Перейти к основному содержанию

Не достаточно ли политических игр?

Если удастся скоординировать действия разных кандидатов в президенты, то новый глава государства не просто будет избран в первом туре, а и получит голоса более 50% всех избирателей Украины
20 мая, 17:00
ПО СОСТОЯНИЮ НА 20 МАЯ, БОЛЕЕ ПОЛОВИНЫ ОКРУЖНЫХ ИЗБИРКОМОВ В ДОНЕЦКОЙ И ЛУГАНСКОЙ ОБЛАСТЯХ ЗАХВАЧЕНЫ ИЛИ НАХОДЯТСЯ ПОД УГРОЗОЙ ЗАХВАТА, — ЗАЯВИЛИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ / ФОТО РЕЙТЕР

Президентские гонки вышли на финишную прямую. Опубликованные 15 мая данные всеукраинского опроса «Электоральные настроения населения Украины за две недели до президентских выборов», проведенного Киевским международным институтом социологии, подтвердили, что в случае если не случится ничего чрезвычайного, то имя следующего Президента Украины можно назвать уже сегодня. Ведь из общего числа опрошенных за Петра Порошенко готовы отдать голоса 33,7%, за Юлию Тимошенко — 5,9%, за Сергея Тигипко — 4,1%, за Анатолия Гриценко — 4,0%, за Олега Ляшко — 3,3%, за Михаила Добкина — 2,6%, за Петра Симоненко — 2,4%, за Ольгу Богомолец — 2,1%, за Олега Тягнибока — 1,0%. Остальные 14 кандидатов вместе взятые собрали бы 2,4% голосов. При этом 25,4% опрошенных заявили, что не намерены принимать участия в выборах, а 13% — колебались с ответом, то есть не определились с кандидатом, за которого намерены проголосовать. Впрочем, мировой и украинский опыт подтверждают: если последняя категория избирателей приходит на участки, то по меньшей мере половина из них голосует за самого рейтингового кандидата.

• Поэтому, с одной стороны, безусловный лидер президентских гонок за две недели до выборов определился. С другой стороны, выиграть выборы уже в первом туре он вряд ли сможет; а если это и произойдет, что сегодня маловероятно, то за победителем будет стоять большинство тех, кто пришел голосовать, а не большинство украинских граждан. Конечно, что при нынешних обстоятельствах это обеспечит новому главе государства лишь формальную, а не безусловную легитимность, которую обеспечивает реальное большинство реальных граждан, голосующих за политика или за партию. Второй же тур выборов сам по себе влечет за собой целый ряд политических опасностей и — что самое важное! — человеческих жертв в результате неминуемых в промежутке между турами безумных атак террористов. Да и отсутствие решительного и ответственного Верховного главнокомандующего (которого не может заменить ни один временный и.о.) весьма негативно отражается на боеспособности силовых структур. А второй тур означает, что Верховного не будет еще не менее трех недель (пока пройдет голосование, пока подсчитают и официально обнародуют результаты, пока проведут церемонию инаугурации.). На мой взгляд, такой ход событий недопустим. И дело не в личности Порошенко или Тимошенко; если бы рейтинги этих деятелей были взаимно обратными, алгоритм сегодняшних действий должен быть тем же и вести к выходу из этой непростой и опасной для страны ситуации. Ведь главным противником всех вменяемых кандидатов на этих выборах является Путин...

• Хотя срок снятия своих кандидатур претендентами на президентскую должность уже истек, те из них, кто относится ответственно к судьбе украинского государства, еще имеют время поблагодарить своих сторонников и призвать их голосовать за самого рейтингового на сегодняшний день политического деятеля. Да, у Петра Порошенко как политика немало недостатков, и первый из них — недостаточная идеологическая определенность. Да, в карьере Порошенко в прошлые годы были поистине головокружительные зигзаги, да и сам факт его миллиардного состояния не очень настраивает на мысль о склонности потенциального главы государства искренне поддержать экономические реформы, которые покончат с олигархическими кланами. Но, с другой стороны, Порошенко — один из немногих представителей национального капитала среди «капитанов» крупного бизнеса; национального не в смысле этнического происхождения, а в смысле объективной ориентированности выпускаемой продукции прежде всего на внутренний рынок, следовательно, на наличие массового платежеспособного покупателя. А вот «донецкий клан», наоборот, ориентирован на экспорт низкотехнологической продукции и сырья, поэтому ему не нужна ни высококвалифицированная рабочая сила, ни массовый украинский платежеспособный покупатель. Но главное даже не в этом, а в том, что в Украине, к счастью, власть предержащие зависят от воли граждан, от воли избирателей, что и доказал Евромайдан — доказал в крайних формах в результате попытки Виктора Януковича установить откровенно диктаторский режим.

• Не лишне будет вспомнить, что Янукович стал первым президентом Украины, который не набрал даже половины голосов участников выборов, получив только около 35% голосов всех украинских граждан. И вместо того, чтобы попытаться привлечь на свою сторону большинство украинцев, расширить электоральное поле, он стал на путь конфронтации с большинством украинского народа и большинством регионов, опираясь на «донецкие» кадры. Результат — общеизвестен.

Поэтому стоит взглянуть, какие регионы и в какой степени поддерживают тех или иных кандидатов. Региональное распределение сторонников Порошенко выглядит следующим образом: на Западе страны за него готовы проголосовать 53% всех опрошенных, в Центре — 41,1%, на Юге — 25,3% и на Востоке — 10,5%. Иначе говоря, главная его потенциальная опора — это государственнически настроенные области Украины. За Тимошенко на Западе страны готовы голосовать 7,9% опрошенных, в Центре — 8,6%, на Юге — 4,8%, на Востоке — 1,2%. То есть у нее тот же тип электоральной базы. За Тигипко на Западе Украины проголосуют 1,1% опрошенных, в Центре — 2,4%, на Юге — 8,1%, на Востоке — 5,6%. Гриценко на Западе страны поддержат 4,1% опрошенных, в Центре — 5,7%, на Юге       — 4,4% и на Востоке — 1,2%. За Ляшко на Западе проголосуют 7,1% избирателей, в Центре Украины — 3,6%, на Юге — 2,2%, на Востоке его поддержка минимальна. В свою очередь, минимальная поддержка на Западе Украины у Добкина и Симоненко, в то время как в Центре Украины за них готовы проголосовать 0,6% и 1,8%, на Юге — 2,4% и 4%, на Востоке — 8,6% и 4,2% опрошенных соответственно. Поэтому не случайно вождь коммунистов громко заявил, что снимается с выборов (хотя юридически это заявление и никчемное), — у него не осталось реальной электоральной базы даже на Донбассе, где она раньше была весьма заметной.

• Таким образом, отметим: в потенциальном электорате Порошенко большинство составляют (сколько точно, это знают социологи) граждане, настроенные на европейскую интеграцию, на экономические реформы и на развитие демократии. В случае избрания главой украинского государства Петр Алексеевич будет зависеть от этого электората, — и формально, и неформально. Вспомним, почему Шарль де Голль был сильным президентом, который вывел Францию из тяжелого и длительного кризиса, — не только в силу прописанных в Конституции полномочий, а прежде всего в результате поддержки граждан — в критические моменты он четыре раза выносил важные вопросы государственной жизни через головы депутатов на всенародные референдумы, — и выигрывал. Пятый референдум де Голль после 11 лет президентства проиграл — и сразу же ушел в отставку, хотя мог продолжать законно оставаться на своей должности. Сейчас кризис в Украине имеет не меньшие масштабы, чем во Франции конца 1950-х, поэтому можно смело предположить, что нас в ближайшие годы ждет не один референдум. И вообще: президент может быть эффективным политиком лишь тогда, когда имеет кредит доверия у граждан.

Но важно не только это: Порошенко является безусловным электоральным лидером на Юге Украины и имеет наибольшую среди других кандидатов поддержку на Востоке. 10,5% — это, конечно, мало, однако остальные и до этого не дотягивают.

• Поэтому еще раз подчеркну то, что всем вменяемым кандидатам в президенты сегодня следует призвать своих сторонников проголосовать так, чтобы выборы прошли в один тур. Разве Анатолий Гриценко и Олег Ляшко не достигли своей цели — «засветить» возглавляемые ими партии в расчете на досрочные парламентские выборы? Достигли, и призыв голосовать за единого кандидата еще больше поднял бы их рейтинги, обеспечивая прохождение соответствующих политических сил в Верховную Раду. То же следовало бы сделать и Ольге Богомолец, если она собирается остаться в общественной жизни. Что же касается Юлии Тимошенко, то она, конечно, имеет определенные шансы на победу во втором туре — если, как говорится, «карта ляжет». Но в случае проигрыша со значительным разрывом Юлия Владимировна вынуждена быть уйти вслед за Виктором Андреевичем — такова уж судьба тех, кто не может адекватно оценить политическую действительность. А вот призыв к своим избирателям проголосовать за конкурента во имя национального единства прибавил бы Тимошенко популярности и выбил бы карты из рук тех, кто считает ее завистливой интриганкой, к тому же креатурой Путина. И опять же, не будем забывать об весьма и весьма возможных досрочных парламентских выборах; с чем на них пойдет «Батьківщина», если личные амбиции ее лидерства перевесят государственные интересы? А вот в противоположном случае будет с чем идти на эти выборы — мол, мы доказали делом, что Украина для нас превыше всего.

• В итоге, если удастся скоординировать действия кандидатов в президенты, то новый глава государства не просто будет избран в первом туре, а и получит голоса более  50% всех избирателей Украины, более 40% избирателей юга и более 20% электората востока. Это станет безусловной победой украинцев и не менее безусловным поражением Путина и его прихвостней. Именно эти рассуждения, а не игрища вокруг фамилий в бюллетенях, должны лечь в основу действий всего украинского политикума, который способен мыслить стратегически.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать