Перейти к основному содержанию

Расходы на войну оплатят... олигархи

Парламент проголосовал изменения в бюджет Украины и Налоговый кодекс
01 августа, 10:08
«В УКРАИНЕ ДЕФОЛТА НЕ БУДЕТ», — ЗАВЕРИЛ ПРЕМЬЕР-МИНИСТР УКРАИНЫ АРСЕНИЙ ЯЦЕНЮК, ПРИВЕТСТВУЯ ПАРЛАМЕНТ С ПРИНЯТИЕМ ИЗМЕНЕНИЙ В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС И БЮДЖЕТ / ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

«Реализация предложенных норм предоставит возможность увеличить в 2014 году ресурс сводного бюджета Украины на сумму около 10,3 миллиардов гривен», — говорится в объяснительной записке к законопроекту №4309а «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины» (о конкретных налоговых изменениях читайте ниже в материале). А вот законопроект о приватизации ГТС — провалили (не хватило 21 голоса) и отправили на повторное чтение.

В целом же заседание прошло под лозунгом — «Совершенно секретно». Сначала народные избранники собрались в закрытом режиме послушать отчет министра обороны Украины Валерия Гелетея, пообещав открыться, когда начнут голосовать за бюджет и отставку премьер-министра. Впрочем, старт заседания едва не сорвала фракция ВО «Свобода», которая стала требовать от спикера парламента Александра Турчинова «выдворить» из сессионного зала 30 народных избранников — «агентов Кремля». Например, регионала Николая Левченко, Владислава Лукьянова, Александра Ефремова. Впрочем, их просьбы проигнорировали.

Заслушав ситуацию с продвижением АТО, депутаты после 20-минутной паузы взялись за бюджет... в закрытом режиме. Как объяснили потом «Дню» народные депутаты, закрытость была необходима, чтобы не раздувать страсти в сессионном зале отдельных противников повышения ренты на добычу природных ископаемых.

Открылась Рада только, когда в сессионный зал пришел Президент Украины Петр Порошенко. «Досрочные парламентские выборы — это уже реальность. И это не потому, что этого хочет кто-то из народных депутатов, политиков или чиновников. Это потому, что 80% украинцев требуют этого», — резюмировал он с почетного места в Раде. Депутаты напряглись. Впрочем, даже после такого «благословения» гаранта они согласованно проголосовали за то, чтобы оставить в кресле премьера Арсения Яценюка. 16 голосов за отставку — именно столько в стенах ВРУ собралось противников экономического курса правительства. Реакция Яценюка не заставила себя ждать: «Мы проголосовали эти законопроекты... и в Украине не будет дефолта».

Что ж, с одной стороны, такое поведение премьера вполне логично — с плеч на несколько месяцев свалилась проблема финансирования АТО. Но, с другой стороны, если компромисс по проблемным вопросам по перераспределению бюджета рассматривался как вполне реальный сначала (в конечном варианте исчезла норма о принудительной отправке в неоплачиваемые отпуска бюджетников и сокращении соцльгот), то зачем было лишний раз выставлять украинскую власть не в лучшем свете? Нужно было с самого начала демонстрировать взрослое поведение.

Впрочем, главный результат вчерашнего заседания Рады касался все же не сохранения должности за Яценюком. Ведь изначально, утверждают собеседники «Дня» в «УДАРе», акция «сменены премьера преследовала цель получения гарантий первого места в новой политической силе Порошенко. Основной месседж заседания — олигархи заплатят за войну.

«Удалось дожать тех олигархов, которые не хотели платить большую ренту с добычи газа, нефти и металлической руды», — рассказывает «Дню» внефракционный народный депутат Сергей Мищенко.

Его коллега депутат Юрий Деревянко убеждает, что металлургический, газовый и другие подобные бизнесы декларируют минимальную рентабельность. «Хотя все мы понимаем, что это рентабельность, оседающая на оффшорах и в других местах. Поэтому увеличение налогообложения этих отраслей правильно», — суммирует он.

«Там огромный уровень рентабельности. «Ребята» не умрут от повышения ставок ренты. А предложенная в законопроекте формула о налогообложении по нулевой ставке газа в первый год добычи           — это хорошая мотивация для инвестирования украинских частных компаний в газодобычу. Это компромисс из всех возможных компромиссов», — рассказывает «Дню» внефракционный народный депутат Александр Домбровский. Он также добавляет, что хорошо, что у народных избранников хватило ума отказаться от изменения налогообложения АПК. «Этот сектор один из базовых драйверов развития экономики. Затормозить его развитие можно за 2—3 месяца, а на восстановление нужны годы», — говорит Домбровский.

ПЯТЬ ОСНОВНЫХ НАЛОГОВЫХ НОВАЦИЙ

Первая касается налогообложения прибыли предприятий. Отныне ограничат льготное налогообложение налогом на прибыль предприятий институтов общего инвестирования. Новый закон отменяет налогообложение по сниженной ставке (10%) прибыли, полученной от операций с ценными бумагами и деривативами. Также предлагается опять взимать налог с прибыли гостиничного бизнеса и предприятий области электроэнергетики, производящих электрическую энергию исключительно из возобновляемых источников энергии.

Вторая — налог на добавленную стоимость. В частности, авторы закона хотят увеличить с 1 ноября 2014 года «порог» обязательной регистрации субъекта хозяйственной деятельности плательщиком НДС на 700 тысяч гривен (с 300 тысяч гривен до одного миллиона) и отменить освобождение от налогообложения НДС операций по поставке лесоматериалов, топливной древесины, отходов лесоперерабатывающей промышленности. Вместе с тем, до 31 декабря этого года продолжается освобождение от налогообложения НДС операций по экспорту зерновых и технических культур.

Кроме того, закон предусматривает с 1 ноября введение системы электронного администрирования налога на добавленную стоимость. Это позволит «сократить возможности для злоупотреблений, создаст условия для исключения возможности получения незаконного бюджетного возмещения, увеличит поступления в бюджет». То есть, отныне плательщику НДС в день регистрации автоматически открывается счет в системе электронного администрирования налога. Также налоговые накладные будут составляться исключительно в электронном виде и регистрироваться в Едином реестре налоговых накладных (ЕРНН) независимо от размера налога на добавленную стоимость в одной налоговой накладной.

Третья — акцизное налогообложение. Нардепы предлагают увеличить на 5% размер специфических ставок акцизного налога и минимального акцизного налогового обязательства по уплате акцизного налога на табачные изделия. Также теперь напитки, которые сейчас классифицируются как продукты диетического питания и содержат этиловый спирт 8,5% и более, относятся к алкогольным напиткам. Для таких товаров устанавливается ставка акцизного налога на уровне водки — 70,53 гривен за литр 100% спирта. Вместе с тем, до 1 января 2015 года будет введено временное налогообложение альтернативных топлив на уровне 99 евро за 1000 килограмм.

Четвертая — плата за пользование недрами. Итак, до 1 января 2015 года будут увеличены ставки платы за пользование недрами для природного газа, реализующегося не для нужд населения: для газа из залежей до 5 км — с 28% до 55%, для газа из залежей свыше 5 км — с 15% до 28%. До этого срока также устанавливаются ставки в размере 45% для нефти и конденсата из залежей до 5 км и 21% — свыше 5 км. Также временно (до 1 января 2015 года) плата за пользование недрами для железной руды будет осуществляться в размере 8% от ее стоимости с учетом содержания химически чистого металла. А к ставкам платы для газа, добываемого из новых скважин, будет применен понижающий коэффициент 0,55 (в течение двух лет с даты внесения таких скважин в Государственный реестр нефтяных и газовых скважин).

Кроме того, для увеличения финансирования мероприятий по повышению обороноспособности до 1 января 2015 года вводится новый общегосударственный сбор — военный сбор (детальнее читайте в материале «Как профинансировать победу?» Виталия Княжанского, «День» № 139 (4262) от 31.07.2014р.)

КОММЕНТАРИИ

Ярослав ЖАЛИЛО, президент Центра антикризисных исследований:

— Что касается введения платы за недра, которая предусматривается новым законом, то я думаю, что это один из логических шагов. О необходимости повышения налогообложения недропользования речь шла уже очень давно. Это — довольно мощный источник получения сверхдоходов крупным бизнесом. Поэтому, в принципе, уже давно стоило бы его ввести. И сложилось так, что государство, которое теперь находится в военной ситуации и нуждается в дополнительных средствах, простимулировало такие изменения.

Понятно, что бизнес вряд ли с большим восторгом воспримет обновленное налогообложение. И мы уже сегодня видим попытки выступлений против этого. Но следует понимать, что этот сегмент экономики ранее выходил из-под фискального звена, что неправильно. Потому это — нормальный процесс упорядочения экономической деятельности в Украине.

Да, это действительно повлияет на принятие инвестиционных решений. Но у нас и так сегодня ситуация довольно нестандартная. Есть много факторов, которые наносят вред бизнес-климату. И новый закон может быть одним из них. Однако военные действия, которые идут на Востоке, — это сегодня один из самых сильных и наименее предсказуемых факторов.

Альберт СЫЧ , партнер, руководитель юридической практики компании EY (ранее Ernst&Young) в Украине:

— Прежде всего, следует дождаться окончательного текста закона, принятого Верховной Радой, поскольку в течение последнего времени законопроект существенно изменялся. Исходя же из тех проектов, которые циркулировали, можно сложить определенное предварительное впечатление.

Кажется, что правительство пока пошло более легким путем. Речь не идет о комплексной налоговой реформе, рассчитанной на долгосрочную перспективу (которая тоже, возможно, разрабатывается). Пока власть преимущественно решает неотложную краткосрочную проблему — наполнение бюджета. Ведь проще поднять налоги, урезать льготы...

Предложенные изменения можно условно поделить на несколько блоков: отмена некоторых существующих льгот, повышение ставок ряда налогов, введение электронной системы администрирования налога на добавленную стоимость (НДС) и, прежде всего, НДС-счетов, а также введение военного сбора.

Что касается урезания льготы, мне кажется, что изменения касаются как и льгот, о которых можно сказать, что ими ранее злоупотребляли, так и тех, которые ранее активно бизнесом использовались «по непосредственному назначению». Поэтому такие изменения, с одной стороны, будут позитивом, а с другой — нет. Как подобные меры проявят себя в долгосрочной перспективе — говорить пока трудно.

Не удивительно, что Кабмин хочет повысить ставки тех налогов, которые государство часто рассматривает в качестве источника быстрых поступлений. Это касается как акциза, так и платы за пользование недрами. С одной стороны, можно понять правительство и государство. Но если говорить, например, с точки зрения нефтегазовой отрасли, то здесь возникают опасения, что подобный подход и повышения могут как сводить на нет усилия уже существующих игроков на рынке, так и уменьшать заинтересованность тех, кто потенциально мог бы зайти на рынок. В частности, это касается и иностранных инвесторов, которые могли бы развивать новые проекты в этой сфере.

Ведь если какой-то проект уже существует, приносит прибыль, то, возможно, он сможет выдержать нагрузку в виде повышения ставок. Но если говорить о новых проектах и применении как ныне существующих высоких ставок, а тем более повышенных ставок, даже учитывая предложенные правительством льготы, то все равно уровень нагрузки может быть неприемлемым. Особенно если речь идет о разведке и добыче нетрадиционных углеводородов, в сложных условиях и тому подобное.

В новом законе предусмотрено введение электронной системы администрирования НДС и введение НДС-счетов. Цель такого нововведения — вполне понятна. Это попытка борьбы с «налоговыми ямами», злоупотреблениями в сфере администрирования НДС. В теории такой подход потенциально может быть полезным с точки зрения введения специальных законодательных механизмов и средств. Но вопрос в том, как это заработает на практике. Ранее уже были определенные попытки ввести что-то подобное, но они были непоследовательными и не привели к желаемому результату.

Законодательное нововведение преследует правильную цель, потому что нужно делать что-то с «черным рынком НДС». Это является одним из возможных инструментов. В то же время тот факт, что изменения разрабатываются и вводятся наскоро, без достаточного времени на подготовку и адаптацию, прибавляет определенного негатива. Хотя, в итоге, если все правильно прописано и, главное, будет правильно имплементировано, можно надеяться и на позитивный результат.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать