Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Украинское село в американском Стэмфорде

Или История о том, как самое большое и самое дорогое замковое поместье штата Коннектикут оказалось в руках украинцев, и что они из него сделали
07 августа, 14:55
ТЕПЕРЬ В ЭТОМ ЗАМКЕ — УКРАИНСКИЙ МУЗЕЙ

Заметной составляющей частью информационной войны, которую в последнее время усилило российское руководство против нашего государства, является формирование негативного имиджа украинцев и Украины в мире. Главной смысловой доминантой ряда публикаций украинофобского направления стал тезис о том, что украинцы, мол, способны только танцевать гопак, пить водку и ссориться с соседями. А вот строить государство, отстаивать свою идентичность, объединяться ради общего дела, в итоге быть надежными партнерами они не могут.

Этот далекий от истины тезис убедительно опровергает автор «Дня», журналист и профессор Николай ТИМОШИК, который только что вернулся из научной стажировки в США, где изучал архивы украинской диаспоры в контексте утверждения в свободном мире украинского печатного слова. Он предложил редакции серию своих статей о малоизвестном на материковой Украине, но поражающем для мирового сообщества добротворческом украинском следе на американском континенте.


В старых туристических справочниках эта историческая часть спутника Нью-Йорка — почти полумиллионного Стэмфорда, разместившегося в какой-то сотне миль к северу от финансовой столицы мира, называлась по-разному — так, как именовали ее разные владельцы: Весенний Холм, Поместье в Вязовом Лесу, Шато, Замок Квинтарда. Однако, уверен, в новейших изданиях к этим названиям добавится еще одно  — Украинское Село. Ведь владельцами этого значительного по территории поместья с 30-х годов прошлого века стали украинцы.

Украинский след здесь «прочитывается» сразу. Издали на холме, где возвышается увенчанный крестом невероятной красоты замок, внимание прохожего привлекают ярко разрисованные, в рост человека, три писанки. Узоры на них олицетворяют три этнографические части Украины — западную, центральную, восточную. На двух полукруглых улицах, обрамляющих холм, — двуязычные билборды с надписями: «Украинский Музей и библиотека», «Украинский архив», «Украинская семинария Св. Василия», «Украинская кредитовка СУММА», «Епархия Украинской Католической церкви», «Епархиальный храм...». В праздничные дни замок подсвечивается желто-синими цветами, а своеобразный оберег поместья — мраморная скульптура Матери Божьей с младенцем на руках — украшается цветущим венком.

Здесь общаются преимущественно на украинском. Ведь близлежащие двух-трехэтажные дома красивой архитектуры — тоже в собственности украинцев. В них живут сотрудники архива, библиотеки, преподаватели семинарии,  священники, сотрудники редакции газеты «Сивач-Sover».

Если в выходные на просторной площади перед замком вы встретите немало празднично одетых людей разного возраста, большинство из которых — в вышиванках (а такое бывает здесь часто), это значит, что самое старое культурно-просветительское учреждение украинцев во всем западном мире — Украинский Музей и Библиотека — проводят здесь очередное мероприятие. Это — традиция, которая берет начало от 1933 года.

С чего же все начиналось?

ДАЛЬНОВИДНЫЕ УКРАИНЦЫ

В кризисные 30-е годы самыми зажиточными и дальновидными здесь оказались украинцы. Самые давние сведения о свободных землях под боком американского мегаполиса, на которых сегодня расположено это своеобразное украинское село, относятся к1640 году. Тогда капитан Натаниэль Тернер купил у индейцев за символическую сумму несколько акров непаханой веками земли и леса, что стали впоследствии околицей будущего поселения Стэмфорд.

В 1867 году на холме, откуда открывался замечательный пейзаж на заводь Атлантики, президент одного из крупнейших в Америке банков Эдвард Квинтард начал строить необычное для здешних обитателей сооружение в стиле роскошного английского замка эпохи Тюдоров. Больше чем через десять лет здесь появляется новый владелец — еще один известный банкир из нью-йоркского Бродвея Френсис Палмер. Он расширяет и перестраивает замок — уже в стиле неофранцузского ренессанса и... опять выставляет на продажу.

Таким образом, по воле разных обстоятельств необычный по архитектуре замок и плодородные земли вокруг стали на многие годы предметом незаурядного соревнования между теми, кто ими владел, и теми, кто хотел их приобрести за более высокую цену. Жили здесь самые богатые и самые известные семьи Америки — банкиров, инженеров, архитекторов.

Так продолжалось до начала 30-х годов, когда обновленное после ремонта поместье, где тогда размещалась элитная школа для девушек, было в очередной раз перепродано за невероятно высокую на то время сумму — 125 тысяч долларов.

А затем произошел едва ли не самый тяжелый в истории Америки экономический кризис. Из-за повсеместного свертывания бизнеса, вынужденно установленных государством сверхвысоких налогов на землю и собственность дорогие жилища недавних супербогатеев невозможно было содержать — они один за другим шли с молотка.

Даже уменьшенная в два с половиной раза стоимость всего подворья с замком и более чем двадцатью вспомогательными сооружениями — 50 тысяч долларов — долгое время не могла заинтересовать потенциальных покупателей. Только почти через год после выставления на продажу в местной прессе появилось короткое сообщение: знаменитый замок Квинтарда купил в апреле 1933 года украинец Константин Богачевский — с целью основания средней школы и семинарии для юношей и украинского центра культуры.

МИССИЯ КОНСТАНТИНА БОГАЧЕВСКОГО

На страницах первой украинской газеты в США «Америка» той поры находим информацию о том, как недавно прибывший из Львова митрополит Филадельфийский УГПЦ Константин Богачевский повсюду организует сбор средств на покупку у богатых американцев дорогого поместья, как последовательно и ревностно убеждает украинцев в необходимости, важности, своевременности и перспективности этого намерения. Ведь, по американским законам, помещение и земли, приобретенные церковью, закреплялись за ней пожизненно и освобождались от обременительного налогообложения.

ОБЕРЕГ УКРАИНЦЕВ СТЭМФОРДА — СКУЛЬПТУРА МАТЕРИ БОЖЬЕЙ

Замысел таким образом приобрести и закрепить постоянную оседлость и положить начало широкой программе для воспитания украинцев первой и следующих волн эмиграции в национальном духе, в вышколе своих духовных проводников вызрел в непростое время. На поприщах советской Украины большевики приступили к обескровливанию всего украинского: после расправы над крестьянством, интеллигенцией, уничтожалась Украинская церковь, набирал обороты инспирированный кремлевским руководством геноцид непокоренного народа. Таким образом, украинские эмигранты в Америке и свободном мире должны были становиться защитниками и охранниками не только такой церкви, но и национального духа, родного языка, традиций и обрядов предков. Это требовало больших средств, которые ни государство нового поселения, ни чужестранные бизнесмены не могли дать.

Мудрость и харизма митрополита, происходившего из древнего украинского галицкого рода, в котором, по преданию, 400 лет были священники, сделали свое дело. Украинцы изо всей Америки собрали нужную сумму тяжело заработанных средств на общенациональное дело: поместье, в котором должна была разместиться первая украинская школа в Америке, навсегда переходило в их собственность.

Торжественное открытие школы состоялось 4 сентября 1933 года. О том, какой энтузиазм вызывало это событие у наших земляков, читаем в одном из свидетельств очевидцев, что хранится в архиве: «Несмотря на то, что почти целый день шел дождь, иногда переходящий в ливень, на торжество прибыли почти четыре тысячи верующих. Народ заполнил все залы этого дома и площадь. Приезжали на поездах, автобусах, автомобилях. Пел хор, состоящий из 300 певцов, которые к этому празднику готовились четыре месяца... После  службы Божьей состоялся банкет и концерт. На празднике был посадник (мейор) города, директор полиции и капитан, римско-католическое священничество и наши братья закарпатцы».

Очень трогательным было выступление одного из самых старых эмигрантов Дмитрия Капитулы, который приехал в Америку в 1888 году. Призвав земляков и в дальнейшем не жалеть денег для перестройки этого общего украинского двора, он отметил, что в этом купленном за кровные доллары простых украинцев дворце должен навсегда поселиться не очередной богач, а дух Украины, и оберегать и подпитывать его является святой обязанностью каждого украинца.

Открытие первой украинской школы в Стэмфорде положило начало новой истории украинцев Америки. Многие наши земляки почувствовали, как важно иметь в своих рядах авторитетных, патриотически настроенных и честных проводников, кому можно верить и кто никогда не предаст. Говорят, что митрополит Богачевский был очень скромным в быту, никогда не имел личного банковского счета. Все, что зарабатывал, что ему дарили, — отдавал на общее дело. А самым главным делом было его намерение создать в Стэмфорде Украинский епархиальный колледж, который стал бы прообразом будущего университета наподобие американских католических колледжей и университетов.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ШЕДЕВРЫ — НА СТЕНАХ СТУДЕНЧЕСКОГО ОБЩЕЖИТИЯ

Управа школьничества штата Коннектикут, рассмотрев поданные украинцами документы, предоставила Украинской средней школе им. Св. Василия статус школы второй степени (хай-скул) с правом учить по двум классификациям:  обычных учеников и кандидатов в священники.

Школьные классы сначала разместили на верхних этажах замка. Количество учеников школы непрестанно росло. Если в первый учебный год их было 22, то через пять лет — свыше 100. Первые выпускники-украинцы становились впоследствии студентами престижных университетов США, а также на стипендии общества ехали учиться в Европу — в Римский и Инсбрукский университеты. Это повышало авторитет нового учебного заведения.

Кстати, среди выпускников этого заведения — будущий многолетний глава УГКЦ Украины Блаженнейший Любомир Гузар.

Уважение к украинцам в штате с открытием школы заметно возросло. Начала греметь школьная команда по американскому футболу, занимая верхние ступеньки местных и региональных турниров. Красноречивая деталь: несколько лет тренером украинской футбольной команды был родственник президентского клана Кеннеди — Уолтер Кеннеди, который позже стал мэром Стэмфорда. И на этом посту он все время поддерживал  украинский культурно-просветительский центр.

Из обычной украинская школа при замке становится вскоре коллегией с правом готовить бакалавров по гуманитарным дисциплинам.

С годами помещение замка стало тесным для возросших потребностей школьников и студентов. Среди украинцев Америки опять организуется сбор средств на сооружение еще двух знаковых сооружений в украинском селе — трехэтажных общежития и коллегии-семинарии. Особенность проектирования этих сооружений заключалась в том, что их архитектурный облик полностью должен был вписываться в замковый ансамбль. 

Украинцы не жалели пожертвований на отделку новостроек. Настоящим архитектурным и художественным шедевром стала, например, часовня в студенческом общежитии. Выполнить стенописи и иконы в этом помещении украинцы пригласили известного в мире художника Яна де Розена, витражи и художественные полотна которого украшают сегодня культовые сооружения Кракова, Львова, Вены, других городов Западной Европы. Сейчас известные искусствоведы мира специально приезжают в Стэмфод, чтобы изучать увековеченные на стенах студенческого общежития уникальные композиции Розена. А в нововыстроенном здании коллегии спроектировали настоящий студенческий храм, роскошно оформленный в византийском стиле с легко угадываемыми украинскими сюжетами на расписанных стенах.

Есть еще два инициированных украинцами Стэмфорда дела, к которым уважительно отнеслось правительство США. По окончании Второй мировой войны, когда по политическим мотивам в европейских лагерях Ди-Пи оказались десятки тысяч украинцев, по инициативе митрополита Богачевского здесь появляется специальный Комитет для помощи скитальцам. Он добивается квоты на переселение в эту страну на постоянное место жительства 40 тысяч бездомных украинцев. Сбор средств на обустройство новой волны земляков-эмигрантов осуществлялся под патронатом митрополита.

Громкая акция была проведена в конце 80-х годов прошлого века, когда благодаря горбачевской перестройке Украинская греко-католическая церковь вышла в Украине из подполья и для возрожденных храмов необходимо было срочно подготовить священников. Десятки украинских юношей были отправлены на средства общества американских украинцев в Стэмфорд, где они прошли в стенах коллегии многомесячную священническую выучку и вернулись домой для душпастырской работы.

ПЕРВАЯ В АМЕРИКЕ ПУБЛИЧНАЯ УКРАИНСКАЯ БИБЛИОТЕКА

«Это наше наследство! Помогите нам его сохранить!» Эти слова основатель украинского села в Стэмфорде Константин Богачевский повторял каждый раз, когда речь шла о поддержке еще трех его больших проектов, которые были первыми на американском континенте: Публичная Украинская Библиотека, Украинский Архив и Музей украинского наследия.

К сожалению, большой патриот Украины и авторитетный в мире проводник мощного в США украинского греко-католического сообщества не успел сполна реализовать задуманное — отошел в вечность в 1963 году. Однако дело утверждения мощного центра культуры, образования и науки украинцев продолжил с тех пор достойный его последователь владыка Василий Лостен. Несколько десятилетий непрестанного труда пошло на то, чтобы не только не потерять приобретенное, но и преумножить его.

Сегодня библиотека с архивом имеет статус справочного центра, расположенного в отдельном просторном двухэтажном помещении — одном из лучших в замковом комплексе. Здесь — уникальная коллекция выпущенных в разных странах мира печатных изданий по разным участкам украиноведения. Количественно их превышает 70 тысяч единиц книг, а также тысячи единиц грампластинок, фотографий, мощные нумизматическая и филателистическая коллекции, уникальное собрание украинских открыток.

Без преувеличения можно утверждать, что это — лучшая из подобных коллекций, которые создало мировое украинство. Для этого есть несколько веских оснований.

Во-первых, полнота охвата печатного достояния мирового украинства в ретроспективе. Здесь можно найти редкие следы издательской деятельности наших земляков еще с конца ХІХ — начала ХХ века не только на американском континенте, но и в Европе, Австралии. Таких одиночных, поэтому поистине ценных, изданий автору этих строк до сих пор не удавалось брать в руки в странах Западной Европы, не говоря уже о библиотеках в Украине. Речь идет, скажем, о первых диаспорных календарях-альманахах или об издательской продукции, которую создавали в военные и послевоенные годы украинцы, скажем, в Вене, Регенсбурге, Мюнхене, Аугсбурге. Не говорю уже об издательствах Н. Денисюка, Е. Онацкого, Ю. Середяка в далеком Буэнос-Айресе, о которых даже специалисты в Украине мало знают.   

Во-вторых, прекрасные условия хранения и понятная систематизация единиц хранения. Есть возможность сравнить это, скажем, с европейскими коллекциями украинской эмиграции. Так, архив-библиотека Европейского НТШ в Сарселе возле Парижа, к сожалению, исчезает на глазах. Во времена режима Януковича речь шла о передаче этой коллекции в Украину, однако до сих пор киевская власть этим не заинтересовалась. Коллекция в УКУ в Риме сохраняется хорошо, однако, поскольку она не систематизирована, не «запущена» в каталоги, работать с ней сложно. С переездом УСУ в Мюнхене в другое помещение и переподчинением этого славного центра украинской науки региональной власти Германии условия работы для исследователя там тоже ухудшились.

В-третьих, свободный доступ ко всем книжным полкам, возможность бесплатно сканировать или фотографировать неограниченное количество страниц. Об этом приходится говорить с болью, потому что в Украине архивы и библиотеки на этом вынуждены зарабатывать, чтобы выжить. За каждую сфотографированную книжную страницу, скажем, в зале зарубежной украиники Центральной научной библиотеки им. В. Вернадского в Киеве исследователи вынуждены платить по меньшей мере по пять гривен. Много ли найдется таких, чтобы на это положить всю свою мизерную  зарплату? Это одна из причин, почему исследования, в которых есть архивный компонент, в Украине в последнее время заметно уменьшились.

И, наконец, в-четвертых. Стэмфордская коллекция постоянно системно пополняется свежими поступлениями, в том числе из Украины. Наверное, это приятное исключение, потому что обычно такие фонды обновляются за счет подарков от авторов или издателей. Таким образом, здесь стабильно выделяются для приобретения книг немалые средства.

***

Еще одним неожиданным открытием в украинском селе под Стэмфордом стала для меня коллекция Украинского музея, многочисленные экспонаты которой после перевода коллегии в отдельное помещение заняли сейчас все залы замкового дворца. Об удивительных историях создания и существования этих экспонатов, о судьбах их творцов — наш следующий рассказ. 

Фото автора

Киев — Нью-Йорк — Стэмфорд — Киев

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать