Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Скифские бабы в Кировограде: одна из выдающихся украинских коллекций о лапидариуме только мечтает

27 февраля, 19:29
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Уникальная экспозиция древних скифских статуй, которые тихо разрушаются около областного краеведческого музея по улице Дворцовой, привлекает внимание прохожих своей потусторонней экзотикой. В скульптурах есть какая-то космическая энергетика. У их создателей такая статуя на кургане символизировала связь земли с небом, а небо у кочевников считалось священным. Каменные скульптуры являются уникальными произведениями искусства, одной из визиток Украины. Однако в Кировограде такие раритеты остались без заботливого присмотра.

Кировоградская коллекция скифской скульптуры из шести статуй VI—IV ст. до н. э. — одна из крупнейших в Украине. Три из этих древних автохтонных образцов каменной пластики получены в наследство от первого музея в городе, которым заведовал выдающийся местный историк, археолог и этнограф Владимир Николаевич Ястребов (1855—1898). С его именем вообще связано открытие скифских антропоморфов в степном Приднепровье. Кировоградское собрание сегодня насчитывает только восемь единиц (одна неолитическая антропоморфная стела, шесть скифских статуй и одна средневековая половецкая «баба»), но по количеству произведений скифской каменной резьбы оно может считаться выдающейся коллекцией.

Это такие скульптуры: из красного гранита, VI ст. до н. э., найдена К.А. Абертасовым в 1883 году при раскопке кургана около села Станишино (теперь — село Сокольники Знамянского района); из розового гранита, VII (?) ст. до н. э., точное место находки неизвестно, возможно — Литая могила или Мельгуновский курган около села Кучеривка Знамянского района, в 1763 году откопали по приказу А.П. Мельгунова; из розового мелкозернистого гранита, V ст. до н. э., найдена около села Куцеволивка (Онуфриевский район) Н.М. Бокий в 1985 году; из гнейса, VI ст. до н. э., найдена около села Эрделивка (теперь — село Ленина Маловисковского района) в 1880 (?) году землевладельцем Я.Г. Эрдели; из красно-черного гранита, VI—V ст. до н. э., найдена в 1964 году А.И. Тереножкиным при раскопке кургана около села Медерово Кировоградского района; из розового гранита, VI—V ст. до н. э., найдена в 1989 году В.Ф. Елисеевым около села Ингуло-Каменка Новгородковского района.

Как вспоминает кандидат исторических наук Николай Тупчиенко, в свое время музейные работники были против того, чтобы скифские статуи размещать на улице под открытым небом. Однако они вынуждены были подчиниться приказу завотделом идеологии обкома компартии, который настаивал выставить каменных уникумов на показ трудовому народу. Главный идеолог Кировоградщины даже пригрозил — или бовваны будут на улице, или ваши партбилеты у меня на столе. Аргумент на то время был убийственным, поэтому пришлось выполнять глупое указание.

Скифы рассматривали каменные скульптуры как идолов-оберегов. Бовваны появились в украинских степях в середине І тыс. до н. э. В композиционно-художественном отношении они выполнены примитивно. Это достаточно странно для народа, носителя высокохудожественного скифского «звериного стиля», воспитанного на контактах с древнегреческим классическим искусством.

Статуи мужчин-воинов с оружием выполнены из монолитных каменных глыб, которые сначала были грубо обтесаны, а затем резцом в низком рельефе обозначены детали. В большинстве случаев воин изображен в шлеме, с нагайкой в руке, подпоясанный широким поясом, с мечом, боевым топором. Обязательными аксессуарами для ранних статуй были боевой пояс и массивная нашейная гривна. Как правило, присутствуют три-четыре предмета — рог, колчан, кинжал-меч.

Сегодня открыты и в основном хорошо изучены тысячи скифских захоронений. Однако, учитывая поминально-культовый характер статуй, невозможно объяснить, почему нет убедительных следов установления их над захоронениями скифов. Единого мнения среди археологов относительно функционального назначения скифских статуй до сих пор нет.

До XVІІ ст. каменные бабы стояли на всех заметных в украинских степях местах, на известных путях и их разветвлениях. Но в конце ХІХ — начале ХХ ст. отношение к ним кардинально изменилось. Крестьяне начали использовать древние статуи как строительный материал, а помещики — украшать ими парки своих усадьб. Почти все «каменные бабы» были перемещены со своих первобытных мест. Они использовались в качестве межевых знаков, угловых опор в жилищных и хозяйственных сооружениях, как столбы в ограждениях или как точила для сап, топоров и ножей. Вследствие этого много мелких деталей в изображениях потеряны навсегда.

Археолог Николай Тупчиенко обращает внимание на интересный факт совпадения находок раннескифских статуй с районами распространения наиболее выдающихся курганных захоронений. Не исключено, что такое их расположение отражает топографию скифских племенных объединений с местами, где сосредоточивалась общественная жизнь, происходили захоронения умерших, отправлялись религиозные культы, устанавливались статуи вождей-родоначальников. Николай Петрович отмечает, что, по мнению выдающегося украинского археолога А.И. Тереножкина, каменные скульптуры были установлены по периметру скифского государства и играли роль своеобразных охранников скифских этнических земель.

«В 1990 году в Кировоград приезжала журналист американского журнала National Geographic, — вспоминает Тупчиенко. — Цель ее визита — сфотографировать скифские статуи около нашего краеведческого музея. Американка выбрала куцеволовский бовван и попросила вывезти его в степь и установить на кургане. Я стал объяснять, что когда устанавливали статуи на улице около музея, то вбетонировали их в землю. Поэтому теперь ее надо обкопать и вытянуть вместе с этим бетоном. А на это уйдет много времени, и эта операция может повредить скульптуру. Американка решила ограничиться фотографированием скульптуры прямо около музея. У подножия «бабы» рос одинокий высокий стебель пырея. Фотографу это понравилось, поскольку трава символизировала степь. Но Ю.В. Болтрик — археолог из Киева, который сопровождал иностранку в поездке по Украине, прямо перед объективом поспешил вырвать пырей, чем заставил фотографа рассердиться».

Но если администрация музея позаботилась о том, чтобы никто не украл экспонаты с улицы, то их не застраховали от малолетних «художников», которые разрисовывают скульптуры краской из баллончиков. Но во время снятия ее агрессивными жидкостями разрушается рельеф изображений. Скульптуры покрываются лишайником и мхом, постепенно рассыпаются. Специалисты пришли к выводу, что в этом виноваты кислотные промышленные выбросы. А изменение температур, ветра, осадки постепенно точат любые каменные творения. Но когда им свыше 2,5 тысячи лет, то процесс эрозии приобретает убийственную силу и не исключено, что через несколько лет скульптуры будут напоминать бесформенные глыбы.

Выходом является размещение статуй в специально оборудованном отдельном помещении — лапидариуме, где каменную пластику можно не только сохранить, но и безопасно показать ее экскурсантам. Однако добрые намерения в Украине — это одно, а их реализация — совсем другое.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать