Инвестиции для «битых»
Эксперты поднимают вопрос о втором пришествии свободных экономических зон в Украину«В течение 10—15 лет мы должны перестроить нашу экономику и производство с тем, чтобы наши товары были конкурентными на рынке Европейского Союза, — настаивает премьер-министр Украины Николай Азаров. Если мы сумеем и способны найти колоссальные финансовые ресурсы (по оценкам это примерно 160 миллиардов евро), если сумеем в историческом плане достаточно быстро перестроить свою экономику, значит, зона свободной торговли (с Евросоюзом. — Авт.) обернется для нас выигрышем, мы поднимемся в конкурентном плане, станем мощным государством».
Премьер говорит «если», но пока не говорит «как». Это, впрочем, не означает, что в научной и экспертной среде, где обычно обосновываются и готовятся решения экономического блока правительства, не идет поиск соответствующих механизмов, направленных на обеспечение инновационно-инвестиционного экономического рывка. Одна из идей — вернуться к нашему отвергнутому, но еще не забытому прошлому и реанимировать свободные экономические зоны (СЭЗ) и территории приоритетного развития (ТПР).
Всестороннее исследование мирового опыта и отечественной практики СЭЗ и ТПР провели директор Научно-исследовательского экономического института Минэкономразвития и торговли Елена Чмыр, главный научный специалист этого же института Василий Пила, директор департамента национальных проектов Госагентства по инвестициям и управлению национальными проектами Юрий Гусев и директор Международного института перспективных исследований, советник главы МЭРТ Владимир Панченко.
Напомним, что закон о СЭЗ и ТПР действует в Украине и сегодня, но специальные режимы, предоставляющие налоговые и другие льготы соответствующим предприятиям, в 2005 году были отменены. Панченко иронизирует, что таким образом вместе с грязной водой выплеснули и ребенка. Рассказывая об исследовании, он останавливается на причинах провала таких проектов, рассматривавшихся в свое время в качестве едва ли не главного источника иностранных инвестиций в Украине. «При возникновении этих зон у всех в Украине было такое чувство, что началось какое-то цивилизованное развитие, основанное на стабильном законодательстве, — отмечает Панченко, — но когда стало ясно, что этого нет, то инвесторы начали уходить, закрывая проекты или сокращая инвестиции».
При этом эксперт отмечает, что в связи с тем, что специальные экономические зоны в Украине создавались не по тем классическим принципам, которые уже успели себя зарекомендовать во многих странах мира, сумма привлеченных ими инвестиций составила лишь $740 миллионов. «Но самое неприятное, — констатирует Панченко, — что львиная доля, 75%, это были украинские инвестиции». В мире СЭЗы, объясняет он, не создаются для собственного, внутреннего бизнеса. Ведь, с точки зрения экономики, они не являются даже и территорией страны. Специальные условия в них создаются именно для иностранных инвесторов, чтобы они могли легко туда зайти и легко, в случае необходимости, вывести не только прибыль, но и свои инвестиции, если условия их не устраивают.
«В Украине было внедрено 57 инновационных проектов на $158 миллионов, — продолжает Панченко. — На самом деле это очень небольшая сумма». Почему так получилось? Эксперт напоминает, что значительная часть СЭЗов была создана вопреки всем законам экономики и мировому опыту внутри страны. Там была возможность заниматься переупаковкой импортных мясопродуктов, откуда они шли не на экспорт, как должно быть, а без всяких сборов и пошлин — на территорию нашей страны. Среди причин, которые обусловили неуспех СЭЗ и ТПР в Украине, эксперт в первую очередь винит законодателей, которые создавали рамочные законы, содержавшие немало лазеек для того, чтобы получатели льгот имели возможность безнаказанно нарушать взятые на себя обязательства и злоупотреблять статусом СЭЗ. Свою лепту в компрометацию территорий со специальным режимом внесли в то время и суды, которые своими решениями зачастую прикрывали правонарушения.
Между тем, не все украинские СЭЗы после 2005 года пришли в полный упадок. Панченко очень хорошо отзывается об успешно работающей и до сих пор курортно-реакреационной зоне в Трускавце, где сумели создать спрос на соответствующие услуги, в связи с чем туда и сегодня заходят немалые инвестиции. От СЭЗ не отказались и сегодня во многих странах мира. В Польше их насчитывается 16, в Южной Корее — 22, в США — 296. В Японии в такую зону превращен огромный остров — Окинава. Прославился своими огромными СЭЗами, где проживают по 40 миллионов человек, и Китай.
Еще один автор исследования Юрий Гусев уверен, что Украина могла бы возобновить такой эффективный экономический инструмент, как СЭЗы и ТПРы. Ведь мы, с одной стороны, можем взять на вооружение и использовать богатый мировой положительный опыт их работы, а с другой — учесть негатив, который, к сожалению, приобрела в свое время наша страна. За битых, как известно, двух небитых дают.
Гусев обосновывает возможность создания полноценных свободных экономических зон в трех пилотных регионах страны. Чрезвычайно перспективным местом для СЭЗ представляется ему Закарпатье, имеющее границы с тремя членами Евросоюза, а главное, обладающее трудолюбивыми, активными, мобильными и по-европейски мыслящими человеческими ресурсами.
Успешную зону порто-франко, по мнению эксперта, можно воссоздать в Одесском порту, имеющем соответствующую историю и традиции. А в Харькове, где сосредоточено наряду с мощной, но в значительной мере простаивающей сегодня промышленностью большое количество научно исследовательских учреждений и вузов, как уверен Гусев, следовало бы создать научно-производственную свободную зону. В частности, это позволило бы, по его мнению, прекратить «отсос» специалистов в соседний российский Белгород... Ученый ссылается на опыт Татарии, где $400 миллионов, вложенных государством в развитие инфраструктуры, обернулись $2 миллиардами инвестиций для действующей там СЭЗ. Кроме того, эксперты высказали также «крамольную» мысль о том, что в Севастополе, где находится иностранная военно-морская база, можно было бы создать оффшорную финансовую зону, деятельность которой могла бы стать хорошим подспорьем для бюджета нашей страны.
Но Украина сегодня находится на пороге Евросоюза, где не очень приветствуются любые льготы и привилегии. Возможен ли в этих условиях у нас ренессанс СЭЗ и ТПР? Отвечая на этот вопрос «Дня», директор МИПИ еще раз обратил внимание на успешный опыт работы СЭЗ в таких странах-членах ЕС, как Польша и Испания. А кроме того, он отметил, что Украина вступает в ассоциацию с Евросоюзом и до полноправного членства у нее, скорее всего, не менее 10—15 лет. За это время СЭЗ и ТПР еще могли бы активно способствовать притоку в Украину иностранных инвестиций, созданию новых рабочих мест и адаптации к европейским правилам ведения бизнеса.
Выпуск газеты №:
№211, (2013)Section
Экономика