Перейти к основному содержанию

Новый реализм против кошачьего гламура

В этот раз на «Киношоке», который стремится собрать все лучшее, что происходит на просторах СНГ и Балтии, я чувствовал себя представителем достаточно мощной кинематографической страны
03 октября, 11:52

В Краснодарском крае, в приморской Анапе, завершился ХХІ Открытый фестиваль стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии. Главный приз фестиваля жюри, возглавляемое писателем Владимиром Войновичем, присудило узбекской картине «Небеса — моя обитель» режиссера Аюба Шахобиддинова. О других призах «День» уже рассказывал. Напомню только, что свой приз жюри гильдии кинокритиков России присудило фильму «ТотКтоПрошелСквозьОгонь» украинца Михаила Ильенко с формулировкой «За поэтическую магию и магический реализм». Ильенко получил и специальный диплом большого жюри.

Ну а победителем конкурса короткометражных фильмов под названием «Границы шока» стал фильм украинского режиссера Мирослава Слабошпицкого «Ядерные отходы». Дипломом этого же конкурса была награждена маленькая, но революционная картина «Революционер» совместного производства Украины и России (режиссер Елизавета Клейнот-Зборовски фон Гуцул, оператор Андрей Гуцул). В конкурсе совместных проектов (условием конкурса является представление его несколькими странами) победили «Смешанные чувства», где автором сценария является киевлянка Наталья Ворожбит, режиссером Оксана Бычкова, продюсерами Светлана Вилюра и Светлана Кучмаева.

Как это часто бывает, вердикт жюри выглядит достаточно противоречиво. По моим личным впечатлениям, наибольшие симпатии фестивальной публики вызывали фильмы «Опекун» грузина Зази Урушадзе и «ТотКтоПрошелСквозьОгонь» Михаила Ильенко. Даже довольно взыскательная московская критика и журналисты, не говоря уже о кинематографистах разных стран, все фестивальные дни говорили комплименты в адрес украинского фильма. Следовательно, была велика вероятность получения им одного из призов большого жюри. К сожалению, Войнович и компания ограничились специальным дипломом. Впрочем, намного больше значит сама сверхпозитивная реакция на картину.

Вообще на этот раз на «Киношоке», который стремится собрать все лучшее, что происходит на просторах СНГ и Балтии, я чувствовал себя представителем достаточно мощной кинематографической страны. Так как еще были короткометражка «Бабочка» Максима Буйницкого, три украинско-российских фильма в конкурсе игровых телекартин «ТВ-Шок» («Дочь баяниста», продюсер Ирина Заря, режиссер Екатерина Науменко; «Миллионер», продюсеры Влад Ряшин и Юрий Минзянов, режиссер Сергей Чекалов; «Свидетель», продюсеры Валентин Опалев и Наталия Билан, режиссер Дмитрий Томашпольский). В конкурсе полнометражных фильмов «КиноМалыШок» Украину представляло «Путешествие к железным птицам» Марины Гришай. А в ретроспективе киноальманахов Omnibus был показан наш альманах «Украина Гудбай».

Такого мощного десанта из Украины уже и не вспомнишь. Но главное, что есть определенный рост качества. А еще важнее то, что зримо видишь, как в кино приходит новое поколение украинских кинематографистов. Именно так — поколение, чего до сих пор не случалось на протяжении последних двух десятилетий.

В этом смысле особенно красноречиво выглядел альманах «Украина Гудбай». В программе Omnibus, которая собрала ретроспективу киноальманахов из России и других стран, украинцы представляли ее реалистический полюс: жесткий взгляд на жизнь Украины. А на другом — казахский (при ощутимом присутствии россиян) альманах «Сердце мое — Астана» (Егор Михалков-Кончаловский, Алексей Голубев и другие), новеллы которого объединены вокруг тошнотворно гламурного образа казахстанской столицы. Да и все фильмовые повествования выполнены в режиме полной бесконфликтности и того же гламур-мура... Это как две эпохи. По классической аналогии из итальянского кино: эстетика «белых телефонов» периода правления Бенито Муссолини против неореализма послевоенного кино, когда камера вышла на улицы, когда осмелилась заглянуть в глаза простым обездоленным людям. Современный украинский неореализм выглядит куда симпатичнее. И более перспективно!

Об этом свидетельствует и фильм Мирослава Слабошпицкого «Ядерные отходы» (он также входит в «Украина Гудбай»), который абсолютно заслуженно победил в конкурсе короткометражек. Минимализм средств выражения (в картине нет ни одного диалога) и максимализм в содержательной плоскости: ядерная зима уже наступила, и подморожена в первую очередь сфера чувств... Безжалостная констатация — как горькие лекарства. Неужели и дальше украинцы будут существовать в таком режиме жизни, продуцируя только «отходы»?

Заза Урушадзе (приз жюри за лучшую режиссуру) в фильме «Опекун» так же близок к традициям. Прежде всего, своего учителя Отара Иоселиани. Герой ленты Гоглико (Михаил Месхи) возвращается в Тбилиси, отбыв 16-летнее тюремное заключение. И попадает в мир, который говорит на языках, кажущихся Гоглико чуть ли не иностранными... Проблемы окружающего социума герой стремится преодолеть добротой. И даже ценой собственной жизни. На удивление светлый фильм, который щемяще напомнил ленты и героев недавнего прошлого.

Все ожидали увидеть новый фильм Алексея Балабанова «Я тоже хочу». Недавно состоялась его мировая премьера на фестивале в Венеции. В Анапе состоялся первый, кажется, показ в России. К сожалению, у меня лично впечатления несколько досадные. Слишком прямолинейно и просто. Четыре человека едут в зону, посреди которой — церковь. В ней даруется счастье тем, кто осмеливается приехать туда. А счастья хотят все (отсюда и название ленты). В том числе и кинорежиссер, роль которого сыграл сам Балабанов (на мой вопрос, так ли это было и в сценарии, он ответил утвердительно).

На пресс-конференции режиссера спросили, не смущает ли его схожесть со знаменитым фильмом Андрея Тарковского «Сталкер»? «Нет, совсем не смущает», — ответил Балабанов. Потому что он считает ту ленту примитивной и даже глуповатой («...ходят, гайки какие-то бросают...»). На еще один вопрос, почему желание счастья кинорежиссера в фильме не удовлетворяется, ответ был таким: «Потому что много фильмов плохих сделал». И после паузы: «Я говорил о себе».

Интерес вызвал и другой русский фильм — «Блиндаж» 39-летнего Александра Горновского, поставленный по наброскам повести известного белорусского писателя Василя Быкова. 1941 год, только что оккупированная немцами Беларусь, в блиндаже, как в сказочной перчатке, собираются несколько людей, абсолютно разных: политически, ментально, идеологически... Среди них есть даже немец-дезертир. Всех их объединяет женщина, белорусская крестьянка Серафима (блестящая работа Ирины Рахмановой)...

На этот раз менее интересно выглядели фильмы из прибалтийских стран, которые чуть ли не традиционно побеждали на «Киношоке» в последние годы. Даже «Замок спящих бабочек» опытного литовца Альгимантаса Пуйпы досадно разочаровал существенными драматургическими накладками, попыткой напугать зрителя всяческими мистическими штучками. Практически то же можно сказать и о работе латышского режиссера Инары Кольмане «Мона». И только «Одинокий остров» Пеэтера Симма (совместное производство Эстонии, Беларуси, Латвии) порадовал как элегантностью стиля, так и изобретательной многоходовой и многофигурной композицией.

19 сентября на фестивале состоялась дискуссия на тему «Национальное кино в глобальном мире. Фестиваль «Киношок» как мультикультурный проект». Модератором разговора был автор этих строк. Говорили писатели Андрей Битов и Владимир Войнович, кинорежиссеры Али Хамраев, Ходжакули Нарлиев, Аяз Салаев, Александр Ефремов, Ираклий Квирикадзе, Сергей Азимов, критики Ганс Шлегель (Берлин), Леонид Павлючик, Виктор Матизен, Екатерина Тарханова, вице-президент и генеральный директор фестиваля актриса Ирина Шевчук... Дискуссия продолжалась вокруг проблемы глобализации, ее негативных (по большей части шла речь об этом) и позитивных сторон. Выражалась обеспокоенность относительно последующей судьбы «Киношока». У фестиваля, который в настоящее время является единственным, собирающим вместе кинематографистов со всего постсоветского кинопространства, могут возникнуть проблемы с финансированием... Решили, в частности, обратиться к руководству России с просьбой продолжить поддержку «Киношока». Правда, в выступлении Михаила Ильенко прозвучал скептицизм относительно эффективности подобных обращений. «Нас спасут, — сказал он, — не правительства, а очереди в кинотеатрах на наши фильмы. Нас спасет любовь зрителей...»

Кстати, эту любовь в настоящее время особенно активно отвоевывают в Узбекистане (свыше 80 полнометражных фильмов ежегодно, большинство которых являются малобюджетными и окупаемыми, и даже прибыльными) и Киргизии, где так же пошли путем активного продуцирования небольших по бюджету, однако больших по кинопрокатным сборам фильмов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать