Шесть дней до Давоса
«День» провел опрос участников украинской панели: ответ на какой вопрос они ожидают услышать/поделиться на Всемирном экономическом форумеЧто будет с Украиной после того, как 15 миллиардов «спасительного» российского займа закончатся? Будет ли на то время украинская экономика более сильной? Отползет ли она от бездны? Операбелен ли сейчас наш «пациент»? И где его «реанимационный» пакет? В плоскости ответов на эти вопросы сегодня завязано немало острых проблем, как политических, так и геополитических. Как отметил в комментарии ниже президент Киевской школы экономики Павел Шеремета, от того, сколько в нашем кармане денег, зависит, с чем мы садимся за стол переговоров.
Два месяца назад в Киеве по инициативе президента Украины и при финансовой поддержке компаний двух олигархов — Вадима Новинского и Дмитрия Фирташа — международное экономическое сообщество вместе с украинскими экспертами попробовало ответить на эти вопросы на первом мини-Давосе в Киеве. Правда, тогда они были поставлены немного в ином контексте: виднелась перспектива европейской ассоциации, а рука РФ, которая буквально ежемесячно давала пощечины украинским предпринимателям, выглядела больше враждебно, нежели обнадеживающе.
«День» был среди участников киевского мини-Давоса. По правилам, установленным организаторами, мы не имели права публиковать то, что было наработано. А резолюция должна была содержать три сценария развития Украины. Поэтому мы подготовили «свои» сценарии, опираясь на услышанное/увиденное и за кулисами, и с трибуны. «Почему ROSHEN не в шоколаде?» — итоговый материал, который вышел в «Дне».
Осталось меньше 10 дней, чтобы проверить наши «сценарии» на профпригодность. 24 января на Ежегодном экономическом форуме в Давосе начнет работу сессия «Украинский прогноз». Интересно, что днем ранее там же, в Давосе, будет работать другая сессия «Российский прогноз». В целом же, в этом году встреча в Давосе посвящена теме «Перестройка мира: последствия для общества, политики и бизнеса» (The Reshaping of the World: Consequences for Society, Politics and Business). А ключевыми в повестке дня 44-го Давосского форума будут вопросы здравоохранения и медицины — и в социальном, и в экономическом аспекте.
«День» внимательно будет следить за ходом работы этой сессии. Накануне мы созвонились с нашими экспертами, которые собираются посетить Давос. Они поделились с нами, с какими вопросами и идеями едут в Швейцарию — комментарии ниже.
Впрочем, украинский контекст Давосского форума еще до старта удивил. На днях журналист, заместитель главного редактора «Української правди» Сергей Лещенко обнародовал информацию о том, что Виктор Пинчук, который вот уже девять лет угощал экспертов в Давосе ланчем, на котором в неофициальной обстановке государственные деятели и бизнес-элита со всего мира обсуждают ключевые проблемы экономики и политики, в этом году отменяет «прием». Как сообщает журналист, официальной причиной отмены ланча названо то, что Украина будет обсуждаться на основной площадке форума, и ланч может «перебить это мероприятие». Впрочем, еще, или может быть «уже», вчера на официальном сайте Фонда Виктора Пинчука сообщения об отмене ланча и причинах этого не было. Поэтому «День» позвонил по телефону в пресс-офис Фонда и попросил дать ссылку на новость, на что в ответ услышали — «пришлите запрос». Электронным письмом мы продублировали просьбу. Подождав немного, мы снова позвонили по телефону, мол, просто скажите: отменяется ланч или нет. Девушка сообщила, что передала нашу просьбу директору информационной службы, который в настоящее время на встрече, но позднее он свяжется с нами по номеру телефона, указанному в электронном письме. Конечно, никто до конца дня нам так и не позвонил по телефону.
Поэтому пришлось пойти немного иным путем и спросить у людей, которые были участниками предыдущих обедов у Пинчука, получали ли они приглашение в этом году, если нет, то известно ли, по каким причинам отменили «прием». И вот что нам ответила директор Международного центра перспективных исследований Вера НАНИВСКАЯ: «Потому что он не дал того эффекта, который ожидался. Украинский ланч — это, как минимум, затраты. Делается он для того, чтобы это имело огласку, определенное влияние. И делается это для того, чтобы разговоры дали такой эффект, которого нельзя достичь другими средствами. А если такого эффекта нет... Тем более что в прошлом году было выражено определенное недовольство по поводу этого ланча...».
Однако Сергей Лещенко допускает, что Виктор Пинчук просто побоялся, что участники ланча будут «ругать» украинскую власть.
Мы же в «Дне» отстранение пана Пинчука от Давосского форума заметили еще на том самом мини-Давосе в Киеве, когда не увидели его в списке тех, кто платит за организацию. «Ввиду того, что, как заметил в своей поздравительной речи Виктор Янукович, президент «лично патронировал подготовку к мини-Давосу в Киеве», не свидетельствует ли этот момент о переформатировании бизнес-лобби во властных кабинетах? Кроме того, не до конца понятно: отстранили ли Виктора Пинчука совсем от организации Давосского форума или же он все-таки будет проводить свои традиционные ланчи в Швейцарии?», — закончили мы свой репортаж.
КОММЕНТАРИИ
Владимир ЛАНОВЫЙ, президент Центра рыночных реформ
— Пока что украинское экономическое движение далеко от мировых экономических процессов: глобализации, интеграции, финансовых накоплений и потерь, перераспределение мира, и тому подобное... Мы стоим в стороне от этих процессов, мы не включены в финансовые всплески, происходящие в другой части света. Пока что, так.
Я думаю, что вся проблема — в несоответствии курса правительства Украины мировым тенденциям и процессам. Отказ от рыночной интеграции с рыночными странами действует вопреки общим мировым тенденциям. Экономика Казахстана и РФ не является демократической и рыночной. Именно поэтому она уже проваливается в этих странах. А мы вступаем в эту бездну!
Предпосылки — несправедливое распределение общественных прибылей и общественного богатства в стране. На протяжении последних четырех лет попираются права большинства граждан, нагло захватываются ценности разного типа: недвижимость, земля, объекты приватизации, национальный доход и даже бюджет. Все накапливалось и взорвалось политическим неудовольствием.
Сегодня экономика Украины идет в сторону краха. Нужно возвращать 8 миллиардов долларов долгов в этом году. А, между тем, в бюджете заложен дефицит на уровне 6 миллиардов. А для того, чтобы профинансировать его, нужно взять где-то еще 7—8 миллиардов. И в целом бюджет нуждается в 10 миллиардах долларов, а также в возвращении долгов, время уплаты которых наступило — в 8 миллиардах. 18 миллиардов за год нужно иметь правительству, чтобы хоть как-то профинансировать бюджет в том виде, в котором оно его заложило. И этих денег просто нет. Поэтому дефицит и в дальнейшем будет расти. Развал будет очень мощным.
Для того, чтобы этого избежать, нужно менять правительство: все его планы, подходы. Нужно принимать другой бюджет. Потому что сегодняшний бюджет приведет к полному провалу экономики страны.
Павел ШЕРЕМЕТА, президент Киевской школы экономики:
— Украина является отрытой экономикой, а потому динамика нашего рынка во многом зависит от динамики мирового рынка, прежде всего рынков США, ЕС и Китая. Поэтому, в первую очередь на нынешнем Давосском Форуме, меня интересуют взгляды экспертов относительно того, что они ожидают в 2014 году, в частности в экономиках США, ЕС, Китая и России, безусловно.
И второй вопрос, ответ на который меня интересует, это — насколько судьба демократии в Украине интересует мировых, в первую очередь, западных лидеров мысли. Будущее политического строя нашей страны будет определяться в ближайшие 14 месяцев. Для меня важно понимать — Запад будет просто смотреть на все эти процессы со стороны, так как он делает сейчас, или он готов к более активному участию?
В экономическом контексте предпосылки того, что мы сегодня назвали «системным политическим» кризисом, определить просто. Как люди бывают алко — или наркозависимыми, так украинская экономика есть дефицитозависимой. Она живет в долг. И вместо того, чтобы лечить, ей дали очередную «порцию» — 15 миллиардов долларов в виде, так называемой, «русской ссуды». Собственно, это и является основанием для очень мощного политического кризиса в стране. Ведь никудышное экономическое положение значительно ослабляет позиции Украины в переговорах, как с Россией, так и с Европой. Тот унизительный для нас вопрос — «Сколько вы нам дадите деньги?» — если бы украинская экономика не жила в долг, не возник бы. Мы бы должны были обсуждать: «Где вы? Где мы? И где мы имеем общие точки для роста?».
Андрей НОВАК, председатель Комитета экономистов Украины:
— Тема нынешнего Давосского форума является очень близкой к украинскому контексту, поскольку последние несколько кризисов, в частности и финансовый кризис 2008 года, показали, что и экономическая, и политическая системы большинства стран мира сейчас нуждается в пересмотре и изменениях. Причем, очень кардинальных. Поскольку в существующей системе экономических и политических координат подобные кризисы нас будут поджидать регулярно, и не реже, чем каждые три-пять лет, прежде всего ведущим мировым странам нужно принимать решение в формате «Большой семерки» и «Двадцатки» относительно того, как изменить правила как экономической, так и политической игры. Потому что если не инициировать изменения, то следующие кризисы могут настолько сильно ударить по экономике стран, что социальные взрывы, которые мы сегодня наблюдаем в Греции, Италии или Испании периодически, приобретут намного больший масштаб. А это уже угрожает власти любой страны.
Эта ситуация коррелируется с внутренней ситуацией в Украине, где также системный кризис и в экономике, и в политике. И она требует серьезных изменений в экономической и политической системах — балансе властей, экономических и финансовых интересов бизнесовой полит-элиты и населения Украины. Поэтому итоги Давосского форума, которые будут сформированы, оппозиция должна использовать во внутренней украинской политике.
Наиболее актуальный вопрос для Украины — экономический — и я бы его сформулировал так: уменьшение зависимости украинской экономики и политики от РФ, практическая реализация многовекторной украинской внешней политики, а не одновекторной, на которую свернула Украина после подписания Московских соглашений.
Для мира, безусловно, Украина является очень интересной с точки зрения инвестирования. Но масштабного инвестирования для Украины не будет, пока она не присоединится к клубу цивилизованных стран, то есть, стран ЕС. Поэтому украинский вопрос будет экономическим, но его решение произойдет в политической плоскости, а именно — необходимости подписания Украиной соглашения с ЕС. Возможно, будут и практические последствия, в частности — и страны ЕС и МВФ все-таки примут решение о конкретных суммах финансовой поддержки, кредитования Украины в противовес тому кредитованию и скидкам на газ, которые Украине предложила РФ.
Анна ДЕРЕВЯНКО, исполнительный директор Европейской бизнес ассоциации
— Интересный вопрос нынешнего Давосского форума — роль Украины в мире, наша миссия в мире. Но не в краткосрочной перспективе — 3—5 лет, а вообще — где будет Украина через 20—50 лет. Мне кажется, в таком контексте было бы интересно услышать мнение как мировых экспертов, так и отечественных.
Конечно, в контексте наших реалий очень трудно представить, чтобы люди серьезно и вдумчиво говорили об этом. У нас как-то уже стало привычкой не думать на перспективу. Но для развития государства было бы очень полезно смотреть немного выше и определиться: мы являемся «житницей Европы» или «супермаркетом мира»? А, может, мы хотим быть отсталой страной — отстойником для некачественных, но дешевых товаров? Виденье нужно предварительно планировать, лишь тогда можно достигать адекватных результатов.
Через 20 лет я бы лично хотела видеть Украину, разрешающей проблему голода в мире. На базе этого можно развивать и последующие вещи: инфраструктуру, а также нужно проводить разработки и в IT-сфере. То есть, новейшие технологии, которые будут помогать повышать производительность именно в сельскохозяйственной сфере.
Кроме того, нужно использовать транзитный потенциал Украины: наше удобное расположение дает нам возможность играть важную роль в мировом контексте.
А для того, чтобы все эти сферы развивались, нужны здоровые и умные люди. Поэтому нужно уже вкладывать в хорошее образование и медицину, отвечающие мировым стандартам.
И в заключение, главное — нам нужно, прежде всего, подумать об эффективности нашего государственного управления. Общество этого требует.
Бизнес делает все, что может. Его задача — создавать добавочную стоимость, ресурс и продукт. Предприниматели делают все возможное для того, чтобы создать рабочие места, для того, чтобы получить прибыль, потому что это является их основной целью. Также им нужно сделать так, чтобы бизнес был законным, работал эффективно и платил все налоги в соответствии с законом. Развивать же государственную вертикаль — не является задачей бизнеса.
Вера НАНИВСКАЯ, директор Международного института политических исследований:
— Тема нынешнего Давосского форума является чрезвычайно касательной к украинскому контексту. Украина превратилась в такое место, где совершается ускоренная трансформация с наивысшей формы тоталитаризма до демократии. Все, что у нас происходит, могло бы быть хорошим уроком понимания этих превращений. Но, как правило, мы очень разорвано смотрим на большие процессы геополитические и на конкретные, которые внутри страны. Те, что совершаются у нас, выглядят очень персонифицировано политически, а те, что в мире — они общегеополитические. Мы их не проектируем. Разве что в экономической сфере с точки зрения влияния, например, мировых финансовых потоков.
И вот именно этот вопрос трансформации от тоталитаризма к демократии — это единственный вопрос, который нужно обсуждать.
Успех государства является результатом его государственной экономической политики. Раньше важным было место расположения, а теперь — нет. Например, Исландия, Уэльс не имеют никакого шанса с точки зрения расположения, но вместе с тем достигают очень хороших результатов, потому что проводят очень хорошую экономическую политику. Наша проблема — незавершенная деполитизация. И голова у этого монстра — советская, а тело выросло из гражданского общества, партий. Они не могут ужиться вместе.
Украинская экономика слабнет, потому что приватизация, которая стала главным изменением после 1991 года в Украине, — основной фактор того, что сегодня у нас уже даже государственный бюджет «приватизирован». Отделить государственный бюджет от тех, кто отвечает за управление им — первое, что мы должны были сделать, но не сделали. Она связана с незаконченными процессами трансформации, когда мы одно сделали, а другое — нет. И вот мы этот процесс приватизации запустили, но радикальной перестройки государственных институций не запустили. Получили советские институции с правом частной собственности.
Выпуск газеты №:
№5, (2014)