали.
— А сообщество предлагало вам собственные идеи?
Юрий К.: — Пять лет тому назад сообщество было более замкнутым. Инициативы от него не было, у него были потребности, но пути их осуществления еще не были представлены.
Юлия К.: — Это зависит от того, что воспринимать как предложение. Например, для серии фотопортретов незрячих из «Невидимого пути» мы задавали людям канву образа: «Вы — герой», а антураж и обстановку подбирали вместе. Их представление о героизме передавало их внутреннее состояние и отличалось от образов, которые продуцируются у нас визуально через масс-медиа.
— Как искусство повлияло на ваших героев?
Юлия К.: — Работая с проектом, мы проводили для незрячих мастер-классы по скульптуре: раньше этого не было в реабилитационной практике, и потом многие люди расспрашивали, как в домашних условиях обжигать глину, а врачи интересовались, как организовывать такие мастерские снова.
Пациенты реабилитационного центра звонили нам, приглашали куда-то, приводили в свои комнаты. Во время такого общения мы открывали много нового: у незрячих не существует линейной перспективы, а если им что-то снится, они считают, что думают.
— Вы много работаете за рубежом. Прослеживали, как взаимоотношения между слепыми и зрячими людьми отличаются в мире?
Юлия К.: — Фотографии из «Невидимого пути» в 2011 году экспонировались на независимой ярмарке современного искусства Supermarket в Стокгольме, а в прошлом году — в Амстердаме. Видеоработы демонстрировались на фестивалях в Амстердаме и в 2011 году в Стокгольме.
В Европе эти работы действительно читаются немножко иначе, это связано со спецификой нашего мышления и различием культур. У нас больше воспринимают внешнюю сторону работ, а в Западной Европе люди интересуются и тем, как все сделано, для них очень важен морально-этический критерий.
Юрий К.: — В Голландии и Швеции работы «Невидимого пути» обретают больше толкований, интерпретируется само значение работы с незрячими. У нас мысли о людях с проблемами зрения завязаны на жалости, а там слабовидящих не воспринимают как инвалидов, их особенность рассматривается как возможность для трактовок.
— Часть «Невидимого пути» — аудиоинсталляция Points of way, передающая опыт жизни слепого человека в городе. Как зрячие люди реагируют на этот арт-объект?
Юлия К.: — Они рассуждают, как это было сделано технически, и пробуют создать полную картину «невидимого» города. Получается определенная игра: люди перемещаются с одного квадрата инсталляции в другой как можно быстрее, договариваются стать сразу в несколько квадратов, чтобы услышать, что будет, когда звуки объединятся.
Вообще, мне интересны размышления людей о том, как наши проекты могут использоваться практически, например, для реабилитации незрячих. Происходит прямое взаимодействие с социумом, и он сам начинает продуцировать идеи, как контактировать с определенными людьми.
— А что будет с «Невидимым путем» в дальнейшем?
Юрий К.: — Думаем систематизировать проект и разработать его выставочный вариант, пытаемся расширить его географию, есть предложения относительно участия от художников из Харькова. Возможно, проведем еще один мастер-класс по лепке, на который пригласим разных художников и скульпторов.
«ТИХИЙ ПРОРЫВ»
— Чем ваше искусство отличается от традиционных практик, например, живописи?
Юрий К.: — Обычно художник имеет точку зрения на определенные события, и можно лишь воспринять ее или нет, а нам интересно, когда точек зрения много, и зритель является соучастником художника. Миссия художника — в создании платформы, на которой поместятся действия как можно большего круга людей, а произведение искусства рассматривается как возможность для коммуникации из трех составляющих — автор, зритель и герой произведения.
В настоящее время постепенно приходит понимание того, что искусство неотъемлемо от контекста, в котором существует, и мы можем создавать не только арт-объект, но и новые социальные условия. В Украине, несмотря на определенные ограничения, свободная атмосфера для новых творческих практик, а поскольку люди еще не выработали «иммунитет» к их влиянию, это хороший способ изменять культуру и общество.
Юлия К.: — Приведу пример из своего опыта. В 2011 году мы принимали участие в проекте Mindware. Technologies of Dialogue в Люблине, одним из его аспектов было влияние новых медиа на коммуникацию. Наша часть проекта называлась Net of the dream. Сначала мы выделили местные дома культуры, которые принимали участие в общих событиях виртуально, но в реальной жизни никогда не контактировали. Нашей задачей было сделать эту реальную, «физическую» коммуникацию.
Мы подготовили баннер, части какого «разошлись» по выбранным домам культуры — это были предложения, как визуально передать идею диалога, и потом каждая из организаций их разрабатывала. Представители институций должны были презентовать эти проекты в «своих» районах города, но перед этим они «случайно» встретились в центре Люблина, выяснили, что были задействованы в одних и тех же программах и познакомились.
Благодаря этой встрече организации самостоятельно инициировали общие проекты, им не нужно было реагировать на предложение муниципалитета, которое могло никогда не появиться. Так, одна группа была учителями, а другая представляла заведение для ментально больных людей — эти организации договорились о сотрудничестве.
— Какие идеи разрабатываете в настоящее время?
Юлия К.: — Мы работаем не с конкретными проектами, а со стратегиями, которые могут применяться в определенных программах. В настоящее время мы разрабатываем стратегию, как сделать город более комфортным и дружественным с помощью социального плаката, но эту идею еще нужно формулировать.
Юрий К.: — Нам хочется разработать концепцию междисциплинарного культурного центра, который вырабатывал бы новую идентичность, совмещая элементы художественного и социального. Мы интересуемся, как строить сооружения, которые бы трансформировались вместе с обществом и частично были бы «медиумами»: одна их часть была бы хранилищем знаний, другая — проектором будущего и временным интерфейсом сегодняшнего.
Выпуск газеты №:
№182, (2013)