Что ждет рынок топлива?
Эксперт: Если доллар будет стоить 13 гривен, то цена на бензин составит 17,55 гривны![](/sites/default/files/main/articles/24042014/7benz.jpg)
Киев без всяких усилий избавился от пробок на городских магистралях, которые еще недавно буквально тромбировали жизнь столицы. Причина — небывалое повышение цен на нефтепродукты. В результате далеко не все водители имеют возможность покупать горючее и вынуждены оставлять своих «коней» на «привязи». По данным консалтинговой группы «А-95», на 22 апреля в Украине средняя розничная цена бензина А-76/80 достигла 14,75 гривны, бензина А-92 — 14.99, бензина А-95 — 15,21, бензина А-95+ — 15,76, дизельного топлива — 14,68 гривны.
Президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук говорит, что «болевой предел покупательной способности автомобилистов был превышен тогда, когда бензин стал стоить больше 10 гривен за литр». Сегодня, по его словам, «на стелах АЗС — ужасающие цифры», а представители правительства, в частности глава Минагропрода Игорь Швайка, а также чиновники Антимонопольного комитета ведут себя точно так же, как и их «попередники», и ищут «врага» среди нефтетрейдеров. На самом деле проблема заключается в девальвации гривны (ее, говорит эксперт, отпускала еще та власть, и называет постановление Нацбанка №49, которое привело также к замораживанию средств операторов сетей АЗС). «Никто не говорит о том, что сегодня идет целенаправленное уничтожение экономики из-за галопирующей девальвации гривны и инфляции, — отмечает президент нефтетрейдеров. — Обвиняют операторов рынка, хотя они уже два месяца фактически работают себе в убыток, а уж без прибыли — так все сто процентов».
Косянчук подчеркивает, что в рыночных условиях, чтобы минимизировать убытки, операторам следовало бы вообще прекратить продавать нефтепродукты в розницу и подождать лучших времен — пока правительство не обратит внимания на то, что происходит на валютном рынке. Почему же рынок не останавливается? По словам эксперта, «сейчас не время думать о собственном благе, надо думать, что люди должны куда-то ехать, армия — передвигаться». «В том числе, чтобы сдать оружие где-то там в Славянске...» — не без горечи иронизирует Косянчук.
Как формируется цена на нефтепродукты в Украине, журналистам рассказывает директор консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн. Примерно 60% ее составляет закупочная стоимость импортных нефтепродуктов. Еще примерно 30% в цене на бензин А-95 и 23% в цене дизельного топлива, говорит он, — это налоги, в частности, акцизный сбор, который в Украине почему-то установлен в евро. Закупочная цена плюс акцизный сбор облагаются еще и налогом (20%) на добавленную стоимость. Суммарно налоги плюс закупочная стоимость составляют 90% — это валютная составляющая, от которой, по словам эксперта, никуда не денешься. Остальное — логистика, затраты на АЗС и прибыль операторов рынка.
В этом году розничная цена, по словам Куюна, выросла с 11 гривен до 15 с лишним. Рост — примерно 30%. «Картина ужасающая», — говорит он. — Нам как профессиональным участникам рынка страшно смотреть на стелы с ценами на АЗС». Вместе с тем сравнение цен за прошлый и этот год на украинском рынке в долларовом эквиваленте показывает (эксперт демонстрирует соответствующие диаграммы), что если в прошлом году цена литра бензина составляла $1,35, то в этом году она даже снижается. Это говорит в первую очередь о том, что розничные цены не достигли равновесия с валютным курсом, установившимся на межбанке этой весной.
«Если бы курс не начал стабилизироваться, — отмечает Куюн, — цена росла бы и дальше». Он подчеркивает, что как оптовые, так и розничные цены на нефтепродукты точно, вплоть до самых мелких деталей, повторяют валютную динамику. Но при этом он обращает внимание на то, что кривая на графике, отображающая оптовые цены, уже на протяжении двух месяцев поднимается круче кривой розницы. В связи с этим высказывается «парадоксальная» мысль: «Сегодня нефтетрейдерам было бы лучше покупать топливо на АЗС — так им было бы дешевле». «Но в последние дни, как только курс гривны немного упал, — показывает эксперт на диаграмму, — оптовая цена сравнялась с розничной».
Руководствуясь проведенным анализом, Куюн предсказывает: если курс на межбанке составит 13 гривен за доллар, то цена на бензин будет 17,55, а на дизтопливо — 17 гривен. Откатятся ли цены назад при повышении курса национальной валюты? Если за доллар будут давать 10 гривен, то, по мнению Куюна, цена будет 13,5 на бензин и 13 гривен — на дизельное топливо.
Выпуск газеты №:
№74, (2014)Section
Экономика