Три столицы за выходные
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20121005/4179-12-1_0.jpg)
Последней точкой в решении отправиться в путешествие по Новгород-Северскому, о чем давно мечтал, были слова Мишеля Терещенко из его новой книги «В поисках сокровищ семьи Терещенко», которая летом была представлена в Национальном музее Тараса Шевченко. Прямой потомок славного рода, который уже 10 лет работает в аграрном секторе Украины и продолжает воплощать в жизнь семейный девиз «Стремление к общественной пользе», пишет: «Уже больше тысячи лет, со времен нашествия гуннов и татар, как это еще возможно видеть в настоящее время в Новгород-Северском или Путивле, неподалеку от полей, которые я обрабатываю, линии укреплений на востоке цивилизованной Европы сливаются с восточной границей Украины».
Новгород-Северский — город-музей, притягивающий к себе не только историческими памятниками, но и удивительными пейзажами с Деснянских круч. Впервые город упоминается в «Поучении своим детям» Владимира Мономаха в связи с победой князя над половцами, наибольший расцвет его происходит в XII веке, когда было создано одноименное княжество.
Династия черниговско-сиверских князей Ольговичей в мировой истории имеет крепкие корни — ведь даже первое летописное упоминание о Москве связано с именем князя Святослава Ольговича. В 1147 году к нему пишет Юрий Долгорукий: «Приди ко мне, брате, в Москов». А сын Святослава Ольговича Игорь Святославович, князь Новгород-Северский, в 1185 году осуществил поход против половцев. Хотя был ранен и взят в плен, сбежал и вернулся в свое княжество. Это о нем, мужественном воине, самое известное произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», а в настоящее время создан музей-заповедник. Музей богатейший: в фондах хранится 48 тысяч единиц, расположен он в Покоях настоятеля Спасо-Преображенского мужского монастыря.
На территории величественного архитектурного комплекса историко-культурного музея-заповедника «Слово о полку Игореве» расположен Спасо-Преображенский собор (который вырос в XVIII веке вблизи фундаментов, оставшихся после заложенного Мстиславом Владимировичем Тмутороканским в 1030 (!) году Спасского собора), колокольня, монастырские стены и башни, Покои настоятеля, Палатный корпус с трапезной и Петропавловской церковью, Бурса, кельи монахов, фундаменты Княжеского терема, защищенные стеклянным накрытиям. Именно отсюда князь Игорь отправился в поход на половцев.
Другие известные в Украине персоны, чьи имена связаны с монастырем, — Лазарь Баранович, архиепископ, открывший первую стационарную типографию на Левобережной Украине и Славяно-греко-латинскую школу для обучения духовенства, в дальнейшем был ректором Киево-Могилянской академии, и Димитрий Ростовский (Туптало Даниил Саввич) — архимандрит монастыря, который здесь написал третью часть книги «Жития святых» («Четьи Минеи»).
Около северной башни возникает странное ощущение пребывания вне времени в заколдованном пространстве древнего монастыря, который защищал земли от захватчиков, открывая даль до самой границы с Россией. В монастыре не обошлось и без подземного хода — туда можно попасть через дом над погребом, где температура держится 12 градусов при любой погоде.
Новгород-Северская мужская гимназия, построенная в XVIII веке, длительное время была центром культуры и образования не только Черниговщины, но и Полтавской, Курской, Смоленской, Могилевской и Орловской губерний, и прославилась своими выпускниками. Чего стоят имена Пантелеймона Кулиша, педагога Константина Ушинского, культурного деятеля Михаила Чалого, первого биографа Тараса Шевченко, с которым они мечтали о воскресных школах для неграмотных, археолога Дмитрия Самоквасова, революционера-народовольца Николая Кибальчича, который в тюрьме разработал проект первого в мире летательного реактивного аппарата (ракеты), Ильи Буяльского, анатома и известного хирурга, лекции по пластической анатомии которого из Академии искусств в Петербурге посещал Т.Г. Шевченко, первого ректора Киевского университета св. Владимира Михаила Максимовича.
Уютный и преимущественно одноэтажный Новгород-Северский, расположившийся на холмах, с его деревянным кружевом — резными ставнями, карнизами, деревянными портиками, вынесенными на тротуар (для защиты от дождя прохожих), Замковой горой, Триумфальной аркой (многие ли столицы могут похвастаться таким сооружением?), Торговыми рядами — оставляют замечательные впечатления душевного покоя, любви к родной земле. Главное — не оставляют безразличными!
Ночевка после такого насыщенного дня субботы (под вечер мы успели осмотреть возле села Путивск в пяти км от города еще одну достопримечательность — меловой карьер, самое богатое месторождение мела в Украине) на берегу Десны в палатке обновила силы и настроение путешествующим.
На следующий день, приготовив на костре завтрак и искупавшись, мы отправились в Глухов, который некоторое время являлся гетманской столицей. Побывали в Трех-Анастасиевской церкви (между прочим, одна из Анастасий, которой посвящен этот фантастический по архитектуре и отделке храм, — жена гетмана Скоропадского), в старинной Николаевской церкви, поднялись на водонапорную башню XIX века, с которой Глухов видно как на ладони, прогулялись по старинному центру, побывали около первого каменного дома Терещенко на улице Терещенко, где Мишель вместе с работниками Института лубяных культур возрождает такое традиционное для Украины и такое необходимое для ее хозяйства ленопроизводство.
На часах полдень, воскресенье, впереди Батурин.
Единственное сооружение, уцелевшее после нашествия Меньшикова, — домик Кочубея. Рядом — садик, где встречались влюбленные Матренка Кочубеевна и гетман Иван Мазепа. Крепость над рекой Сейм — сооружение, которое выдерживало осады и отбивало захватчиков, но не устояло перед коварным изменником. Российское войско, как воры, подкравшись ночью к крепости, истребили все население городка.
Последний подарок в этом путешествии — величественный дворец Кирилла Розумовского. Мы были последними посетителями, но для пятерых было организовано замечательное экскурсионное сопровождение. Освежившись перед дорогой в душистых водах моей любимой с детства реки Сейм, уже через три часа мы были в Киеве.
На спидометре — 760 км, позади — два выходных дня, в сердце — прекрасные воспоминания и желания путешествовать по своей стране.
Особая благодарность Елене Петровне Радченко, сотруднице музея-заповедника «Слово о полку Игореве» за высокий профессионализм и неравнодушие.
Выпуск газеты №:
№179, (2012)Section
Почта «Дня»