Чему нас может научить «условный» Медведчук
«Скандал» вокруг «Укр.выбора» и молодых поэтов в очередной раз выявил кислородный дефицит в украиноцентричной среде. Сообщество рифмоплетов разделилось на тех, кто поддерживает крик, и тех, кто вообще не видит проблему. Все-таки проблема есть. Однако не в Медведчуке, потому что его проект «Арт-площадка» — шикарный. И не в молодых поэтах, потому что их дело — писать и читать стихи (?! — Ред.). А в мстительном, допубертатном, беспомощном мышлении тех, кто за Украину готов умереть и из-за бездеятельности которых молодые поэты будут ходить на мероприятия «Укр.выбора». У нас проблема: потому что пока мы любим Украину — Медведчук вместо нас помогает молодым украинским талантам. Это — не просто вызов. Это — пощечина импотентной оппозиции, которая по своим суммарным капиталам явно не уступает Медведчуку или Пинчуку, однако тратит их не на гуманитарные проекты, а на платные митинги и абонплату за участие в ток-шоу. Медведчук — это вечный упрек тем, кто никак не может выпрыгнуть из подгузников популизма, пустословия и бесплатной любви к Отчизне. Потому что он — мастак играть на антитезах. А мы — мастаки обеспечивать ему позорную антитезу.
Инфантильность реакции на «скандал» с молодыми поэтами просто поражает. Вот если бы организатором «Арт-площадки» была партия «Батьківщина» или «Свобода» — то был ли бы скандал? Обратил ли бы хоть кто-нибудь внимание на то, что молодые поэты выступают под флагом с красным сердечком или тремя пальцами? Демократию теряют незаметно - и очень незаметно на трон сели двойные стандарты. «Укр.выбор» — это даже не партия. Это — общественное движение, которое открыто и аргументированно декларирует свои позиции. И он имеет такое же право не только на существование, но и на полноценную деятельность, как и любая другая организация в Украине. Поэтому незаметная потеря демократии бьет в само сердце принципа соревновательности и справедливости. К Медведчуку относитесь как угодно - но по крайней мере научитесь побеждать его, противопоставлять его инициативам свои, не менее качественные. Я готов привести десятки примеров, когда маргинальные, шароварные, сельские фестивальчики «единомышленников» проводятся за средства областной или местной рады — и превращаются в митинги ВО «Свобода». Где голоса тех, кто так переживает за чистоту процесса?
Проще всего было бы сейчас сказать банальное: «А почему бы великим патриотам не организовать похожий на медведчуковский проект — и не помочь в промоушине молодым поэтам?». Я уже устал апеллировать к народной мудрости «сам не гам — и другому не дам». Непонятно другое: кому в голову пришло назвать проект «Арт-площадка» политическим? Участники этих чтений, молодые поэты, посреди сцены декламируют свои произведения — где ни слова о Таможенном союзе, о дружбе с Россией и втором государственном русском. А затем релаксируют в клубе, неформально общаясь в своих компашках. И никто никого не пиарит. И нет там модератора, который каждые полчаса повторяет то, что «этот праздник вам дарит Виктор Медведчук» (в отличие от «свободовских» мероприятий). Лично я являюсь категорическим противником Таможенного союза и «великой дружбы с Россией» — но это не мешает мне как эксперту принимать участие в круглых столах «Укр. выбора» и отстаивать свою позицию. Или, может, лучше разбежаться по своим патриотическим норам и бояться дискутировать с оппонентами?
Я сотни раз слышал о том, что украинская культура — в смертельной опасности. Отсюда должно было бы вытекать, что поддерживать ее должны все и вся. Если это не делают оппозиционеры и национал-демократы, а делает «Укр.выбор» — это не вина молодых поэтов. Они, живя в условиях интеллектуального голода и андеграунда, должны использовать всякий случай, чтобы засветиться. Лучше всего об этом сказал участник «Арт-площадки» поэт Павел Коробчук: «То, чем занимается поэт, — пишет и читает стихи. Если автор словами открыто не заявляет в поддержку того или иного явления, то не важно, где именно он выражает свое творчество — в аду, на митинге с беркутовцами, в тюрьме, перед гитлеровцами, рядом с трансвеститами, около матрешек, под Стеной плача, в Чечне...»
Эти слова я (да и каждый читатель) мог бы высокопарно опротестовать. И прочесть целую лекцию, что наша молодая интеллигенция должна иметь моральную позицию и бла-бла-бла. Все это — голая софистика. И нежелание посмотреть в зеркало. Живя в этой стране, каждый из нас идет на компромиссы ежеминутно. Мы сами себя окружили кривыми зеркалами, в которых даже самое благородное намерение иметь моральную позицию выглядит уродливо. Одной рукой наши народные избранники проклинают «преступный режим», а второй берут по 40 тысяч на летние отпуска. Одной рукой наши областные избранники голосуют за «роспуск антинародного парламента», а второй принимают грамоты и благодарности Верховной Рады Украины с последующей записью в трудовой книжке. Одной рукой наши городские избранники пишут петиции «о тотальной коррупции», а второй отдают свободовцам целые кинотеатры за 1 гривню. Проект Медведчука «Арт-площадка» все видят за километр — а на свои руки лень взгянуть. Это не болезнь и не упущение. Это — последствия ежедневной потери демократии по несколько миллиграмм.
Для дальнейших поражений украиноцентричной среде абсолютно ничего не нужно делать. Просто ничего не делать - этого будет достаточно. Траектория современных украинолюбов постоянно движется к опрышкам образца XVII века: я ничего делать не буду — лучше я отберу у более богатого и раздам бедным, чтобы меня все любили и на руках носили. Это — типичное мышление политического балласта, который не создает ничего нового, а делит существующее по опыту прошлых веков. Ничем не подтвержденная принципиальность больше смахивает на самодурство и надувание щек в условиях вакуума. Может, лучше было бы, если бы поэты сидели себе тихонько дома и пописывали стишки. И Форум издателей лучше бы загнулся без поддержки националистов — чем взять деньги у самого крупного олигарха. И Украинский Католический Университет следовало бы разогнать за то, что сотрудничает с Фирташем. Это очень ущербная логика. Она глубоко укореняет дихотомичное, дальтоничное мышление, которое вскоре даже собственную тень будет воспринимать как враждебную черноту.
Мы, украиноцентричное сообщество, до сих пор не умеем: а) конкурировать; б) побеждать в конкуренции; в) правильно реагировать на действительность. Мы до сих пор находимся в черно-белом дискурсе середины ХХ века: врага не нужно победить — его нужно или запретить, или ликвидировать. Мы, демократы, повелись на тренд тоталитарного мышления. Это — дорога в никуда. Мы сами себя обкрадываем. Мы сами обедняем свой собственный воздух. Мы до сих пор больше завидуем, чем созидаем. Мы до сих пор больше боремся, чем продуцируем. Мы до сих пор стоим «на стреме» вместо того, чтобы развиваться. В какой-то момент мы даже не заметим, что дышать полной грудью станет невозможно. Что мы окружили себя серыми бетонными стенами. Что мы превратились в гетто побратимов, в некий террариум единомышленников — нетерпимых людей, ленивых соревноваться и мобильно реагировать на вызовы галопирующей действительности за стеклом.
Демократию теряют незаметно. Ликвидировать Медведчука. Снять с регистрации парламентскую Коммунистическую партию. Заклеймить антидискриминационное законодательство. Заставить в каждом селе установить бюст Бандеры. Выдворить из страны регионалов. Провести немедленную украинизацию. Запретить «Укр.выбору» помогать украинским поэтам. Украинским поэтам запретить читать свои стихи в пределах проекта «Укр.выбора». Не много ли тоталитарных «НЕ» витает в среде демократов?
Начало темы: «Сервильность или желание самореализации?»
Выпуск газеты №:
№189, (2013)Section
Подробности