Три уровня защиты шахтера
От уменьшения квот на импорт в Украину угля из РФ потребители смогут экономить, а производители... потеряют работу
Уменьшая квоты на импорт, потребители угля смогут выиграть, сэкономить, так как уголь (в силу конкуренции) можно дешевле купить. Но производители (шахты) могут лишиться зарплаты, т.е. может появиться безработица. Но это не всегда так. Есть еще вариант — создание новых рабочих мест для шахтеров там, где мы сильны, конкурентоспособны. Поэтому в данном случае говорить однозначно о пользе роста или уменьшения квот нецелесообразно. Нужен расчет. Правда, он якобы был — была составлена и принята в 2001г. программа «Украинский уголь». Но, к сожалению, ее трудно назвать научно обоснованной. По программе «Украинский уголь» добыча угля должна к 2010 г. возрасти до 110 млн тонн, а фактически она составила— 55 млн тонн.
Один из главных показателей эффективности производства — снижение себестоимости угля в Украине — по программе должна была остаться на прежнем уровне — 121 грн/т, а фактически она выросла. Как отмечает Виталий Княжанский в материале «Однако фактическая себестоимость одной тонны ...больше 1350 тысячи гривен», т. е. возросла более чем в десять раз. Правда, это можно объяснить и инфляцией, которая за этот период для производителей промышленной продукции возросла почти в пять раз. Но даже учет этого свидетельствует о росте себестоимости, т.е. программа в этом отношении весьма неточна.
Дотации. Программой предполагается постепенное увеличение бюджетного финансирования угольной отрасли с 2 млрд грн. — в 2001 году до 6млрд — в 2002-м и 5 млрд — в 2003-м. Всего в 2001—2010 годах на развитие угольной отрасли планировалось направить 46 млрд грн. т. е. в среднем за год около 5 млрд грн. Видимо, было решено, что 5 млрд грн. — маловато, и в 2013г. предусмотрены расходы по общему фонду в сумме более 13 млрд гривен. На 2014 г. Кабмин предлагает Раде выделить уже 14 млрд гривен на поддержку и реструктуризацию углепрома. А не лучше ли дотации уменьшить, но использовать эти деньги именно для «реструктуризации» (удобное слово вместо более определенного — «закрытие шахт»)?
Инвестиции. Они в отрасли «добыча угля, лигнита и торфа; добыча урановой и ториевой руд» в 2010 г (по данным межотраслевого баланса) составили всего 1 млр. грн при общем объеме производства этой отрасли — 50 млрд грн. Более того, это не инвестиции в основной капитал, а только по статье «изменение запасов материальных оборотных средств. А по статье «чистое приобретение ценностей = 0 грн! О кей?!
Приватизация. Предполагалось, что новый собственник (после приватизации) на радостях станет инвестором. Но новый собственник стоял и стоит перед дилеммой: а) пустить ли прибыль на покупку дворца в Лондоне или купить шахты в надежном месте — например в США, или перевести деньги на знаменитый Кипр — подальше от греха, б) или открыть производство продукции, пользуясь спросом. Эффективный собственник = или, как любят говорить, — инвестор, — учитывая вышеприведенные данные, не состоялся. Думается, что наша приватизация — больше дань старой нашей традиции в XIV — XV веках: «Дать боярину Х город (шахту. — Авт.) N в кормление».
Теперь модно говорить не о приватизации, а сдачи шахт в концессии. Что это меняет? Разве что можно будет учесть опыт Остапа Бендера и его друзей: получать дотации, говоря о партнерстве власти и частника.
Закрытие шахт. Важно учесть случай, когда шахты, безусловно, необходимо закрывать. Это — случай, когда не только прибыль, но и добавленная стоимость ?0, т. е. сумма зарплаты и прибыли ?0. В этом случае затраты на покупку даже только материальных ресурсов превышают цену продукта — угля. Это напоминает случай: посадил 1 кг картошки, а собрал 0,5 кг. Или, как вариант, толочь воду в ступе — тоже работа! Лучше вообще ничего не делать и только платить зарплату шахтерам. В этом же случае будет рост ВВП, а не его падение в случае бестолковой работы.
Выпуск газеты №:
№10, (2014)Section
Экономика