Перейти к основному содержанию

Закон есть. Будет ли доверие?

Или Неправовые методы при разговоре... о праве
10 апреля, 10:13
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Очищение судебной системы — одно из требований Майдана. Однако больше месяца депутаты не могли принять законопроект, с помощью которого можно было бы, например, наказать всех тех «служителей Фемиды», кто арестовывал участников протестов, и тех, кто лишал водителей прав за поездки к домам высокопоставленных чиновников.

И вот, наконец, это произошло — под давлением общественности парламентарии проголосовали законопроект № 4378-1.

«ЛЮДИ ОТДАВАЛИ СВОИ  ЖИЗНИ, А СУДЬИ НЕ  МОГЛИ ПОЖЕРТВОВАТЬ  СВОЕЙ ДОЛЖНОСТЬЮ»

31-летнего майдановца Нестора Дидыка из Стрыя задержали 23 января в 5 часов утра на Крепостном переулке в Киеве. Микроавтобус, в котором тот ехал, разгромили «беркутовцы», а его вместе с другими пассажирами побили. Впоследствии прокуроры выдвинули обвинение по статье «хулиганство, грубое нарушение общественного порядка, исходя из мотивов явного неуважения к обществу, которое сопровождается особой дерзостью или исключительным цинизмом». На следующий день в Оболонском районном суде Нестор встретился с судьей Виталием Литвиновым. Тот уже почти ночью принял решение относительно меры пресечения: два месяца содержания под стражей на время досудебного следствия. Нестор был отправлен в Лукьяновское СИЗО.

«Судья рассматривал дело минут пятнадцать, — вспоминает в разговоре с «Днем» Нестор. — Прокурор был уже очень уставший. По-видимому, измучился людей сажать — писал все под копирку. Когда адвокат отметил, что у меня есть маленький ребенок, тот сказал, что этот факт вообще меня не оправдывает. Наоборот, в глазах прокурора, приехав на Майдан, я рисковал своей семьей. Тогда мне дали слово. Я говорил судье о несоответствиях в показаниях «беркутовцев», которые были заметны даже мне — не юристу. Со всем этим судья не считался. Думаю, решение было уже написано... В настоящее время этих судей нужно не только увольнять, но и судить за служебную халатность. На то время уже гибли люди, а эти прокуроры и судьи продолжали таким образом судить людей. Были люди, отдававшие свои жизни, а эти судьи не могли пожертвовать своей должностью», — говорит Нестор.

Можно даже не сомневаться, что при определенном стечении обстоятельств молодой мужчина получил бы максимальный срок заключения — 15 лет, потому что впоследствии дело из хулиганства пытались переквалифицировать в массовые беспорядки.

Народный депутат Олег Канивец вспоминает, как присутствовал на том заседании, и как судья цинично пренебрегал всеми доказательствами невиновности. Поэтому, не ожидая соответствующих шагов от парламента, написал депутатское обращение в Высшую квалификационную комиссию судей и Генпрокуратуру относительно необходимости расследования деятельности судей. В списке из 18 фамилий есть и фамилия пана Литвинова.

«Эти судьи должны были добровольно подать в отставку, а Высшая квалификационная комиссия — предоставить правовую оценку тех судебных процессов, вынести рекомендации на рассмотрение в Верховную Раду, чтобы лишить этих судей судейской практики, — говорит он. — Это так называемая люстрация в действии. Очищение не может быть без наказаний. Судья, принимавший присягу о том, что он будет придерживаться духа и буквы закона, в этих сложных для гражданского общества условиях нарушил ее. Такой судья не может продолжать работать на своем месте. Если мы этого не сделаем, мы не сделаем «прививку» одной из ветвей нашей правовой системы — прокуратуре, милиции, судьям. Люди, вышедшие на Майдан, понимали, что они не могут быть защищены от своеволия судей». Сейчас Канивец получил первый ответ от Высшей квалификационной комиссии судей: проводится проверка, предусмотренная статьей 86 «порядок осуществления дисциплинарного производства относительно судьи» Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей».

ИЗМЕНИТЬ СИСТЕМУ

Тем временем последний месяц парламентарии, правозащитники и общественность говорят о люстрации судей. За март было подготовлено несколько вариантов законопроектов.

Сначала был обнародован кабминовский. «Он однозначно не мог бы работать, потому что требовал аттестации судей, — говорит один из авторов последнего варианта законопроекта Роман Стаднийчук. — Представители общественности или других юридических кругов не могут аттестовать людей, проработавших в суде по 20—30 лет. Это проверка на профпригодность. Это унизительно. Поэтому если мы говорим о люстрации, то должны указывать на кричащие факты нарушений присяги, чтобы привлечь их к ответственности. Мы не должны переаттестовывать приблизительно девять тысяч судей, которые есть в Украине. И я думаю, аттестация была придумана не для того, чтобы ее реализовывать».

УЧАСТНИКИ МИТИНГА ЗА ЛЮСТРАЦИЮ, ВЫСТРОИВШИСЬ В КОРИДОР, СКАНДИРОВАЛИ «ГАНЬБА!» СУДЬЯМ ВЕРХОВНОГО СУДА УКРАИНЫ. КИЕВ. 7 АПРЕЛЯ 2014 г. / ФОТО УНИАН

На прошлой парламентской неделе Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект № 4378-1 «О возобновлении доверия к судебной системе Украины», авторства группы народных депутатов. Данный документ — уже совместная позиция депутатов и Кабмина, которую поддержала общественность. Правда, во втором чтении голосование за закон по судьям было провальным. Стаднийчук говорит: «У коалиции есть силы, которые не заинтересованы в том, чтобы законопроект был принят. Есть такие депутаты среди «УДАРа» и «Батьківщини». Другой автор народный депутат Леонид Емец уточняет: «Благодаря группе Кинаха». Также ни одного голоса не дали коммунисты и регионалы.

Во вторник, 8 апреля, под стенами Рады — пикет. Активисты и майдановцы пришли требовать принятия упомянутого законопроекта. Они раздают народным избранникам открытки как напоминание о важности документа о люстрации судей. За день до этого общественные активисты сорвали внеочередной съезд судей. На нем могли выбрать выгодных для пророссийских сил судей Конституционного Суда Украины — они способны были влиять на отмену принятых после 21 февраля законов. Поговаривают, что фактом срыва были недовольны не только регионалы, но даже лица из правящей коалиции.

«Очень важно сегодня принять этот законопроект, основанный на новых принципах судейского самоуправления», — говорит перед входом в парламент один из авторов законопроекта народный депутат Юрий Деревянко. — А затем выбирать делегатов на съезд судей, чтобы этот уважаемый орган судейского самоуправления решал, кто будет в Конституционном Суде, в Совете судей».

Но в стенах ВР, кажется, для положительного решения вопроса люстрации судей опять нет большинства. Спикер Александр Турчинов настойчиво рекомендует сосредоточиться: «Коллеги, мне некорректно так проталкивать закон, но прошу мобилизоваться всем народным депутатам, чтобы мы могли принять это решение». И почти в конце рабочего дня под куполом появляется 234 голоса «за» документ о возобновлении доверия к судьям.

В соответствии с ним, с момента вступления в силу закона, все руководители и заместители судей, кроме Верховного, считаются освобожденными. В дальнейшем их не будут назначать сверху, а избирать в своих коллективах. И только на год. Также прекращаются полномочия членов Высшего совета юстиции Украины и Высшей квалификационной комиссии судей.

«Мы говорим об освобождении судей от административных должностей, — уточняет Стаднийчук. — Потому что, исходя из анализа всех судейских назначений, которые состоялись с 2010 года до декабря 2013, ясно, что почти 80% руководящего состава судебного аппарата изменили так, чтобы это было удобно той власти».

Инициаторы законопроекта убеждены: в стране есть огромный кадровый потенциал, в том числе среди профессиональных адвокатов, правозащитников.

«Таким образом мы уничтожим узловые центры этой машины неправосудия, которую довели до совершенства Портнов и Кивалов», — говорит кандидат на пост председателя Люстрационного комитета Егор Соболев. — Дальше судьи, которые выносили решение о терроре Майдана, — от санкций на прослушивание до ареста активистов — будут проверены».

Будет проверять, нарушали ли судьи присягу или совершали уголовные преступления во время вынесения решений относительно участников акций протеста, начиная с 21 ноября 2013 года, временная специальная комиссия. В ее состав могут войти 15 членов: пятерку назначает Верховный Суд из числа судей в отставке, которые в течение последних пяти лет состояли в должности судьи, но не занимали административные должности; еще по пять лиц назначает правительственный уполномоченный по вопросам антикоррупционной политики из числа общественности и Верховная Рада.

«Проверка должна завершиться не позже чем через шесть месяцев после начала, — уточняет Соболев. — Если кто-то нарушал присягу, то Высший совет юстиции должен подать документы на увольнение таких судей в соответствии с Конституцией. Но хочу уточнить: новый состав Высшего совета юстиции, а не тот, который был сформирован Портновым—Киваловым. Судьи уже пытались договариваться. Они готовы служить хоть дьяволу, чтобы он давал им зарабатывать деньги — миллиардные взятки».

Между тем в социальной сети нардеп Деревянко радуется: «Самую мощную коррупционную схему Януковича в Украине сломали». Сейчас остается дождаться, когда принятый закон заработает.

«ЛЮСТРАЦИЮ НУЖНО  ПРОВОДИТЬ НЕ ТОЛЬКО В  СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ, НО И  В МВД, СБУ, КМУ, АП, ВР...»

Николай ЗАМКОВЕНКО, бывший депутат Верховной Рады, экс-руководитель Печерского райсуда Киева (из интервью информационному агентству УНН, unn.com.ua):

— Нас вводят в заблуждение. Если бы власть хотела провести люстрацию, то сразу назначала бы на должности люстрантов специалистов, которые разбираются в этом и имеют достойную профессиональную репутацию, не запятнанную коррупционными скандалами. Основные фигуранты, которые творят беззаконие в судебной системе, всегда были известны каждой из властей, возглавлявшей Украину. Этих людей на самом деле видно как на ладони и начинать нужно с них, а не с рядовых сотрудников. В частности, нужно подвергать люстрации таких судей и следить за тем, чтобы они больше никогда не занимали подобные должности.

Люстрацию нужно было срочно проводить еще с первого дня Майдана, когда избили студентов. Хотя если говорить откровенно, то в Украине нет механизма для проведения люстрационных мероприятий и в конечном итоге это нужно признать. Разговоры о люстрации в настоящий момент выглядят как размахивание шашкой налево и направо. Хотя люстрация — это далеко не эмоции, а четкие критерии и механизмы. Кроме того, эта тема — не сегодняшняя. О ней говорят, начиная с 2004 года. Тогда обещали: мы всех подвергнем люстрации! Пролюстрировали... Мы уже видели, чем это закончилось. Никто и ничего не люстрировал — только больше денег на это просили.

Как Люстрационный комитет, так и Антикоррупционное бюро должны быть отделены от Кабинета Министров. Я не видел полного состава Люстрационного комитета, но если действительно туда вводят людей, которых только вчера выпустили из-под стражи, то это не люстрация, а лишь возможность для мести за свои старые обиды.

Если проводить люстрацию, то ее нужно применять ко всем без исключения государственным мужам, начиная с нынешнего председателя Верховной Рады, народных депутатов, чиновников разных уровней, судей и прокуроров. Не могут люди с ранее запятнанной репутацией занимать такие высокие должности. Большинство этих людей работали при всех режимах и неоднократно имели возможность что-то изменить в стране, однако так ничего и не сделали. А теперь они выходят на трибуну и призывают «затянуть» пояса, внедряют какие-то налоги. Я понимаю, что реформы всегда даются болезненно, однако их нужно проводить, начиная с себя. Люстрацию нужно проводить не только в судебной системе, но и в МВД, СБУ, Кабинете Министров, Администрации президента и других одиозных ведомствах.

У меня лично вызывает возмущение тот факт, что сегодня верховенство права часто подменивается революционной целесообразностью. Таким образом мы демонстрируем, что о возвращении в правовое поле говорить пока что, к сожалению, не приходится. Теперь очень сложно вернуться к тому, что нарабатывали годами и перечеркнули в один миг. Мы подорвали у граждан доверие, в частности и к судебной, и к правоохранительной системе. А относительно люстрации, с которой мы начинали наш разговор, то если не выработать действенный механизм ее реализации, это будет охота на ведьм и поиск «козлов отпущения». Те люди, которые выступают сегодня за люстрацию, уже десятки раз были ранее при власти. Знаете, когда портфели до сих пор раздаются за деньги, это точно не люстрация. Одни и те же люди пересаживаются из одного кресла в другое — и не больше... К сожалению...

«...ШАНСЫ СЕРЬЕЗНО  ПОЧИСТИТЬ СУДЕЙСКУЮ  ВЕРТИКАЛЬ ДОСТАТОЧНО  ВЫСОКИ»

Карл ВОЛОХ, общественный активист, бизнесмен:

— Данный закон формулирует новые принципы формирования съезда судей. Руководство, тем или иным образом причастное к прошлой власти, уже не будет иметь прав делегатов. Соответственно, вся та братия, которая была причастна к незаконной работе судебной ветви власти, туда уже не пройдет. Кроме того, люди, которые сегодня руководят системой, будут уволены — Совет юстиции и Совет судей, и ведомства будут сформированы заново. Заодно будут проверять судей относительно принятия заведомо незаконных решений. Если факты принятия таких решений конкретными людьми будут установлены, им в будущем не дадут возможности работать в этой системе.

В целом, там есть много важных вещей. Конечно, нельзя говорить, что это закроет все щелочки и ни один непорядочный человек туда не пройдет — это не так. Но если к этим процессам приобщится общественность и в этом будет заинтересована власть, шансы серьезно почистить всю эту вертикаль — достаточно высоки. Если в органах, которым подчиняются работники судебной системы, будут не администраторы, а рядовые судьи, это повысит их независимость и снизит риски административного влияния на них.

Перестройка судебной системы — самая сложная из задач, которые стоят перед новой Украиной. Добиться того, чтобы у нас было эффективное правительство, пристойная Верховная Рада с действенной коалицией, которая профессионально будет продуцировать законы в интересах общества, можно. Были в истории Украины лучшие правительства, были худшие, были правильные законы, а были вредоносные. Однако такого, чтобы, у нас существовала независимая ветвь власти — не было. Даже Саакашвили, которого можно считать чемпионом по реформам, не добился радикальных изменений в одной отрасли — судебной системе. Он очистил от коррупции много звеньев государственного аппарата, но не в этой системе. С судьями нельзя сделать так, как с работниками милиции — уволить всех и поставить новых на их должности. Нужны соответствующие квалификации.

Закон — это начало работы в этом направлении. Нужно принять еще ряд люстрационных проектов, которые обеспечат определенные возможности относительно контроля.

Коррупционеры, конечно, не заинтересованы в изменениях. За день до голосования закона о возобновлении доверия к судебной ветви власти, который должен изменить принцип формирования съезда судей, они собираются, чтобы принять решение и выдвинуть определенные кандидатуры в те или другие органы власти. Они пришли туда от старой власти, чтобы закрепиться навсегда. Мы сорвали проведение этого съезда и, что интересно, когда судей выводили, один из наиболее одиозных судей Емельянов, который является заместителем председателя Высшего хозяйственного суда, заработавший немало денег для президента, сказал одной активистке: «Ничего еще не закончено, еще посмотрим». Очевидно, что они будут упираться. Наше дело — не дать им возможности уйти от ответственности и сохранить свои должности.


 

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Павел ПЕТРЕНКО: «Мы осуждаем всех, кто ворвался в Верховный Суд и применял  силу против судей»

В канун принятия Верховной Радой Закона «О возобновлении доверия к судебной системе Украины» в Киеве произошли события, которые дискредитируют попытки и методы наведения порядка в этой сфере. Свое возмущение по поводу конфликтной ситуации около Верховного Суда выразил министр юстиции Украины Павел Петренко (minjust.gov.ua): «Попытка захвата Верховного Суда Украины и применение физической силы к судьям ВСУ — не что иное, как провокация. Верховный Суд не принимал участия ни в политических преследованиях, ни в осуждении наших граждан. Судьи Верховного Суда были устранены режимом Януковича от совершения правосудия в силу мести за решение 2004 года. Тогда Верховный Суд принял решение, в котором признал Януковича таким, который не является избранным на должность президента. Картинка с драками будет использована российскими силами для того, чтобы показать, что в Украине якобы нестабильная ситуация. Отмечаем — судебная система должна быть обновлена. Для возобновления доверия к судебной системе должна произойти полная перезагрузка Высшего совета юстиции, Высшей квалификационной комиссии судей, Конституционного Суда, и должна быть проведена проверка судей, которые принимали участие в политических преследованиях. Мы осуждаем всех, кто ворвался в Верховный Суд и применял силу против судей. В связи с этими событиями правоохранительные органы проведут соответствующие расследования».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать