«Журналисты» стали сообщниками террористов
Сотрудников российского телеканала LifeNews задержали с боевиками и оружием
Российские журналисты становятся участниками не только информационной, но и реальной войны. 18 мая вблизи Краматорска украинские военнослужащие задержали боевиков, вместе с которыми были сотрудники телеканала LifeNews Олег Сидякин и Марат Сайченко. По словам заместителя секретаря Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Виктории Сюмар, эти двое перевозили в багажнике автомобиля... переносной зенитно-ракетный комплекс (ПЗРК). Сами же мужчины «въехали на территорию Украины не как журналисты, они приехали без удостоверений, а на границе сказали, что цель визита — посещение какого-то концерта», — сообщила на брифинге руководитель пресс-центра СБУ Марина Остапенко. Как еще раньше говорил на пресс-конференции председатель Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко, это была «заказная группа для съемок видеоряда об очередных убийствах украинцев». 19 мая Сидякина и Сайченко доставили в Киев, где их допрашивали следователи СБУ. По словам Марины Остапенко, россияне признали, что приехали «сопровождать террористов и освещать их незаконную деятельность».
Канал LifeNews сразу же развернул широкую кампанию давления на украинскую власть, требуя освободить их сотрудников. Журналисты апеллируют к тому, что СБУ до сих пор не обнародовала никаких конкретных доказательств причастности Олега Сидякина и Марата Сайченко к боевикам, с которыми их задержали, и ПЗРК. Правда, пока проводятся следственные действия, но это молчание спецслужб дает возможность российской стороне утверждать, что их журналистов незаконно удерживают в заложниках. В защиту «коллег» выступают даже так называемые либералы. Например, шеф-редактор сайта «ЭХО Москвы» Виталий Рувинский пишет в своем блоге: «Наши коллеги-журналисты находятся в экстремальной ситуации — в плену, фактически в заложниках. У журналистов на арене боевых действий — презумпция невиновности». Ему вторит белорусско-российско-украинский журналист Павел Шеремета, также надавливая на слабое место действий СБУ. В своем блоге на «Українській правді» он пишет: «В какой-то момент они (журналисты LifeNews. — Авт.) перестали быть журналистами в профессиональном смысле этого слова. Они стали пропагандистами. Но они точно не террористы, если нет убедительных документальных доказательств обратного. Либо предъявите веские основания для их ареста, либо отпустите. Накажите, поставьте жирный штамп в паспорте о депортации, внесите во все стоп-листы, но не держите в тюрьме, порождая справедливую волну протеста».
К заявлениям журналистов приобщились МИД РФ, Государственная дума, и даже Рамзан Кадыров, который целиком и полностью в духе кремлевской пропаганды во всем обвиняет США и пишет на своей странице в Instagram: «У нас есть реальные силы и возможности для влияния на тех, кто держит журналистов в неволе. Поэтому советуем освободить журналистов, иначе мы вынуждены будем действовать жестко!» Но одно дело, когда с такими заявлениями выступают люди одного пророссийского круга, и совсем другое, когда международное сообщество подхватывает кремлевские тезисы. Так, например, представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дуня Миятович в письме на имя и.о. министра внутренних дел Украины Арсена Авакова выразила свою обеспокоенность фактом задержания журналистов российского телеканала LifeNews. А программный исследователь Комитета защиты журналистов в Европе и Центральной Азии Музафар Сулейманов вообще отреагировал еще более радикально: «Украинская власть должна немедленно выпустить Олега Сидякина и оператора Марата Сайченко. Мы призываем все стороны конфликта в Украине уважать статус журналистов как гражданских лиц и позволить им свободно работать».
Поэтому заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны (РНБО) Виктория Сюмар в эфире «5-го канала» заявила, что «европейцам тоже нужно выяснять детали, и понимать ситуацию, как она есть. И я не думаю, что в Европе кто-то за то, что только потому, что у тебя есть удостоверение журналиста, «забудет» террористическую деятельность и убийства». Также пани Сюмар заверила, что в ближайшее время будет обнародована вся доказательная база противоправных действий Олега Сидякина и Марата Сайченко. «Будет демонстрация всего: видеоматериалов и фотоматериалов, их автомобиля, их отпечатков пальцев. И это является преступлением. Нужно понять, что в данном случае — это классическая работа под прикрытием. Кроме того, мы получили видео этих журналистов, они всегда были и работали вместе с террористами во время обстрелов, во время убийств. То есть это своего рода группа информационного сопровождения», — сказала заместитель секретаря РНБО.
Однако LifeNews все еще пытается «отмазать» своих работников. На своей странице в Facebook канал разместил видеоролик, который назвал «допросом репортера LifeNews Марата Сайченко». На видео Сайченко признает только, что неправомерно пересек границу: «Понимаем, что мы нарушили закон этого государства (Украины. — Авт.) о пребывании иностранных граждан на ее территории, скрыв настоящую цель своего визита». Настоящей целью оператор называет журналистскую деятельность, при этом сам признает, что общался лишь с теми, кого он называет «ополченцами», и не общался с украинскими военными. «Получили у представителей Донецкой народной республики аккредитацию-разрешение на проведение журналистской деятельности относительно освещения референдума и для другой работы», — говорит Марат, нервно сжимая губы после фразы. Раньше, когда АТО на Донбассе только начиналось, телеканал LifeNews на своей странице в Facebook призывал пользователей посылать им видео перемещения украинских войск. За информацию обещали 15 тысяч российских рублей. И все-таки, что же это в условиях фактической войны: журналистская деятельность или разведка? Если второе, то СБУ стоит предъявить общественности доказательную базу.
Выпуск газеты №:
№92, (2014)Section
Медиа