Уроки предшественников
Кто и как сегодня должен заниматься охраной окружающей среды Украины — мнения экспертов
За 22 года независимости в Украине было 17 министров, которые отвечали за экологию и природу. В течение последнего времени руководство Министерства экологии и природных ресурсов Украины сменялось чуть ли не ежегодно. Причина — в самом названии министерства. По словам общественности, к власти приходили люди, которые лоббировали интересы бизнес-структур и партий. Результат — крайне неудовлетворительное состояние экологии: загрязнены воздух, вода и почва, истреблено биомногообразие Украины, следует причислить сюда и захват территорий, в том числе и заповедных. Законы, принятые в предыдущие годы, сместили с работы профессионалов, способствовали «политикам от бизнеса».
Сегодня на должность министра экологии и природных ресурсов Украины назначен заместитель председателя Всеукраинского объединения «Свобода» Андрей Мохник, у которого первое образование — инженер-строитель, второе — юридическое. Общественность, не переходя на личности, комментирует проблемы, которые в настоящее время нужно решать в природоохранной отрасли.
«ПРИРОДООХРАННАЯ ОТРАСЛЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ОТДЕЛЕНА ОТ ПОЛИТИКИ И БИЗНЕСА...»
Татьяна ТИМОЧКО, глава Всеукраинской экологической лиги:
— В последние годы мы наблюдаем кадровую деградацию. Верховная Рада способствовала таким изменениям в системе государственного управления, которые делали абсолютно бесконтрольными действия власть предержащих и бизнес-структур. В частности, в 2010—2011 году бизнес-структуры, с нарушением процедур, пролоббировали Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности», которым была ликвидирована государственная экологическая инспекция. Это сделало бесконтрольной деятельность бизнес-структур в сфере строительства. Само министерство реорганизовалось, в частности была ликвидирована Государственная служба заповедного дела, которая много лет создавалась усилиями многих специалистов, и благодаря ней была создана национальная экологическая сеть. Кроме того, в 2012—2013 годах в рамках государственной административной реформы были ликвидированы государственные органы управления охраны окружающей среды. Это сделало невозможной защиту окружающей среды на национальном уровне. В частности, при передаче этих функций, была утрачена функция мониторинга. Мы можем стопроцентно в настоящее время сказать, что уже больше года государственная функция экологического мониторинга не осуществляется.
В настоящее время мы видим серьезную угрозу системе охраны природы, которая уже полуразрушена. Мы очень обеспокоены тем, как развиваются события относительно формирования всего правительства и, в частности, назначения на должность нового министра охраны окружающей среды. Потому что партии, которые шли на выборы, в своих политических программах не имеют достаточно эффективного и достойного раздела, который касается защиты окружающей среды. Это дает нам основания тревожиться, потому что назначение непрофессионального человека создает угрозы для реализации государственной экологической политики. И это приведет к окончательному разрушению, деградации и уничтожению природных систем и повлечет экологический кризис, на пороге которого мы сейчас стоим.
Я считаю, что природоохранная отрасль должна быть отделена от политики и бизнеса — только тогда мы достигнем результатов. Мне предлагали должность министра, но я выдвигала четыре условия, без выполнения которых переход представителя общественности в министерство будет декорацией для политических амбиций тех партий, которые в настоящее время формируют правительство. Первое требование — министр должен формировать руководство Минприроды: назначать профессиональных, подготовленных людей, а не политических представителей и представителей бизнес-структур. Второе — министр имеет право назначать директоров департаментов, начальников управлений и заведующих отделами, которые занимаются разными вопросами. Третье — никто не может вмешиваться в природоохранный бюджет: ни какие-либо партии, ни депутаты. Не может идти речь о дерибане бюджета, об «откатах». Четвертое — партия, которая делегирует представителя на эту должность, должна представлять новые законы в Верховной Раде, лоббировать их и отстаивать. Но ни один из представителей политических партий, которые мне предлагали эту должность, не согласились с этим.
«ПОЛИТИКИ ДОЛЖНЫ ЗАНИМАТЬСЯ СВОИМ ДЕЛОМ, А СПЕЦИАЛИСТЫ — СВОИМ»
Елена МАРУШЕВСКАЯ, эколог, бывший директор Управления международного сотрудничества Минэкологии:
— Я считаю, что в настоящее время в Украине отработаны нехорошие технологии, которые приводят к руководству непрофессиональных людей. Первая технология: людям, в данном случае Майдану, говорят: предлагайте нам человека на определенную должность. Мы это все проходили в 2004 году, когда очень многим людям как благодарность были предложены государственные должности. Это было в 2010 году. Мы видим, к чему это привело. Но эта технология создает риски: если непрофессионал приходит к власти, то, во-первых, ему нужно время. Также у этого человека невозможно требовать результаты, потому что ему нужно во всем разобраться. Вот так, на мой взгляд, проявляется желание контролировать государственное управление бизнесовыми и политическими структурами.
Вторая технология — миф, что Украина испытывает кадровый голод. Это неправда: у нас достаточно профессионалов, есть хорошая школа их подготовки, в том числе — в экологической сфере. Проблема в том, что их потенциал, их опыт не используется. Я считаю, что политики должны заниматься своим делом, а специалисты — своим. Следует дать возможность специалистам реализоваться, предложить свои идеи. Потому что мы должны выполнить свой долг перед теми, кто погиб за европейскую Украину.
«СИСТЕМА ОХРАНЫ ПРИРОДЫ ДЕЗОРГАНИЗОВАНА, ДЕМОРАЛИЗОВАНА, ПОТЕРЯЛА ВЕСЬ АВТОРИТЕТ...»
Василий ШЕВЧУК, министр охраны окружающей природной среды в 1998—2000-х и 2002—2003-х годах:
— За последние десять лет Минприроды было превращено в партийно-финансовые холдинги. В настоящее время система охраны природы дезорганизована, деморализована, потеряла весь авторитет (а ведь Украина имеет колоссальный природно-ресурсный потенциал). Нынешние политический, экономический, социальный, экологический кризисы являются следствием многолетнего игнорирования основных принципов устойчивого сбалансированного развития. Один из его принципов говорит: в управлении государством должны сочетаться интересы четырех групп — власти, бизнеса, науки и общественности. У нас вышло так, что власть и бизнес правят, а наука и общественность — на «экологическом Майдане». Сегодня экологическая сфера является одной из наиболее развитых в плане государственной регуляции сфер. Это три тома экологического законодательства. Плюс несколько десятков международных конвенций, ратифицированных Украиной, которые она обязана выполнять. Также это свыше 50 двусторонних соглашений с ведущими странами мира.
На мой взгляд, уже в настоящее время нужно сделать ряд антикризисных первоочередных шагов. Первый — возродить единство природоохранной системы (должна быть профессиональность, сбалансированность и скоординированность деятельности). Во-вторых, упростить экологическую регуляцию для предпринимательства, ограничить возможности административного вмешательства. Это даст возможность искоренить коррупцию. Также следует повысить эффективность экономичного механизма природопользования. Это миллиарды гривен, которые поступают в бюджет за использование природных ресурсов и за загрязнение окружающей среды, но в настоящее время эти средства не возвращаются на финансирование природоохранных мероприятий и на воссоздание природных ресурсов. Необходимо повысить действенность экологической экспертизы и аудита. Еще напомню, что уже несколько лет прошло с тех пор, как разработали стратегию укрепления финансовой стойкости природоохранных территорий (она может вдвое увеличить финансирование природно-заповедных территорий, а ее никто не может утвердить).
В настоящее время ведется интенсивная работа по стратегии низкоуглеродного, энергоэффективного развития экономики Украины. Ее тоже необходимо быстро разработать, утвердить и внедрить. Потому что сегодня энергоемкость экономики Украины в три раза выше мировых образцов. С такими показателями мы не можем быть конкурентоспособными. Необходимо работать над очисткой Черного и Азовского морей, над стабильным развитием Карпат (Украина подписала конвенцию, но до сих пор не работает по ней). В настоящее время мы готовы, не в зависимости от того, кто будет министром, открыто протянуть руку помощи. Мы не будем молчать, мы будем критиковать и подсказывать.
«СЕЙЧАС МЫ ИМЕЕМ УНИКАЛЬНУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ, НАКОНЕЦ, ДОСТУЧАТЬСЯ И НАЧАТЬ ВОЗОБНОВЛЯТЬ СВОЕ ГОСУДАРСТВО»
Александр ЧИСТЯКОВ, руководитель Всеукраинской общественной организации «Ассоциация рыболовов Украины»:
— Из-за хищнического, варварского отношения к нашим природным рыбным богатствам, наши водоемы не просто истощены, а уничтожены. По данным Института зоологии НАН Украины, такого самого распространенного промышленного речного вида рыбы, как лещ, осталось не больше 15% в сравнении с 1991 годом. Щуки — 10%, судака и сома — по 5%. В последнее издание Красной книги вошло 70 видов наших отечественных аборигенных видов рыб. Разве мы пережили ядерную войну? Во всем мире эти виды рыб нормально себя чувствуют в дикой природе.
Посмотрим на Азовское море, которое было в 6,5 раза более производительным, чем Каспийское. Но сегодня его фактически полностью уничтожили. В настоящее время хотя и выдаются квоты на вылов 30 видов рыб, но полноценно вылавливаются только тюлька, хамса и бычок. А осетровые виды рыбы, которые пришли к нам со времен динозавров, не смогли пережить наш промышленный натиск — они полностью все в Красной книге. Браконьерство развилось до такой степени, что стало угрожать экологической безопасности страны. Три кита, на которых стоит браконьерство, — это безнаказанность, мизерность штрафов, и основное — «крышевание» этого уродливого явления со стороны разных чиновников, правоохранительных или природоохранных структур. Поэтому мы в настоящее время имеем картину, когда все водоемы заграждены сетками.
Несколько слов о нашем кадровом потенциале. В действительности он в Украине настолько серьезный, что использовав его, Украина может полностью наполнить продуктами собственную корзину, возобновив рыбный ресурс, который мы имели состоянием на 1991 год. Китай, например, вышел на первое место по производству черной икры и рыбной продукции. Думаете это китайцы стали такими умными? Нет, это наши ихтиологи и рыбоводы, которые устали здесь от коррупции и взяток, поехали и подняли Китай на первое место. А в Израиле — в пустыне! — благодаря украинским программам рыборазведения удалось полностью закрыть потребность в рыбе. Там стали ее экспортировать, и в прошлом году израильтяне вышли на третье место по производству черной икры. Также украинцы помогли возобновить выращивание белуги в Румынии. В Украине в настоящее время продуктовая корзина на 85% наполнена импортным рыбным суррогатом. Не всегда качественным, а иногда и опасным для жизни. Хочу сказать: выход есть, программы есть, специалисты, ученые — все это у нас есть. И в настоящее время мы имеем уникальную возможность, наконец, достучаться и начать возобновлять свое государство.
Выпуск газеты №:
№40, (2014)Section
Общество