Стратегия развития аграрного сектора экономики Украины: существует ли она?
Негуманно по отношению к соотечественникам увеличивать экспорт зерна, когда 50 — 70% населения страны потребляет молоко и мясо меньше физиологической нормы![](/sites/default/files/main/articles/23102013/6zerno.jpg)
C начала текущего маркетингового года сельхозпроизводители продали за границу на 16% зерна больше, чем за аналогичный период прошлого года. Об этом заявил министр аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк. В то же время ускоряется экспорт выращенного зерна. «Уже четвертый месяц нового маркетингового года мы имеем позитивную динамику поставок отечественного зерна за границу. С начала текущего маркетингового года экспорт зерна по сравнению с прошлым годом вырос на 16%», — сообщил Присяжнюк. Так, по данным Минагрополитики, всего на внешние рынки было отправлено 6,8 миллиона тонн зерна, в том числе 2,3 миллиона тонн — в сентябре. «Ускорение экспортных отгрузок выгодно для производителей зерна. Ведь цена на него постепенно растет на мировом рынке», ? подчеркнул глава ведомства. А выгодно ли это Украине? Ведь зерно — довольно специфический продукт аграрной отрасли. Во-первых, выращивание зерна — это очень нетрудоемкая отрасль, соответственно, ориентация на наращивание экспортного потенциала производителей зерна означает затягивание проблемы с трудоустройством в сельской местности. Во-вторых, экспорт зерна — это экспорт сырья, то есть продукта с низкой добавочной стоимостью. Декларируя планы поставки миллиардов тонн зерна в Китай и подавая их как огромнейшее достижение, чиновники почему-то забывают упоминать при этом низкие темпы производства животноводства, которые уверенно продолжают снижаться. И, наконец, в-третьих, зерно — это достаточно «стрессовая» для плодородной почвы культура. Иными словами, «стахановскими» методами наращивая экспорт зерна, мы рискуем оставить нашим внукам-правнукам пустыню вместо черноземов. Более детально эта тема раскрыта ниже — в материале Николая КАЛИНЧАКА о «Стратегии развития аграрного сектора экономики Украины на период до 2020 г.»
Алла ДУБРОВЫК, «День»
Николай КАЛИНЧАК, доктор экономических наук
В последнем проектном документе «Стратегия развития аграрного сектора экономики Украины на период до 2020 г.» целевым ориентиром до 2020 г. (по сравнению с 2012 г.) определена интересная стратегическая цель — увеличить объемы производства валовой продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в 1,3 раза, а экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия — на 3 — 4% ежегодно. Эта стратегия стала основой разработки Государственной программы развития аграрного сектора экономики на период до 2020 года. Об этом также заявил министр аграрной политики и продовольствия Украины Николай Присяжнюк: «Министерство будет реализовывать стратегию увеличения производства и диверсификации рынков продукции АПК».
АГРОХОЛДИНГ VS ФЕРМЕР — «1:0»
В этом просматривается большое желание решить проблемы государственного бюджета за счет отстранения селян от земли, наращивания агрохолдингами экспорта сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки с игнорированием нужд населения, проживающего в сельской местности. Ведь обеспечить такие темпы можно лишь при условии активной поддержки роста агрохолдингов, так как мелкие хозяйства такие «ударные» показатели просто физически обеспечить не могут.
И некоторые эксперты, например, научный директор Института стратегических оценок П. Гайдуцкий, защищают такую позицию государства — развитие агрохолдингов, которые уже в 2009 году арендовали 43,5% земельных паев (в два раза больше, чем в 2005 году). Благодаря агрохолдингам, отмечает Гайдуцкий, за последние пять лет достигнуты высокие экономические показатели аграрного сектора: объем инвестиций в основной капитал возрос в 4,5 раза, кредитов — в 2,5, экспорта — в 3,5, сумма налогов — в 2, раза. И главное — увеличение арендной платы владельцам земельных паев в два-три раза по сравнению с другими арендаторами. При этом отмечаются несущественные риски: агрохолдинги усиливают экономику и социальное неравенство в аграрном секторе и могут стать банкротами вследствие возможного резкого сокращения.
Но... Необходимо отметить основное — размер арендной платы возрастает не вследствие повышения эффективности производства, а от ожиданий агрохолднигов относительно перспектив владения огромными площадями сельскохозяйственных земель и безграничной будущей земельной рентой, которая без налогов будет ими присваиваться. Не единичные случаи, когда агрохолдингами арендованная земля не используется по назначению, а владельцы земельных паев получают арендную плату. Сельскохозяйственные предприятия, включая фермерские, не могут обеспечить такой высокий уровень арендной платы (более 1000 грн за 1 га) и поэтому быстро поглощаются агрохолдингами, размер землевладений которых возрастает невиданными темпами.
Парадоксален тот факт, что научные работники, которые стояли в истоках аграрной реформы, также придерживаются мнения, что сформированные хозяйственные структуры больших размеров (свыше 100 тыс. га земли) на основе аренды земельных частей (паев) имеют право на существование в многоукладной экономике вместе с личными сельскими хозяйствами, имеющими схожие особенности с формированиями Японии и Китая, которые по размерам небольшие, полностью принадлежат крестьянину. Реформаторы лукавят — земледельческие кооперативы в Японии и Китае находятся под мощной защитой государства. В Китае благодаря передаче, а не приватизации, земли в долгосрочную аренду крестьянам с составлением надлежащих договоров на поставку сельскохозяйственной продукции фермерские хозяйства размером от 0,2 до 1 га пашни эффективны. А в США, например, система законодательства построена таким образом, что большие предприятия не могут поглотить мелкие фермерские хозяйства, но эффект масштаба достигают через кластерную организацию — последние предоставляют услуги первым: обеспечивают кормами, ремонтным молодняком, утилизируют органические удобрения, откармливают бычков и т.д. Например, самая большая молочная ферма в США Emerald Dairy, LLC на 2400 коров со средним надоем 13250 кг молока была построена на ограниченном землевладении. В кластере территориально близкие и далекие фермеры поставляют кукурузу, сою, люцерновые корма, а от большой фермы получают и выращивают для нее нетелей, бычков, на их земли вывозятся органические удобрения и т.п. Создание мощного предприятия гарантирует ему низкие производственные затраты, а владельцы маленьких ферм стали его компаньонами с гарантией функционировать в конкурентной среде.
Иными словами, содействие развитию агрохолдингов, на что нацелена государственная финансовая поддержка, ускорит уничтожение сел и сельских жителей. Разрабатывать стратегию развития аграрного сектора экономики, не принимая во внимание процессов монополизации землевладений десятком владельцев, и при этом наблюдать за одичанием сельской местности, мягко говоря, не гуманно по отношению к собственному народу. Предостережением может быть напряженность в отношениях между Китаем и Японией, вызванное продажей частным собственником трех островов группы Сенкаку японскому правительству, которые после этого стали собственностью Японии.
ЭКСПОРТ VS ПОТРЕБЛЕНИЕ
Теперь рассмотрим, нужно ли Украине наращивать экспорт сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки? Так, в 2012 году мы экспортировали 27,8 миллиона тонн зерновых на сумму 7 миллиардов долларов США, в т.ч. пшеницы — 8,8 миллиона тонн на сумму 2,36 миллиарда долларов (цена 1 т — 271,5 долл.), ячменя — соответственно 2,6 и 0,69 (268,7 долларов) и кукурузы — соответственно 15,6 миллиона тонн и 3,9 миллиардов долларов (249,1 долл.). Экспортировали также 3,2 миллиона тонн семян масляных культур на сумму 1,75 миллиарда долларов, в т.ч. 0,28 миллиона тонн семян подсолнечника на 165,7 миллиона тонн США (587,5 долл. за тонну), семян рапса — соответственно 1,3 миллиона тонн и 0,8 миллиарда долларов (609,5 долл. за 1 т), семян сои — соответственно 1,48 миллиона тонн и 0,7 миллиарда долларов (474 доллара за тонну). Практически весь урожай семян сои и рапса был экспортирован, то соответственно незначительные объемы продуктов их переработки также были экспортированы: масла и жмыхов соевых — соответственно 57,8 и 14,8 тысячи тонн (на сумму 59,2 и 7,9 миллиона долл. США), масла и жмыхов семян рапса — соответственно 5,2 и 2,5 тысячи тонн (на сумму 6,5 и 0,75 миллиона долларов). В основном были экспортированы наибольшие объемы масла и жмыхов семян подсолнечника — соответственно 3,6 и 4,1 миллиона тонн на сумму 3,97 и 0,75 миллиарда долларов. Отметим, что экспортированная продукция имеет свою себестоимость производства и затраты логистики, которые значительно превышают зарубежные. Поэтому чистый результат экспорта в основном сырья не такой впечатляющий.
Здесь следует отметить, что развитые страны мира в первую очередь достигают полной обеспеченности собственного населения продуктами питания и только после этого наращивают экспорт сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки. Как же у нас строится экспортная стратегия? Берется ли во внимание уровень потребления населением продуктов питания?
В Украине в 2012 году потребление только молока и молочных продуктов и мяса и мясопродуктов было меньше физиологической нормы соответственно на 43,45 и 32% (в 2002 г. — на 40—50%) или на 50,6 миллиарда гривен (6,3 миллиарда долларов). Какой огромный резерв для развития сельского хозяйства! За этот период, согласно данным Государственной службы статистики, совокупные доходы населения возросли в 7,4, а реальный доход — в 3 раза. Затраты на питание в совокупных доходах населения составили 50,2% (в 2002 году — 59,1%). А в США, например, за 54 года реальный доход населения возрос почти в 7 раз, а его затраты на питание сократились от 40 до 10%. То есть, в Украине с каждым повышением доходов еще стремительнее возрастают цены на продукты питания. Это можно рассматривать как отсутствие в стране мониторинга затрат в интегрированной цепи от производителя до потребителя, вследствие чего сельскохозяйственный товаропроизводитель нередко остается с убытками, а завышенные суммы прибылей распределяются в сфере хранения, транспортировки, переработки продукции, доставки ее в торговую сеть. Следовательно, неконтролируемое повышение цен на последующих маркетинговых стадиях создает ситуацию не только недоступности продуктов питания и особенно продукции животноводства для многих слоев населения, но и ведет к убыточности и вынужденному упадку этой отрасли.
ОПЫТ ДРУГИХ СТРАН
И все же, как разрабатывается стратегия развития аграрного сектора экономики в других странах? Прогнозируют ли они только валовое производство сельскохозяйственной продукции, как в Украине, или еще учитывают какие-то параметры? Стратегия разрабатывается на основе мониторинга затрат производства и цен реализации на всех стадиях интеграции — от первичного производителя и касательно сфер хранения, транспортировки, переработки продукции, доставки ее потребителю и завершая ценами и объемами потребления отдельными слоями населения, что обеспечивает прозрачность экономики производства. Таким мониторингом охвачены все продовольственные товары с последующим сведением информации о затратах производства и рыночных ценах как в региональном разрезе, так и в разрезе предприятий разных размеров с выделением по ним дополнительных данных — прямых и косвенных дотаций, удельного веса доходов производителей, переработчиков и продавцов. Только в процессе постоянного мониторинга выявляются все возникшие проблемы, на основе анализа которых разрабатываются мероприятия по их поочередному решению. Например, мониторинг затрат и цен в США и Канаде позволил решить ключевые проблемы — обеспечить доступ к продуктам питания всему населению и при этом прибыли первичных производителей — фермеров ежегодно возрастают.
В Украине о мониторинге сложно вести речь, ведь у нас существует коммерческая тайна, а потому неизвестно, кто же причастен к подорожанию продовольствия и справедливо ли распределена интегрированная прибыль между всеми участниками рыночного взаимодействия, включая государственный бюджет.
Именно мониторинг экономического состояния первичных производителей и создание условий для доходности (рентабельности) производства во всех отраслях сельского хозяйства является основной функцией министерств развитых стран — США, Канады и пр. На его основе, включая еще и мониторинг внутреннего и внешнего рынков, определяются основные направления аграрной политики на федеральном и провинциальном уровнях, механизмы ее реализации.
По данным анализа экономических показателей (затраты производства каждого продукта, рыночные цены в любом районе страны, прямые и опосредствованные дотации, валовые и чистые доходы производителя, переработчика и продавца) разрабатываются рекомендации правительствам относительно форм и объемов экономической поддержки производителей. Например, в Канаде за 1 т пивоваренного ячменя (производится 15295 бутылок пива по 0,333 л розничной ценой каждой по 1,45 долл.) правительство доплачивает фермерам 50 — 60 канадских долл. Но за каждую бутылку государство в виде НДС, федерального, провинциального акциза на спиртные напитки получает по 0,60 долл., а всего чистые поступления в бюджет государства в расчете на 1 га посева пивоваренного ячменя составляют 18,4 тыс. долл. Именно такие контролируемые доходы государства являются источником не только для бюджетной поддержки первичных товаропроизводителей, но и наполнения бюджета. А отсюда по логике обеспечение доходности первичного производителя становится основной целью аграрной политики и Канады, и США. Здесь возникает риторический вопрос: почему наши первичные товаропроизводители (владельцы паев) почти на 100% отказались от сельскохозяйственной деятельности?
Выводы. В Украине на 22-м году реформирования еще продолжаются разработки проектных вариантов стратегии развития аграрного сектора экономики. На протяжении этого периода имела место эйфория относительно наиболее эффективного развития крестьянских хозяйств товарного типа (2—5 га земли), фермерских хозяйств, которые могут быть организованы на основе земельных паев и резервных земель и т.п. Все закончилось неожиданным развитием латифундий — землевладений на 100 — 550 тыс. га пашни, где выращиваются экстенсивные сельскохозяйственные культуры, а затраты труда на один гектар посевов в 10 раз ниже, чем при возделывании овощных и технических культур.
Стратегия развития аграрного сектора экономики должна дать четкий ответ: каковы перспективы крестьян в сельской местности и где для них созданы рабочие места? То есть Украина, как и все государства мира, должна сформулировать четкую и понятную для всего населения стратегическую цель — параметры перспективного состояния отраслей аграрного сектора экономики и в первую очередь развития сельской местности и продуктивной занятости его жителей.
После этого в стратегиях развития аграрного сектора экономики страны можно будет предвидеть наращивание экспорта. А пока не гуманно по отношению к соотечественникам увеличивать экспорт, когда 50 — 70% населения страны потребляет меньше физиологической нормы молока и мяса.
Выпуск газеты №:
№192, (2013)Section
Экономика