Александр ГАВРОШ: «Подписанные книги — как собаки на привязи»
Писатель — о семи библиотеках, четырех комнатах с книгами и профессиональных рисках
Известный детский писатель и драматург Александр Гаврош, автор недавно экранизированной книги об Иване Силе, живет в 16 часах езды от Киева — в Ужгороде. Его библиотека размещена на стеллажах в четырех комнатах, а также разложена на шкафах и на полу в спальне. По вечерам в кровати писатель читает поэзию, а утром на его место укладывается кошка.
— Вы работаете дома?
— Преимущественно — нет. К счастью, имею «рабочую» на квартире моей мамы. Она живет в монастыре, лишь время от времени приезжает домой, так что я имею возможность там уединяться. Лучше всего было бы вообще замуровываться (Улыбается). Один автор рассказывал, что вообще не выходил из дома, пока не написал свой первый роман. Это продолжалось несколько месяцев. Я его понимаю: когда выходишь в люди, то разрушается атмосфера произведения, в котором ты живешь. И потом трудно опять в него погружаться. Разумеется, у каждого своя метода... Моя заключается в полной концентрации.
— Вы часто принимаете участие в конкурсах и побеждаете. Это для вас важно?
— Я стараюсь быть литератором профессиональным. Уже три года живу только с гонораров: литературных и журналистских. Единственное мое место работы — за собственным компьютером. Правда, журналистика начинает все меньше приносить прибыли. Надеюсь, это будет компенсироваться литературой (Улыбается). А конкурсы дают возможность проверить свое произведение на довольно компетентном читателе. Да и денежная премия — неплохой стимул для соревнования. Чем больше конкурсов, тем больше шансов, что каждое достойное произведение будет замечено. Лишь бы не произошло так, как в свое время с романом «Люборацькі» Анатоля Свидницкого, который десятки лет пролежал в рукописи. А если бы он увидел мир, когда был написан, то стал бы лучшим украинским романом своего времени и повлиял бы на всю нашу литературу.
— Вижу, у вас везде книги.
— У нас большая четырехкомнатная квартира, но книги есть в каждой комнате. Домашняя библиотека — это единственное мое хобби. Комнат много, однако некоторые издания вынуждены складывать даже на шкафах. В кабинете на стеллажах книги в два ряда. Задние — вся русская и мировая классика, которая выходила многотомниками в советское время. Вот Дюма видно — 12 томов, здесь — Стивенсон, Марк Твен, Жюль Верн, Диккенс... Это из библиотеки еще моего тестя, она перешла нам вместе с квартирой. Имеем справочные издания: разные энциклопедии, словари. Здесь очень интересная книга — библиография журнала «Всесвіт» за 75 лет существования. Также собираю все, что вышло ценное о Закарпатье: художественная, краеведческая, документальная литература. Есть драматургия — поскольку сам занимаюсь ею, то собираю литературу о театре. Классическая драматургия, современная... Вот видите: Иван Карпенко-Карый, Михаил Булгаков, Александр Ирванец, Мольер, Александр Островский, Эльфрида Елинек...
— А эта книжица?
— Это — «Полное собрание сочинений» Метерлинка в трех томах, Петроград, 1915 год, «Приложение к журналу «Нива». Ценная книга. А здесь у нас украинская литература — и классическая, и современная.
— А что делаете с книгами, которые вам уже не нужны?
— Сейчас я еще формирую свою библиотеку. Хорошо, что есть куда складировать: четыре комнаты, балконы, еще есть та «рабочая». Поскольку занимаюсь разными темами и жанрами, то немало еще книг покупаю, так как могут мне пригодиться в работе. Вот поэзию уже почти не собираю. Как поэт сказал уже все что мог, а самоповторяться не хочу, поскольку оно будет вынуждаемым, искусственным.
(Переходим в спальню, где вдоль одной из стен столбиками стоят книги).
— Это такой рабочий стол на полу?
— Да, это моя шевченкиана. (Подходит к книжным стеллажам). А здесь — стихотворения. Как раз последние несколько дней решил на ночь читать поэзию. Работаю сейчас над пьесой о Тарасе Шевченко — мозги аж искрят, даже сплю плохо. Начал на сон читать — помогает. Как раз вчера Шевченко читал жене вслух в кровати. Красивая поэзия действительно приносит душевный покой, гармонию, умиротворяет. Но обязательно ее следует читать вслух. Для поэзии очень важно звучать. Также хорошо на ночь читать сказки. Они короткие по форме и всегда с позитивным финалом (Смеется).
А здесь недавно привезенные книги, которые я еще не разложил. Вот Михаил Чалый «Життя і твори Тараса Шевченка», первая биография Шевченко, прекрасно переизданная в издательстве «Веселка»...
(В кровати кто-то шевелится под одеялом, Александр молча показывает рукой и открывает).
А ну-ка, вылезай, Чори, познакомься с гостями! Это наша старенькая киса, ей 12-й год пошел...
А тут еще полки с литературой о Закарпатье. Я считаю, что богатство и сила Украины — в разнообразии. Когда галичане напишут замечательные книги о Львове, киевляне — о Киеве, а закарпатцы — о Закарпатье, тогда Украина будет иметь духовную целостность, а изданные произведения — свой неповторимый колорит и достоверность. А здесь детские книги — старые-престарые. Очень люблю букинистические магазины, ищу мировую классику на украинском языке. Ее не так много издают у нас теперь, так я себе собираю. Когда закарпатские библиотеки списывают литературу, порой нахожу что-то для себя интересное.
Мирослав Дочинец в интервью признался, что дома книги не держит, потому что от них разные болезни. Говорит, что книги у него в гараже... Я удивляюсь: «Как такое может быть?». Я не могу без книги. Беру их в руки в течение дня постоянно. Это отрывает от суеты.
— А почему Дочинец держит книги в гараже?
— Из-за пыли, грибка. Но каждая профессия имеет свои профессиональные риски (Смеется).
Я читаю на чешском и словацком. Это иллюстрированная «История Чехословакии», купил ее в Праге, здесь Иван Ольбрахт, чешский классик, в оригинале. А это — украинская литературная энциклопедия в трех томах, которую люблю листать. Очень жаль, что издали только три тома, дошли до буквы «Н». Хоть бы один проект довели до ума...
(Переходим в детскую комнату). Тут наш спортивный уголок, большая карта Украины на всю стену. Это — полочки с детскими книгами. Но я считаю, что настоящая детская литература — это та, которую любят читать и взрослые. А это крупноформатное чешское издание «Сборник хозяйственных, культурных и политических статей о Подкарпатской Руси» 1936 года. Этой книге скоро 90 лет, а в каком она прекрасном состоянии! Это тоже моя закарпатистика.
— Кто формировал ваши читательские вкусы?
— Я вырос в обычной семье, родители были рабочими. Папа очень много читал и именно он начал формировать первую семейную библиотеку. Он мог большего достичь в жизни, но не сложилось из-за независимых обстоятельств. Он был большим читателем, его до сих пор помнят в библиотеках, хотя прошло уже 18 лет, как он умер. Под его влиянием начал читать и я, и мой брат.
— Вы пользуетесь общественными библиотеками?
— Разумеется, записан в семи библиотеках, две из которых киевские — библиотека Вернадского и парламентская, остальные — ужгородские. Хотя в последнее время стал меньше в местные библиотеки ходить, потому что они почти не получают новую литературу. Я везу книги из «развалов» киевской Петровки, из книжных ярмарок в Киеве и Львове, дома редко покупаю. Цены здесь значительно выше.
Кроме того, с Закарпатской областной универсальной научной библиотекой имеем замечательное сотрудничество. Сейчас составляем сборник «Тарас Шевченко на Закарпатті» к 200-летию Кобзаря. Несмотря на то, что Шевченко в Закарпатье не бывал, однако его след заметен и в литературе, и в музыке, и в театральной жизни, и в изобразительном искусстве.
На Форуме издателей среди интересных новинок увидел книгу «Тарас Шевченко в критиці: Прижиттєва критика (1839—1861)». Уникальная вещь, толстенный томище! Человек большинство лет провел в неволе, был табуирован, а о нем столько было написано! Редко какой писатель имеет при жизни такое признание.
— Собираете ли автографы?
— Я не коллекционер автографов. Если человек действительно близок или уже живой классик, то да, это имеет ценность. Однако считаю, что подписанная книга — как привязанный пес, она теряет возможность следующей жизни. Ведь книгу может прочитать немало людей. Однако подписанная тебе книга уже может только лежать на твоей полке.
— Какая ваша любимая поза для чтения?
— Обычно читаю в горизонтальном положении, хотя говорят, что это вредно. Я работаю сидя, поэтому хочется изменить позу, а стоя читать как-то не получается (Смеется). В моей «рабочей» есть диванчик, так я там не только пишу, но и читаю. Иногда могу и подремать. Мозг отдохнет полчаса и становится свежее. Кстати, Черчилль тоже отдыхал после обеда. Я тоже рекомендую всем, у кого есть такая возможность. Хотя это могут себе позволить только те, кто работает дома. Жить в своем темпе — это очень весомая привилегия.
Выпуск газеты №:
№214, (2013)Section
Украинцы - читайте!