Перейти к основному содержанию

Когда в списке самых богатых украинцев будет больше, чем один IТ-бизнесмен?

Виктор ГАЛАСЮК — о том, как капитализировать наши сильные стороны: человеческий капитал, внешние рынки, техническое образование
04 июня, 10:13
«УСИЛИВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ И НЕ СОЗДАВ КОНКУРЕНТНЫХ УСЛОВИЙ, МЫ ТОЛЬКО УВЕЛИЧИМ АРМИЮ ОБРАЗОВАННЫХ ЭМИГРАНТОВ», — УВЕРЕН ВИКТОР ГАЛАСЮК / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

«Увидел себя на 69-м месте в рейтинге «Форбс». С одной стороны, приятно. С другой — грустно. Даже в комментарии написано, что я единственный из высоких технологий. Не удержался, заглянул в мировой рейтинг. Из двадцати — насчитал пять из ІТ и телекома, включая Билла Гейтса (ІТ) и Карлоса Слим Элу (телеком). Это к вопросу, который мне часто задают, — легко ли в Украине зарабатывать на ІТ? Ответ подсказывает сама статистика — когда украинский рейтинг будет пестреть фамилиями представителей технологических отраслей, можно будет говорить о том, что мы вышли на путь развитого государства... Надеюсь дожить», — вчера такой комментарий разместил на своей странице в ФБ глава наблюдательного совета компании «Октава капитал», учредитель компаний «Инком» и «Датагруп» Александр Кардаков. И он прав, соглашаются все без исключения ІТ-бизнесмены, комментарии и истории которых появлялись и появляются на страницах «Дня»: стать в Украине «Стивом Джобсом» или «Марком Цукербергом» сегодня нереально. «Почему?» — ответ на этот вопрос на страницах нашей газеты уже звучал не раз. Кандидат экономических наук, советник Министра образования и науки, президент инновационного парка Bionic Hill Виктор ГАЛАСЮК сегодня делает все, чтобы этих указанных «причин» не было. Он на высших ступенях убеждает чиновников в том, что будущее страны — за высокими технологиями. «Речь идет не о лобби, скажем, ІТ-сферы, а об определяющей ставке на высокотехнологические отрасли, которые государство не должно уравнивать с отраслями сырьевыми», — заверяет он. «День» встретился с Виктором Галасюком, чтобы услышать, чем он «убеждает» государство поддерживать ІТ-бизнес и что просит в качестве поддержки.

— Мы имеем колоссальный человеческий капитал, мощное математическое и техническое образование, репутацию в ІТ-мире, а еще потому, что ІТ-бизнес требует минимум инвестиций по сравнению с другими, а отдачу дает сразу. Но я уверен, что мы имеем значительно более широкие возможности. ІТ — лишь составляющая сферы высоких технологий, куда относятся био- и нанотехнологии, робототехника и другие направления.

Украина может стать страной с мощным высокотехнологическим сектором экономики. Сегодня же в ІТ, как и в металлургии, химии, сельском хозяйстве доминирует сырьевая модель бизнеса. Мы «продаем» рабочую силу — пишем на заказ иностранных компаний программы, и в Украине остается только зарплата работников и покрытие расходов (называется это ІТ-аутсорсинг). Затем дорого платим другим странам за лицензии на использование этих программ. И в социальном плане, и в плане налогов и технологий при такой модели Украина получает немного, но даже это значительно лучше, чем эмиграция, полная детехнологизация и потеря человеческого капитала.

Экспорт ІТ-услуг — $1,4 млрд в год, научно-исследовательских услуг — до $600 млн в год. Внутренний рынок не развит, доминирует экспорт. Около $2 млрд — это немногим больше одного процента экономики, есть куда расти. Увеличить высокотехнологическую составляющую экономики на порядок — вполне реальная цель, так как стартуем со сверхнизкой базы. Нужно целенаправленно смещать баланс в сторону продуктового сегмента, но не за счет уменьшения IТ-аутсорсинга, а за счет форсированного развития собственных R&D операций

— Как этого можно достичь?

— Формулу успеха Украины можно сформулировать путем умножения человеческого капитала на технологии и на глобально-конкурентные условия в государстве. Обратите внимание — здесь нет природных богатств, они часто сдерживают экономическое развитие, ведь «слегка сытая» страна теряет мотивацию, а «абсолютно голодная» не имеет альтернативы.

Человеческий капитал — это, прежде всего, образование и социальные инновации — формирование сложных синергийных общественных связей и механизмов, которые позволяют достигать качественно новой эффективности иногда вообще без расходов. Украина имеет колоссальный человеческий капитал, треть которого мы уже потеряли из-за эмиграции — 6,5 млн украинцев строят экономику других стран, миллион из них — с высшим образованием.

Технологии, множитель формулы, являются усилителем человеческого капитала. Можно быть очень умным, образованным и опытным, но без современных инструментов ничего не достигнешь. Трудно переходить к созданию собственного инновационного продукта, не умея пользоваться имеющимися мировыми технологиями. Украина пока еще очень неопытный пользователь высоких технологий и, преимущественно, сырьевое звено в производстве.

Глобальные конкурентные условия — это, прежде всего, «прозрачные правила игры», налоговые и таможенные преференции, льготное финансирование и инфраструктура для высокотехнологического бизнеса. Все государства выбирают отрасли, на которых строят свое будущее, последовательно защищают и поддерживают их всеми возможными средствами, прокладывая русло для развития социально, технологически и экономически желаемого бизнеса.

В Украине несовершенная фискальная политика демотивирует развитие высоких технологий. Для высокотехнологического бизнеса налоги должны быть значительно ниже, чем для сырьевых отраслей. Скажем, в металлургии часть зарплаты в себестоимости продукции составляет около 10%, а в ІТ — до 70—80%. Для некоторых чиновников существующая система налогообложения с одинаковым налогом на доходы физических лиц для работников, скажем, 15—17%, или единым ЕСВ 37% от зарплаты выглядит как справедливая. Мы же утверждаем: это жесткая дискриминация интеллектуально емкого бизнеса. Ренту от сырьевых отраслей нужно сознательно направлять на развитие высокотехнологических отраслей, которые нас смогут кормить уже через 8—10 лет на порядок лучше, чем сырьевые отрасли сегодня. Нужно избавиться от дефицитарного мышления во власти и в обществе. Предоставляя налоговые и таможенные преференции для своего хай-тека, государство не теряет, а выигрывает даже сегодня, когда бизнес работает «в тени».

Другие страны используют широкий инструментальный набор: преференции, инфраструктура, льготные кредиты, целевые гранты. Рискованному и чувствительному высокотехнологическому бизнесу нужны льготные кредиты и гранты как финансовая инъекция развития. Инфраструктура (технологические и индустриальные парки) ускоряет развитие. Опыт Китая, Малайзии, Индии и других стран, которые быстро выходили из бедности, должен распространяться — это «ячейки роста», концентраторы лучших условий.

Без множителей «технологии» и «глобально-конкурентных условий», когда в формуле работает только «человеческий капитал», имеем страну-экспортера талантливых кадров. Принимая участие в собеседованиях в BIONICUniversity, я спрашиваю каждого, где бы он хотел жить — и каждый третий говорит, что хочет выехать из Украины, но в случае создания условий готов остаться делать интересные проекты. Такими условиями являются лучшее образование, фискальные стимулы и развитая инфраструктура, когда сюда смогут зайти такие компании, как Samsung, и создадут не офисы продаж, а научно-исследовательские офисы — чтобы украинцы здесь могли производить инновационный продукт. Сначала для зарубежных заказчиков, потом для собственных. Нужно с чего-то стартовать. То, что в Израиле есть научно-исследовательский центр Hewlett Packard из более чем 6 000 специалистов, не «удача», а результат государственной политики.

— Есть сторонники того, что следует создать равные рыночные условия.

— Говорят псевдолибералы: в США или Европе преференций нет. Но, скажем, мэр Чикаго последовательно устанавливает преференции для отдельных компаний и на средства города масштабно финансирует бизнес-инкубаторы. Там хайтек-производство в год дает $60 млрд. Развитые страны добивались успеха десятилетиями и даже столетиями, всячески развивая те виды деятельности, которые стремились культивировать. Необходимо сознательное неравенство, которое продуцирует развитие. Следует капитализировать наши сильные стороны — человеческий капитал, внешние рынки, техническое образование — и для таких видов экономической деятельности, как ИТ и научно-исследовательская деятельность, в любой сфере (нанотехнологии, биотехнологии, энергетика) создать специальные благоприятные условия.

— Но Украина нестабильна, инвесторы недовольны, чем же она все-таки им интересна?

— Надеемся изменить сознание власть имущих, многие из которых не мыслят системно. Исходят из стереотипов: преференции — это потеря для бюджета. Нельзя потерять то, чего не имеешь. Украина от отраслей высоких технологий налогов почти не получает, из-за статуса частных предпринимателей они минимизируются. Некоторые чиновники смотрят на слишком короткую перспективу, но всюду (Китай, Корея, Индия и др.) период развития для того, чтобы иметь мощные результаты, составляет не менее 10 лет. Малайзия 15 лет тому назад создала территорию со специальным налоговым режимом, базовую инфраструктуру. Пришли такие мощные иностранные компании, как ІВМ, Microsoft,  Motorola, и 60 000 людей там создают выручку $20 млрд. Если Украине сконцентрировать усилия, то результаты, которые повлияют на экономику страны, будем иметь через 7—10 лет.

Нашим чиновникам, депутатам необходимо показывать перспективу: лучшие условия для детей, другие социальные стандарты, которых не будешь иметь, проведя лишь косметические изменения системы. Мы — колония, экспортирующая сырье и талантливых людей. Следует в корне изменить модель экономики. Бизнес этого не сделает, потому что не имеет стимула. Все страны сначала создают глобальные конкурентные условия, инфраструктуру «на вырост», привлекают уже готовые технологии, вкладывают в образование, а уж потом приходит инвестор.

— Здесь украинская власть идет на улучшение: как раз прошел первое чтение закон о высшем образовании, который позволит бизнесу получить качественные кадры. Это ведь серьезный шаг?

— Усилив образовательную составляющую и не создав конкурентных условий, мы лишь увеличим армию образованных эмигрантов. Главное, чтобы государство видело свой путь развития, иначе нет смысла ни в образовании, ни в технологических парках или применении высоких технологий. У парусника без цели не может быть попутного ветра. Хорошо, что в правительстве и парламенте есть люди, которые это понимают, со временем начнут понимать и другие. Мы должны внедрять условия для того, чтобы в Украине создавались новые рабочие места. Говорят, что не те сейчас условия, чтобы думать о развитии, мол, нужно думать о выживании. Те. Как раз пора. Иначе через два года страну потеряем. Независимость базируется на экономической возможности, мы же ее не получили до сих пор.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать