Новая «порция» провокаций против Президента?
Или Почему появился «список Царева»
«Список Царева» — последняя скандальная и активно обсуждаемая в Украине тема. Сам Олег Царев сейчас в зените славы. Но уже в очень одиозном свете. Как известно, регионал обратился с запросом в Службу безопасности Украины и Министерство иностранных дел, чтобы данные структуры запретили въезд в Украину 36 гражданам Грузии, США и Евросоюза. Какова реакция соответствующих структур? В СБУ пока не ответили на наш запрос, а в МИДе сообщили «Дню», что они не имеют компетенции запрещать въезд в Украину гражданам других стран, так как такие решения могут принимать СБУ, МВД, миграционная служба и пограничники. Что скажет на этот счет Олег Царев?
— Я направлял запрос в СБУ и МИД, но ответов пока не поступило.
— В МИДе нам сообщили, что они не компетентны запрещать иностранным гражданам въезд в Украину. Почему вы обратились в данную структуру?
— С моей точки зрения, они должны за это отвечать. Если они не отвечают, то не отвечают.
— На каких основаниях вы составляли свой список? Есть ли доказательства, что именно эти граждане причастны к антизаконным действиям в Украине?
— Для нас, депутатов Партии регионов, оппозиционных депутатов, не секрет, что в Украине работают иностранные политтехнологи. Мы даже обобщающе называем их «грузины». Хотя, на самом деле, грузины там не все. Почему? Есть команда, которая работала с Михо Саакашвили. Они организовывали «революцию роз», сопровождали его президентскую компанию, освещали события вооруженного конфликта в Южной Осетии. Теперь они задействованы в Украине в помощь нашим оппозиционерам...
— А вы не думали о том, что такой ваш шаг может отобразиться на репутации Украины на Западе?
— У нас стоял вопрос о сохранении государства, человеческих жизней, какая может быть репутация? Наших людей не пускают ни в Европу, ни в США «пачками», не объясняя причин. А здесь люди напрямую участвуют в действиях, протестах, где предлагают свергать законную власть. В какой стране к этому могли относиться так спокойно, как в Украине.
— Кого это, интересно, не пускают в Европу и США?
— А все ли наши граждане получают визы, когда они об этом просят в иностранных посольствах. Мы, кстати, без виз принимаем всех.
— А по каким причинам в списке оказался немецкий гражданин Андреас Умланд?
— Я знаю, что ему хочется поучаствовать в наших событиях, но пусть он пока посидит в Германии.
— Странный аргумент. Вот вы говорите о связях иностранных политтехнологов с украинскими оппозиционерами. Но ведь вас тоже обвиняют в связях с «экспертами» из России (об этом, кстати, говорила ваша бывшая соратница по партии Инна Богословская), что вы действуйте по сценарию другого государства.
— Глупости не хочу комментировать. Моя семья, родные, избиратели находятся на территории Украины. Я депутат-мажоритарщик, и я работаю в интересах народа Украины. Если сейчас провести опрос среди моих избирателей, уверен, что мои действия поддерживает подавляющее большинство.
— А граждане России есть в списке?
— Там есть господин Белковский.
— То есть оппозиционные российские эксперты и политики. А Немцов?
— ...
Валерий ЧАЛЫЙ, заместитель генерального директора Центра им. Разумкова:
— У этой ситуации два аспекта. Первый — зачем это делается? Я считаю, что это — начало широкой системной провокации против руководства страны, Президента Януковича, в целом Украины, чтобы спровоцировать дальнейшее напряжение в направлении Запада. И таким образом, это также попытка как можно больше изолировать (Украину. — Ред.) от возможного возврата к европейской интеграции.
Механизм не новый, он уже применялся ранее. В тех случаях, когда не впускали при въезде, например граждан Германии, действительно возникала политическая напряженность. Я считаю, что и сейчас уже есть соответствующие письма к Министерству иностранных дел Украины для того, чтобы объяснить ситуацию. Это касается не только персоналий (это появилось сейчас), но и списка, в котором фигурируют организации разных стран. То есть очевидно, что это — спланированные системные действия.
Второй аспект — каким образом это делается? Действительно, вбрасывается список, тот же Олег Царев, который его публикует, а затем обращается к Службе безопасности Украины, сам же и комментирует это решение. То есть мы знаем о решении раньше, чем в том же Министерстве иностранных дел. Я считаю, что это определенное внешнее управление решениями украинских ведомств, причастных к этому делу.
Если будет введен запрет на въезд, напомню, что он может быть только на определенных основаниях. Если нет, то это будут только обратные, симметричные шаги со стороны стран, которые там упоминаются или гражданам которых запрещается въезд. На данный момент мы знаем, что это — Германия, Соединенные Штаты Америки и Грузия.
Ясно, что на этом не закончится. Следующий шаг — это деятельность против тех, кто сотрудничает как с общественными организациями, так и с правительством — внешними фондами. Наибольший грантополучатель — правительство Украины. Таким образом, будет попытка вообще отменить эти соглашения, которые украинское правительство подписывает с соответствующими зарубежными агентствами для финансирования. Я считаю, что этот вопрос вообще находится в сфере экономической безопасности. На самом деле, нужно анализировать эту провокацию, вопрос, почему в ней принимают участие украинские официальные структуры и вообще, какова цель этой операции.
Очевидно, это не прибавит позитива международному имиджу Украины, а следовательно, и украинскому руководству. Ясно, что в таком случае это может провоцировать дополнительную напряженность в политических контактах между этими странами, фонды которых работают в Украине или граждане которых находятся в этих списках. Еще больше настораживает, что там почему-то длинный перечень граждан Грузии. Создается впечатление, что этот список взят не из украинской практики, а из практики других стран.
Надеюсь, что страны (граждане которых включены в этот «список». — Ред.) смогут получить достоверную информацию об основаниях запрета на въезд. Если они не удовлетворятся этой информацией, то будут, как и раньше, ограничивать политические контакты или ставить этот вопрос очень резко при любых встречах на уровне президентов, премьер-министров или членов правительства.
Если сейчас не остановить эту провокацию, то будут разворачиваться дальнейшие действия. Все, кто указан в том списке, подвергнутся давлению — и зарубежные граждане, и главное, украинские организации и граждане.
Подготовил Игорь САМОКИШ, «День»
Выпуск газеты №:
№237, (2013)Section
Подробности