Донбасс и медиа: «турбулентность»
Эксперт: «На востоке используют разные инструменты физического и психологического влияния на журналистов»
На этой неделе приостановили работу газеты «Донбасс» и «Вечерний Донецк». Перед этим вооруженные представители «Донецкой народной республики» похитили для «профилактической беседы» главных редакторов изданий — требовали изменить редакционную политику, больше и лучше писать о ДНР. Журналисты отказались делать это и отправили коллективы газет в бесплатный отпуск.
Запугивания, угрозы, похищения — уже привычные элементы журналистской деятельности в Донецкой области. Об особенностях работы в условиях непровозглашенной войны и об изменении журналистских стандартов в будущем «День» говорил с председателем правления Центра анализа и развития общественных коммуникаций «Диалог» Сергеем БОНДАРЕНКО.
— Почему представители так называемой Донецкой народной республики настолько агрессивны относительно журналистов региональных, всеукраинских и иностранных СМИ?
— Сейчас применяются разные инструменты физического и психологического влияния на журналистов. Это свидетельствует о том, что сторонники ДНР в информационном поле находятся в позиции слабого — поэтому они пытаются максимально «выбить» из работы источники информации.
— Как журналистам работать в таких условиях?
— Надо сосредоточиться на работе с людьми, занимающими нейтральную позицию, колеблющимися, — их приблизительно 40 %, это много. Нужно составлять психологические портреты потенциальных потребителей информации: какой у них социальный статус, ценностные ориентации и т. п. — и строить материалы, понятные этим людям. Если журналисты смогут обрисовать с 50 таких психотипов, можно говорить о последующем эффективном продвижении информационной деятельности.
Жителям востока необходимо давать адаптированную информацию, чтобы они тратили минимум усилий на ее расшифровку. Наша проблема в том, что в информационной деятельности не выделяют группу конкретных потребителей. Надо думать о целевой аудитории и эффективности материалов, в американских и британских СМИ этот аспект проходит «красной линией», и необходимо перенимать такую практику.
— Что может сплотить журналистов?
— Надо создать оперативный координационный центр для обмена информацией относительно разных провокаций, захватов и т. п. Желательно, чтобы это было закрытое сообщество. На какой базе будет создан такой совет — вопрос второстепенный. Главное, чтобы этот инструмент действовал, необходимо проявить цеховую солидарность. С журналистами должны работать психологи, юристы, нужно разъяснять особенности поведения в экстремальных условиях и правила предоставления первой медицинской помощи. Это же должно сплотить журналистское сообщество.
— Как силовые структуры должны сегодня помогать сотрудникам СМИ?
— Наверное, нужен устный или письменный договор, например, через НСЖУ, для оперативного обмена информацией, важной для жизни журналистов, но с учетом особенностей работы военных. В начале АТО появление военной техники и людей в форме вызывало незаурядный интерес. Силовикам был нанесен большой вред из-за размещения фото и видео, по которым можно было определить количество людей, тип техники и направление ее движения. Сейчас «волна» таких сообщений, к счастью, спала.
— О чем прежде всего должны сообщать медиа в перспективе, после стабилизации ситуации?
— Уже сегодня важно иметь планы на случаи разных вариантов развития событий: введения военного положения, перемирия, победы одной из сторон и т. п. Когда все нормализируется, необходимо собирать большой «хурал» журналистов и выработать новые правила существования в информационном пространстве.
В конце прошлого века Польша становилась на новый этап развития, тогда там прошло большое собрание национальных элит: религиозной, культурной, военной и т. п, люди выработали принципы, по которым должна жить страна. Важный момент: у них было раскаяние друг перед другом и установление новой точки отсчета, после которой действуют жесткие правила, за нарушение которых — наказание. Нам тоже нужно, когда все это закончится, проводить круглые столы, конференции, вырабатывать общие правила и при всем народе о них заявлять.
В центре должна стать совместная работа ради процветания Украины, это вопрос определенной национальной идеи. Ничего не должно вредить государству, иначе — наказание, согласно законодательству, и общественное осуждение. Потому что законов много, а результат? Мы живем среди каких-то «франкенштейнов»: есть руки, туловище, голова, глаза, мозги, а самого главного — души — нет.
Недавно в донецкой прессе муссировались искусственные темы относительно «бандеровцев», «Правого сектора», и мы видим последствия: убытки государства и региона такие, что неизвестно, сколько еще это расхлебывать. Сейчас исчезает конкуренция, основная задача — спасти страну. Вокруг этих стремлений надо популяризировать новые идеи и стандарты.
Журналистам нужно хорошо выполнять свою работу сегодня и думать о завтра. Мы практически не занимались будущим, работали с прошлым и нынешним, в этом проблема нашей страны. В соответствии с американским и английским опытом, надо создавать определенную модель будущего и претворять ее в жизнь.
КОММЕНТАРИЙ
«КАЖДЫЙ ЖУРНАЛИСТ — НА ВЕС ЗОЛОТА»
Член секретариата Донецкого областного союза журналистов Украины, который пожелал не называться:
— Сейчас уже сложилось подобное сообщество журналистов, которые работают в городах и районах области. Мы, представители союза журналистов, поддерживаем контакт, и если необходима помощь, предоставляем ее — так было, когда на этой неделе вооруженные люди пришли к редактору газеты «Дружковский рабочий». Вообще, журналисты, независимо от принадлежности к определенным организациям, поддерживают связь и помогают друг другу.
Сегодня надо говорить не об определенном журналистском совете, а о солидарности журналистов Донецкой области и других областей — хотелось бы больше поддержки от коллег из других регионов. Не представляю создания координационного центра со штатом сотрудников в нынешних условиях, потому что каждый журналист на вес золота, и у каждого — своя работа.
Члены Национального союза журналистов Украины в Киеве весьма адекватно оценивают ситуацию, быстро реагируют на случаи давления и насилия относительно представителей СМИ в Донецкой области. Фактически это и является координационным советом, который оказывает оперативную помощь, в том числе юридическую.
К сожалению, не всегда понятно, кто в Донецкой области власть и кто устанавливает правила работы журналистов в области. Полный пробел — юридическая защита. Неизвестно, действуют ли в области законы Украины и кто эти законы защищает. Где милиция, прокуратура, СБУ? Надо ли полагаться на силы исключительно журналистского сообщества? Это — большая проблема, и ответить на эти вопросы должна власть.
Выпуск газеты №:
№102, (2014)Section
Медиа