Как воспитывать обычного необычного ребенка?
Об этом «День» беседовал с мамой десятилетнего Виталия Нечаева — победителя ХІІ Международной премии имени Джузеппе Шиакка — и самим юным умникомДесятилетний украинец Виталий Нечаев, который живет в Звенигородке Черкасской области, недавно был удостоен титула абсолютного победителя ХІІ Международной премии имени Джузеппе Шиакка. Премию очень талантливому мальчику, о котором «День» уже писал (см. № 71 от 18 апреля этого года), вручили в Ватикане. Напомним, что в 2011 году Виталий Нечаев был награжден премией «Гордость страны» в номинации «Редкий талант». 16 ноября в Папском Урбанианском университете Виталию вручили премию, основанную в 2001 году в честь погибшего итальянского юноши, который отличался чрезвычайно высокой моралью и великодушием. Таким образом, мир признал одаренного украинца примером для новых поколений.
10-летний Виталий вместе со своей мамой Ольгой три дня провели в Италии. Специально для них устроили практически целодневные экскурсии по Риму и Ватикану. Он впервые побывал за рубежом и был в восторге как от увиденных культурных и исторических памятников, так и от Тирренского моря. Своими впечатлениями Виталий Нечаев поделился с «Днем».
«МИР ХОЧЕТСЯ УВИДЕТЬ. ОСОБЕННО — ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ»
— Сначала поразил собор Святого Петра и Колизей. Потом я немного волновался на церемонии награждения в Папском университете. А в последний день я уже полностью отдыхал. В Риме было очень интересно. Больше всего в Италии запомнилось море и собор Святого Петра. Море там не такое, как у нас. Намного интереснее. Мы приехали туда вечером, когда оно было особенно красивым и немного сливалось с небом. Вообще весь мир хочется увидеть. Особенно — европейские страны.
— Ты, как и раньше, больше всего увлекаешься географией и историей?
— Да, больше — историей. Профессию еще не выбрал. Потому что их очень много, как и наук. Что мне будет больше всего нравиться, то я и выберу.
«НИКТО НЕ УЧИЛ ЕГО ДАЖЕ СЧИТАТЬ»
А с мамой Виталия Ольгой Нечаевой, которая сама воспитывает не только сына, но и маленькую дочь, мы пытались понять, как же воспитать одаренного ребенка.
— Не ожидали, что Виталия отметят в Риме, — начала пани Ольга. — Много сегодня умных детей, но Виталия признали абсолютным победителем международной премии для талантливой молодежи. Он действительно много работает, учит, читает. Уже успел поделиться своими знаниями со студентами Черкасского университета.
О нашем Виталии узнал руководитель премии имени Джузеппе Шиакка Отец Бруно Лима. Посоветовавшись, жюри единогласно решило, что победителем премии должен стать именно Виталий. Мы до конца не верили, сомневались, сможем ли мы поехать.
Эту международную награду еще не присуждали таким маленьким детям. Если не ошибаюсь, до этого украинцы еще не становились абсолютными победителями премии имени Шиакка.
— У вас разработана какая-то система раннего развития ребенка?
— В действительности никакой системы развития или воспитания у меня не было и нет. Люди до сих пор не могут поверить, что такое вообще возможно. Виталий сам начал читать где-то с четырех лет. Мы, честно говоря, этого даже не заметили. Потом Виталий начал просить у меня очень много разных книжек. Тогда ни компьютера, ни интернета не было, потому читал только книжки. Начали дарить и покупать книги.
Самой первой из энциклопедий он прочитал «Астрономию». Потом была география, история. У него интересы — довольно разнообразные. Он объясняет, что когда прочитал «Астрономию», то его заинтересовало, как начиналась жизнь на Земле, происхождение людей, история человечества и так далее. Так он дошел от древних веков до нашего времени.
В три с половиной года он начал разговаривать так, что мы уже его понимали, а в четыре года он уже выдавал такие вещи, что мы просто были поражены. В таком возрасте Виталий показывал невероятные способности по математике. Хотя, опять же, никто не учил его даже считать. В свои четыре года Виталий только узнавал дату рождения человека, сразу же говорил, сколько ему лет. Это было для нас настоящим шоком. Способности сына развивались очень быстро. Он все впитывал в себя, как губка. Сын читал эти энциклопедии чрезвычайно быстро. Я даже не думала, откровенно говоря, что он их читает. Я считала, что он просто смотрит картинки.
— Вы сыну помогаете в учебе?
— Я никогда его не учила. Напротив — боялась, что эти знания могут как-то навредить сыну. Старалась, чтобы Виталий больше гулял, выгоняла его на улицу. Потому что на то время он вовсе не хотел гулять, а сидел все время за книжками. Я очень волновалась из-за этого, но, слава Богу, мы этот этап пережили, и с ним ничего не случилось.
Поскольку Виталий в детском садике уже читал книжки и много знал, то мы решили отдать его в школу в пять лет. Ему фактически нечего было делать в первых трех классах.
Я не думала воспитывать вундеркинда и ничего не заставляю его делать. Виталий сам решает, когда учиться, когда играть. Он растет как обычный ребенок. Все эти чрезвычайные знания к нему приходят незаметно для меня. Я до сих пор не понимаю, как сколько знаний он мог вместить в своей голове.
В школе Виталий — отличник. Побеждает постоянно на олимпиадах. При этом по ночам не сидит над книжками, не зубрит. Мы только приехали из Италии, а на следующий день он пошел на олимпиаду и завоевал первое место по украинскому языку. И это — без подготовки.
Виталий считает себя обычным ребенком. Он выглядит и ведет себя, как все дети. Но его знания превышают любое представление о ребенке в таком возрасте. Очень много знает по истории, географии. Хотя иногда забывает. Виталий говорит, что эти знания у него будто бы уже есть, а он их вспоминает. Все думают, что у Виталия просто феноменальная память, но у меня такое ощущение, что все эти знания уже в нем есть.
С другой стороны, если раньше он не хотел играть во дворе, то в настоящее время у него много друзей, играет со сверстниками. В последнее время иногда в компьютерные игры, иногда с друзьями по скайпу связываются. То футбол, то на роликах гоняют, когда лето. Вообще с физкультурой у него не очень. Нужно его физически подтягивать, потому что он худенький. Возможно, попробуем пойти на рукопашный бой. Нужно, чтобы он стал увереннее в себе, потому что ему этого не хватает. Даже в своих знаниях Виталий бывает неуверен.
«ПРЕМИЮ... ОТДАДИМ ЗА ДОЛГИ»
— Раньше Виталий вроде бы часто болел, а теперь как он себя чувствует?
— Понемногу перерастает эти болезни. За счет того, что у сына очень активно работает мозг, его организму не хватает фруктозы, сахарозы. Проблема в том, что Виталий вообще не хочет кушать фрукты. Только понемногу бананы и апельсины ест. Если бы он ел нормально фрукты, то вообще бы не болел. А химию, всевозможные таблетки я ему не хочу давать. Пусть все проходит естественно.
Со временем эти проблемы уйдут. Но нужно быть осторожным — кушать только натуральную еду. Все кушает только в домашнем приготовлении.
— На что, если не секрет, потратите стипендию?
— Виталию дали одноразовое денежное вознаграждение — тысячу евро. Мы просто, честно говоря, отдадим за эти деньги долги. Мы заплатили 12 тысяч гривен за то, чтобы иметь возможность выехать в Италию. Это и личная финансовая гарантия в визовом центре (6 тысяч), визы, паспорт, дорога, оформление документов... В нашей стране очень тяжело вывезти ребенка за рубеж матери-одиночке.
— Вас можно назвать настоящей героиней: вы одна воспитываете двоих детей...
— В действительности никому этот героизм не нужен. Так в жизни сложилось: попадались такие мужья, что лучше самой растить детей. Я просто берегу их. Некоторые женщины живут ради мужа и не замечают детей, а я живу ради детей. Мне Виталий говорил: «Мне ничего не нужно, чтобы только ты была, и кусок хлеба съесть». Я себе спокойна с моими детьми, общаюсь нормально, нет никаких скандалов...
— Как Виталий относится к славе?
— Мы наоборот пытаемся не общаться с журналистами, чтобы лишний раз не травмировать ребенка. Эта слава Виталию в действительности мешает. Я решила публично об этом рассказывать только потому, чтобы найти ответ на вопрос «Что мне делать дальше?» Я надеюсь, что найдется такой человек, который подскажет, что с такими детьми делать. Возможно, ему нужна какая-то другая программа обучения, какие-то особенные условия. Может, есть учебные заведения для таких детей. Ему трудно. Психика еще очень чувствительная — как волосинка.
Выпуск газеты №:
№219, (2013)Section
Общество