Перейти к основному содержанию

Как «распредметить» литературу?

Писательница и философ Ксения Дмитренко второй раз представила свою книгу «Автосенси»
07 мая, 15:36
КСЕНИЯ ДМИТРЕНКО

«Нам нужно распредметиться», — говорит Ксения.  Украинская писательница, философ и лектор имеет свою теорию предмета. Считает, что литературу нужно «распредметить». На встрече в львовском  книжном магазине «Є» эта странная женщина, даже внешний вид которой свидетельствует о лаконичности, рассказала о своей теории предмета и литературы, а также поделились опытом необычного автостопа, который описала в дебютной книге «Автосенси».

ТЕОРИЯ ОЩУЩЕНИЙ

«Благодаря чему мы присутствуем в мире?» — спрашивает эта женщина, которая занимается исследованием в области социальной философии и феноменологии. «Благодаря ощущениям, — говорит. — Мы взаимодействуем с  предметами и находимся среди них. Если бы у нас не было ощущений, мы бы не смогли воспринимать. На этом я строю свою теорию литературы. Ее тоже можно воспринимать как предмет, книга тоже является предметом. Посмотрите, сколько вокруг предметов...». Суть месседжа Ксении Дмитренко в том, что литература —  не предмет. И наша задача заключается в том, чтобы сосредоточиться не на предмете, а на ощущениях. И даже сейчас, в эту минуту, сосредоточиться на ощущениях.

«Интересно посмотреть на развитие человека вообще, — замечает писательница. — Когда мы рождаемся, нам нужен лишь один «предмет» — воздух. Ребенку, чтобы жить, нужно совсем мало предметов, и он нормально себя чувствует. А что происходит дальше? Ребенок растет: у него появляются игрушки, книги, компьютеры, деньги. А дальше за эти деньги он может приобрести джинсы. И он покупает не одни джинсы, а каждой весной по 5 пар джинсов разных цветов». Мы обрастаем предметами, — резюмирует Ксения.

Но повышает ли увеличение количества предметов наш уровень жизни? По мнению Ксении, это сомнительно: «Делает ли меня счастливее большее количество предметов? Это — большее количество новых  привязанностей. Появляется цепочка:  Я — ощущение — предмет. Не мои ощущения руководят предметом, а предмет руководит моими ощущениями». Писательница считает, что стоит отказаться от рыночных идеологий и вернуться к ощущениям. Ксения Дмитренко предлагает новый взгляд на литературу как на отдельную реальность, где у нас могут быть измерения очень своеобразного опыта.  И этот опыт можем связать с воображением, ощущениями, концепциями, памятью.

«Зачем вы создали еще один предмет? — спрашивает писательницу любознательный слушатель презентации. — Эта книга  тоже предмет». «Его создала не я, а машина, — отвечает Ксения, не растерявшись. — Я же предлагаю эту книгу не воспринимать как предмет».

АВТОСТОП И ЭСТЕТИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ

«Я просто переехала из большого города в маленький, — объясняет писательница и показывает свои  «Автосенси».  — Эта книга посвящена автостопу». Но очень странному — ежедневному автостопу между Борисполем и Киевом. Как рассказывает автор,  в этом местечке, которое все знают по аэропорту, сложилась очень интересная саморганизованная система. Многие люди выбирают не очереди на переполненные маршрутки, а автостоп.  Через Борисполь проходит трасса, поэтому там очень большой поток машин. «Смысл в том, что теперь все эти автомобили превратились в средство массового передвижения для жителей Борисполя, — говорит Ксения. — Когда я узнала об этом явлении, также присоединилась к такой самоорганизации. И начала садиться в эти частные автомобили». Процесс ей настолько понравился, что она решила об этом написать. Хотя признается — в этом эксперименте были как плюсы, так и минусы. С того времени, как автор написал свое произведение, прошло уже больше пяти лет. Идею Ксения  обдумывала два месяца, а писала — семь. В свет книга вышла только в прошлом году, в издательстве «Ніка-центр».

Важно, что автор пишет не о самом явлении, а о своем опыте переживания этого явления. Поэтому книга называется не «Автостоп», а «Автосенси».  Частица «авто» еще значит «сам». Следовательно, в первую очередь речь идет о саморефлексии и самоанализе. «Часто переживания во время автостопа  были довольно предельными, — признается Ксения. —  На этой трассе происходит много аварий. Каждый день вы не знаете, чем это может завершиться, попадаете на черту между жизнью и смертью. В этой книге много написано об ощущении смерти, страхе, любви, потере смысла, об определенной общности и солидарности между людьми, которая проявляется в этой  ситуации. Она — часто безвыходная».

Возникает вопрос: почему люди останавливаются? Ксения говорит, не по меркантильным причинам.  А из-за желания помочь: «Я думала о жизни в нашей стране и о том, что так она  складывается — очень самоорганизационно. После развала Советского Союза государственная система распалась и начало возникать что-то новое. Но что оно такое — пока никому неизвестно».

Интересно, что сами «Автосенси» (которые автор называет повестью) — это лишь одно из произведений в этой книге. Есть еще три рассказа, уже более сюжетные. «Автосенси» — это ряд достаточно эстетических рефлексий, — говорит автор. Метафорические описания определенных ситуаций и рефлексии на тему истории, социальных и политических ландшафтов».  Как объяснила Ксения Дмитренко, эстетическая рефлексия — это когда вы начинаете видеть что-то сквозь искусство: «Часто у меня возникают аллюзии на определенные художественные произведения. Это, например, американский экспрессионизм, Джексон Поллок. Или Роберт Смитсон — основатель американского ленд-арта».

Интересно, что именно эта трасса Киев-Борисполь связана с трагическими событиями — смертями деятелей, которые были преданы идее украинской независимости. Именно на этой трассе погиб Вячеслав Чорновил. Во время недавних событий, именно на этой трассе произошло нападение на Татьяну Чорновол. А помните, где случилась авария, в которую попала героиня «Музея покинутих секретів» Оксаны Забужко?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать