Дожмет ли Европа «Газпром»?
Эксперт: Аргументом может быть штраф для российского монополиста в 10—15 миллиардов долларов
Украина может поставить точку в газовом споре с Россией уже сегодня. В Берлине сейчас состоится трехсторонняя встреча по газовым вопросам в формате Украина—ЕС—Россия. Договорятся ли стороны? И какие принципиальные моменты мешали им это сделать раньше?
Позиция ЕС понятна: чем быстрее будет договоренность — тем лучше, потому что ему нужно застраховать своих потребителей от остановки снабжения газа из России. Поэтому отсюда и заявления еврокомиссара Гюнтера Эттингера о том, что Украина должна заплатить половину долга «Газпрома», а затем дальше разбираться. Выгоден быстрый результат и российскому монополисту, потому что 27 июня 2014 года у него собрание акционеров, а там нужно отрапортовать о поступлении доходов, которых нет.
Впрочем, методы давления и чужих интересов на Украину, похоже, уже не действуют. Вчера премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил: если «Газпром» и НАК «Нефтегаз Украины» не подпишут до 29 мая соглашение, то компании встретятся только в Стокгольмском суде! Требования свои Украина тоже озвучила: уменьшение цены вдвое — до 268 долларов за тысячу кубометров, и пересмотр формульного подхода в газовом контракте. На момент сдачи номера информации от правительства о факте подписания такого договора не было. Поэтому все ожидают следующего шага от Европы, которая сейчас выступает в роли досудебного арбитра. Но есть ли у нее четкая позиция и твердость в отстаивании?
Вчера «День» имел возможность пообщаться с директором Секретариата Энергетического Содружества Европы Янешем Копачем. Мы поинтересовались у него, какие инструменты и способы влияния на «Газпром» может применить ЕС, чтобы ускорить окончание газовых переговоров. Впрочем, чиновник уклонился от прямого ответа, сославшись на то, что это компетенция председателя Еврокомиссии.
«Такая позиция Копача странная, потому что Украина — член Энергетического Содружества, и оно также должно помогать нам защищаться от газовой наглости «Газпрома», — говорит «Дню» директор энергетических программ Центра «Номос» Михаил Гончар. Поэтому такой ответ, по его мнению, свидетельствует о том, что в кругу лидеров ЕС идет борьба на предмет того дожимать или нет Россию в газовом вопросе. А дожать есть чем, убежден Гончар, и сама Европа от этого только выиграла бы. По его мнению, четкость позиции ЕС может заключаться в двух моментах. Первый — завершение расследования по поводу нарушения «Газпромом» конкурентного законодательства еврозоны и, как результат, — возможность наложения на монополиста штрафа в сумме 10-15 миллиардов долларов. Второе средство давления — на месяц прекратить потребление российского газа, расконсервировав свои энергозапасы. По мнению Гончара, второй шаг хотя и не популярный, но очень эффективный и стал бы гарантией для европейцев в стабильности поставок российского газа в будущем. Почему? Например, за неделю бойкота российского газа акции «Газпрома» упали бы в цене, а — это миллиардные убытки. За месяц они вообще могли бы обвалиться. И вот сейчас, считает Гончар, именно Европа должна пройти тест на прозрачность своих ценностей, а Украина и газ будут его индикатором.
По мнению председателя совета европейско-украинского энергетического агентства Вольфрама Ребока, ЕС также может сформировать пул переговорщиков из руководителей своих нефтегазовых компаний. И именно они могут подготовить коллективное письмо с предложениями и требованиями по транзиту газа и вообще формату последующих отношений по снабжению газа через Украину «Газпрому».
Выпуск газеты №:
№97, (2014)Section
Экономика