Перейти к основному содержанию

«Культурный каркас Донецка»

Архитектор из Литвы Томас С. Буткус — о том, как городу обрести новую идентичность
01 апреля, 17:46
ФОТО МАЙИ САЕНКО. ПРЕДОСТАВЛЕНО: «ИЗОЛЯЦИЯ. ПЛАТФОРМА КУЛЬТУРНЫХ ИНИЦИАТИВ»

Архитектор из Литвы Томас С. Буткус хочет найти «Культурный каркас Донецка» — так называется его совместный с фондом «ИЗОЛЯЦИЯ. Платформа культурных инициатив» проект. Художник проведет воркшопы для местных жителей и снимет клип о «шахтерской столице». Зачем это представителям Донецка, Томас С. Буткус рассказал «Дню».

— Чем вас привлек Донецк?

— Я интересуюсь функциями культуры в современном городе, написал монографию «Город как событие», где описал как объекты, пространство и явления сливаются в литовских городах — Вильнюсе и Клайпеде. Как-то увидел объявление относительно резиденции в Донецке, и решил сделать подобный проект здесь. Знал, что в Донецке много шахт, и первая идея, которая пришла мне в голову, — использовать эти старые шахты, интерпретируя их как пустые пространства. Это важно, ведь все возникает из пустоты, была бы своего рода «дырография». Сейчас планирую снять клип о Донецке, закончу его где-то в апреле.

Важнейшая цель проекта «Культурный каркас Донецка» — подтолкнуть внутренние процессы города, чтобы его жители стали сами заботиться о своей культуре. В Донецке много всего: галереи, стадион, парк, но достаточно ли этого? Постоянно появляются новые люди с новыми идеями, и, чтобы они смогли их реализовать, нужны новые институции.

— Томас, в комплексе культурных функций современных городов вы выделяете объекты, пространство и явления — вещи, формирующие уникальность, как, например, Эйфелева башня в Париже. Что делает оригинальным Донецк?

— Донетчане сами должны ответить, что для них является явлением. Все города одинаковые, всюду есть железнодорожные станции, мэрия, площади, парки. Важнее всего  — люди: они всегда разные, они заполняют городское пространство, и оно становится уникальным. Донецкие терриконы могли бы стать базой для нетрадиционных парков или «зеленых зданий». Если хотя бы половину местных терриконов покрыть солнечными батареями, здесь не было бы проблем с электричеством. Другое дело, что уголь после этого стал бы не нужен (улыбается).

— Каковы самые главные проблемы города?

— Во-первых, загрязненный воздух и окружающая среда, во-вторых, нефункциональная структура города, многие территории здесь «не работают». Причина понятна — это была индустриальная площадка, но мир изменяется, поэтому должна изменяться и структура: общественный транспорт, размещение зеленых насаждений. Опираясь на молодежь, можно обновить много вещей. Нужно начинать с самого простого: починить забор или убрать во дворе. Всегда можно жаловаться на плохую власть, но это ничего не меняет. Ты сам следишь за своей территорией — тогда другие смотрят на тебя и начинают повторять.

— В некоторых городах Украины, в частности в Донецке, огромное советское наследие: многочисленные памятники деятелям революции, соответствующие названия улиц. Теперь особенно остро стоит вопрос: что с этим делать?

— Люди сами должны это решать. Я исследовал эту проблему в Клайпеде, было сложно: понимаешь тех, для кого эти памятники что-то значат, однако нужно смотреть вперед. Впрочем, если эти вещи имеют определенную культурную ценность, из них можно сделать экспозицию. Один литовский бизнесмен собрал памятники советской эпохи и выставил их в лесу, этот проект называется «Парк Грутас». Туристы приезжают туда из-за границы, это как заповедник. Вообще, в некоторые места советская власть принесла инфраструктуру, дороги, детские сады, но в большинстве случаев это был один шаг вперед, и три — назад.

— Как людям организоваться, чтобы укрепить «культурный каркас»?

— Если хочешь построить что-нибудь, самое важное — избежать скопления власти в одних руках. Для культурного каркаса нужны полицентрические структуры, каждый район должен активизировать собственный потенциал. На постсоветском пространстве не хватает маленьких культурно-общественных центров, которые бы занимались социальными проблемами, работали на конкретном поле.

Все начинается с инициативы. В Донецке есть определенные наработки, так, с городом работают мастера граффити. Поэтому потенциал есть, нужно лишь его организовать. Теперь структура центра города хорошо разработана, а промышленная зона малопривлекательная, власть ею не интересовалась. Чтобы это исправить, нужно развивать коммунальные и социальные проекты среди местных жителей. Каждый должен начать с собственного двора: посмотрите, сколько мусора вокруг, а люди сидят и ничего не делают. Когда-то государство думало обо всех, и граждане привыкли, что о них кто-то заботится. Но эта парадигма исчезла, у тебя мусор во дворе — ты сам и должен его убрать. Нужно подтолкнуть общество, например, на воркшопах показывать, как чинить заборы, белить стены, избавляться от хлама. В Донецке есть культурное наследие. Теперь нужно построить «культурный каркас», чтобы город обрел новую идентичность.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать