Зачем реанимируют игорный бизнес?
Эксперты: Предложение Минфина по возобновлению азартных игр несвоевременно и принесет бюджету доходов менее 1% ВВП
Правительство предлагает реанимировать запрещенный игорный бизнес. С такой инициативой выступил министр финансов Александр Шлапак. Напомним: с 2009 года любая игорная деятельность была запрещена, кроме государственных лотерей.
«Мы предлагаем принять три закона о деятельности лотерей, казино, букмекерских контор», — рассказал он. Предложенные законодательные изменения передадут в парламент в сентябре. По словам Шлапака, разработанные Минфином законопроекты позволят увеличить доходы от игорного бизнеса в 2014 году на 400 миллионов гривен, а в 2015 году — на 1 миллиард гривен.
Прежде всего, в Минфине предлагают легализовать казино и установить ограничение их деятельности. Об этом сказано в законопроекте «О деятельности казино в Украине». Так, по словам Шлапака, казино будут размещены только в пятизвездочных гостиницах, в которых не менее 100 номеров. В самом зале не должно быть менее 12 столов. Только там, по предложениям Минфина, будет разрешено организовывать азартные игры: рулетку, карты, тотализаторы. Кроме того, все игровое оборудование предлагается лицензировать, что, по словам министра финансов Александра Шлапака, позволит контролировать объемы выигрышей и, соответственно, увеличит отчисление налогов в бюджет. Стоимость лицензии на организацию и проведение азартных игр в казино составит 40 млн гривен. Доступ к казино будут иметь только граждане с 21 года. Также, добавляет Шлапак, предлагается урегулировать деятельность букмекерских контор. Соответствующим законопроектом предусмотрено установить ограничение в 50 миллионов.
Еще одним законопроектом, по словам министра финансов, предлагается проведение только государственных лотерей в Украине и полный запрет частных. Приобретать лотереи в случае принятия предложенных изменений смогут только граждане от 18 лет. Собранные средства Минфин обещает направлять на социальные потребности и развитие спорта.
КОММЕНТАРИИ
Александра КУЖЕЛЬ, председатель парламентского Комитета по вопросам предпринимательства, регуляторной и антимонопольной политики:
— Принятие этого документа сейчас несвоевременно. Если есть желание навести порядок в игровом бизнесе, то здесь нужен не закон, а желание это сделать. У нас уже была охота на подпольные казино, и она закончилась тем, что посадили в тюрьму тех ребят, которые помогали выявить эти подпольные заведения... В связи с военной ситуацией, выборами в парламент сейчас этот закон только будет вредить, а не помогать. Нельзя его сейчас принимать. Я понимаю, сколько может стоить его лоббирование, но он не своевременен. Есть лоббисты, которые пытаются протянуть его через Раду, так как думают, что никто не разберется. Но парламенту сейчас не до того... Игровой бизнес закрыли, но он продолжает действовать нелегально. Есть большое количество подпольных залов по всей Украине, которые работают, не платя никаких налогов. Чтобы снять это напряжение с незаконностью, нужно заставить милицию «не крышевать» эти доходы. А как? Авторы предлагают с помощью больших регуляторных нормативов, но это ничего не изменит. Нужна люстрация и приход новых силовых структур.
Сергей ТРЕТЬЯКОВ, бывший президент «Украинской ассоциации деятелей игрового бизнеса»:
— Я поддерживаю возвращение закона об игровом бизнесе. Но нужно знать, какая цель этого. Если — заработать деньги, то самое главное, чтобы был полный жесткий государственный контроль над этим бизнесом. В Европе есть четыре модели развития этого бизнеса. Один из наиболее подходящих — создание единого государственного оператора, он предоставляет право частным компаниям осуществлять такой вид бизнеса, тогда он же выдает разрешения, контролирует соблюдение буквы закона, забирает или приостанавливает лицензии. Что касается размещения казино при гостиницах и курортах при стоимости лицензии в 40 миллионов гривен — это непривлекательно. Не каждая гостиница сможет открыть игровой бизнес, поскольку для этого нужны большие залы, где будут размещаться казино. А казино — в первую очередь это игровые столы, которые приносят только 20% всей прибыли такому залу. Остальное дают игровые автоматы. Поэтому им нужно позволять и то и другое. Если и возобновлять, то нельзя допускать российского оператора сюда, потому что в предыдущие годы они полностью все деньги вывозили в Россию и ничего не вкладывали. То есть это фактически обкрадывание населения. Что касается лотерей — тоже нужно определиться: в Европе лотереи только государственные, а у нас наоборот — полная профанация. Сейчас действует два-три лотерейных оператора. То же самое касается тотализаторов и букмекерства. И самое главное — дать законодательное определение понятию «азартная игра», потому что этим пользуются мошенники. Запретить интернет-казино — попытка хорошая, но нереальная. Ведь серверы обычно ставят за рубежом, и никаких доходов и прибылей государство не увидит.
Еще одно: если контроль за игровым бизнесом останется за МВД и Минфином, то дела будут точно так же плохи, как и до запрета. Ведь, к сожалению, игровой бизнес закоррумпирован. Поэтому нужно создавать отдельную государственную компанию, как в ЕС, и сразу выставлять условия, что определенный процент прибыли азартных заведений идет на общественно важные отрасли. В Австрии 20% — на поддержку национального драматического театра, 10% — на спорт и 10% — на инвалидов, то есть в целом 40% направляется на культурные проекты. Экономический эффект от игорного бизнеса в 2009 году составлял 1—2 миллиарда гривен чистой прибыли. Чтобы деньги действительно шли в бюджет и при этом сами операторы придерживались правил, обязательно нужно установить существенные штрафы за нарушения. Например, в ЕС действует двойная ставка от утраченной бюджетом выгоды, то есть если игровое предприятие не заплатило государству 10% прибыли, то штраф составляет 20%. Если же в зале задерживают несовершеннолетнего, то такое казино в Евросоюзе закрывают на 1 год, то есть бизнес фактически ликвидируется.
Андрей НОВАК, председатель Комитета экономистов Украины:
— Это 100% продукт лоббизма, который вызывает двоякое отношение. С моральной точки зрения, этот вопрос несвоевременен, но, учитывая проблемы с наполнением бюджета — он нужен. Хотя и объем доходов от азартных игр в бюджет будет незначителен — менее 1% ВВП. Когда в 2009 году закрывали игорный бизнес из-за пожара в одном из заведений, то действовали популистски, исходя из политической целесообразности. Тогда это решение было абсолютно неправильным. Но в целом игровая деятельность имеет право на жизнь в очень жестких рамках. Предложенные Минфином подходы означают, что на этом рынке смогут работать только крупнейшие игроки. Именно они получат эксклюзивные лицензии на деятельность. И это правильно, потому что легкодоступность зарабатывания денег в игровом бизнесе довела до того, что подростки транжирили деньги своих родителей, и в обществе было все больше и больше человеческих трагедий. Игровая деятельность должна жестко контролироваться государством, но реанимировать ее нужно только после завершения войны и восстановления экономики.
Выпуск газеты №:
№152, (2014)Section
Экономика