Перейти к основному содержанию

Пукач готов говорить...

Алексей ПОДОЛЬСКИЙ: «Судьи Апелляционного суда приняли отвод, потому что не хотят быть соучастниками преступления»
20 августа, 18:43

Общество давно все знает. Но к четырнадцатой годовщине убийства журналиста Георгия Гонгадзе страна снова подходит без юридической точки касательно заказчиков преступления. «Апелляционная сага» относительно «дела Пукача», которая продолжалась с начала этого года, сегодня закончилась. Коллегия судей Апелляционного суда Киева во главе с Татьяной Фрич под разными предлогами пять раз переносила заседание, а в среду она решили поставить точку относительно своего участия в процессе. Судейская коллегия не выдержала и взяла самоотвод, так и не начав рассмотрение апелляционных жалоб на приговор Пукачу по сути. Напомним, Печерский райсуд Киева приговорил экс-генерала МВД к пожизненному заключению. Теперь должна начаться новая «апелляционная сага», но уже с другим составом судей. Что произошло в среду?

По инерции шестое заседание Апелляционного суда не предусматривало ничего нового. Но с самого начала нас ждали сюрпризы. А точнее скандал. Журналисты, которых на этот раз на удивление было достаточно много, уже привыкли, несмотря на резонансность дела, к закрытому процессу, что является недопустимым. Но в зал суда не захотели пускать представителей пострадавшего по делу Алексея Подольского. Почему?

«Потерпевшая сторона практически представлена одним лицом, — объясняет «Дню» сам Подольский. — Не знаю, известно ли об этом Мирославе Гонгадзе, но ее адвокату Валентине Теличенко известно точно, потому что она в последнее время открыто заняла позицию адвоката Кучмы. Поэтому я как пострадавший был вынужден увеличить количество своих представителей. Кроме своего предыдущего представителя — Александра Ельяшкевича, я пригласил профессионального адвоката и одного представителя — известного общественного деятеля Анну Гопко. Она согласилась принимать участие в этом процессе, поскольку он имеет большое значение для украинского общества. Однако ни моего нового адвоката, ни второго представителя к процессу не допустили. Аргументация — нужно отдельно рассматривать их присутствие».

После небольшой давки у входа представители Подольского таки прошли в зал заседаний, но ненадолго.

«Судьи сказали, что поскольку они не давали разрешения на наше присутствие, поэтому просят нас покинуть зал заседаний, иначе заседание не будет продолжено, — рассказывает уже Анна Гопко. — Как представитель Реанимационного пакета реформ, хочу отметить, что на примере этого дела мы как раз видим, что реформа судебной ветви власти является одной из самых сложных. Судебная система, которая всегда была заложником политики и использовалась как инструмент репрессий, и до сих пор остается наиболее коррумпированной и зависимой. И это после всех событий на Майдане и того, что мы сейчас переживаем на востоке страны. Система Кучмы, которая породила режим Януковича, лишь немного модифицировалась, используя риторику Майдана. Своеволие в судах продолжается. Но это не значит, что точка в поиске заказчиков убийства Гонгадзе не будет поставлена».

Дальше, заседание, как уже было подчёркнуто, продолжилось в закрытом режиме. Поэтому — слово участникам процесса.

«Заседание началось с того, что я заявил — не могу молчать о преступлении, о котором уже год как знают в суде, но не реагируют, — комментирует Подольский. — Дело в том, что ещё на первом открытом заседании, где присутствовали, в том числе, СМИ, Пукач публично заявил, что во время процесса в Печерском суде с разрешения председательствующего по делу судьи Андрея Мельника, к нему в СИЗО запускали — и генералов, и прокуроров, и, в том числе, Валентину Теличенко, которые шантажировали Пукача, предлагали определённое «правовое соглашение». В обмен на смягчение приговора они требовали от него, чтобы он не вспоминал в процессе Кучму и Литвина. На Пукача оказывалось безумное давление — «и кнутом, и пряником». А вот буквально на последнем заседании он сказал мне, что «вы в своём заявлении объявили лишь сотую долю того, что со мной делали». Пукач готов об этом свидетельствовать в открытом процессе. Поэтому, в конечном итоге, и проходит закрытое заседание — не потому, что там есть какие-то секреты, а потому что Пукач готов говорить».

Дальше потерпевшая сторона сделала для СМИ сенсационное заявление. «По нашей информации, — продолжает Подольский, — готовится убийство Пукача. Как только будет решён вопрос по суду, с ним, как и с Кравченко, может что-то случиться. Ведь Пукач — важный свидетель, который ведёт к заказчикам преступления».

Какой была реакция суда? «Суд, выслушав мое заявление, не захотел его рассматривать, отложив на потом, — говорит Подольский. — А дальше они скорее уже хотели перейти к рассмотрению апелляционных жалоб. Но так не может быть, потому что сначала должно рассматриваться заявление о преступлении, которое касается в том числе апелляционных жалоб. В связи с этим я сделал еще одно заявление: «Не могу доверять таким судьям, поэтому заявляю вам отвод». Другие стороны процесса не поддержали мое заявление и выступили против. Но судьи, после консультаций в совещательной комнате, все-таки решили снять с себя ответственность за нынешние и последующие нарушения законов и удовлетворили мое заявление. На решение судей, конечно, повлияли аргументы и моего представителя Александра Ельяшкевича».

«Я указал на многочисленные нарушения законодательства судьями, — рассказывает «Дню» народный депутат двух созывов Александр Ельяшкевич. — Во-первых, меня как представителя пострадавшего вообще не приглашают на заседание суда. Так же себя вел судья Мельник в Печерском суде, чтобы я не мог оказывать правовую помощь Подольскому. Во-вторых, в этом суде никто не принимал решения о закрытом заседании. Судьи элементарно солгали. Доказательство — у нас есть запись первого заседания, где не было решения о закрытом заседании. В-третьих, я заявил о том, что есть серьезные основания и информация, что готовится убийство Пукача. Его готовят те же люди, которые заказали убийство журналиста Гонгадзе, похищение и избиение Подольского и покушение на мою жизнь. Я предупредил судей, что они не должны быть соучастниками этого преступления. Также мной было отмечено — я только что приехал из США, где за этим делом пристально следят. У Подольского уже есть американские адвокаты, поэтому если это дело в Украине сфальсифицируют, оно будет иметь продолжение за границей. А следовательно, все зафиксированные нарушения, в том числе и со стороны судей, будут расследоваться».

Решение судей об отводе стало для участников процесса неожиданным. «Подольский ранее уже несколько раз подавал ходатайство об отводе судей, но они не удовлетворялись, — прокомментировала ситуацию СМИ адвокат Валентина Теличенко. — Сегодня он снова подал такое ходатайство, и коллегия судей вдруг, к моему удивлению, его удовлетворила. Судьи мотивировали это тем, что относительно их решения по делу общество может выразить недоверие. Теперь в течение семи дней нужно будет сформировать новую коллегию судей, которая должна будет не позже чем через три месяца начать рассмотрение апелляций заново». При этом, по словам Теличенко, судьям этой коллегии необходимо иметь соответствующие допуски к гостайне, таким образом рассмотрение дела затянется на неопределенное время.

«Меня удивляет такая позиция, — отвечает Ельяшкевич. — Во-первых, никаких тайн в этом процессе нет, достаточно лишь вспомнить «пленки Мельниченко». Во-вторых, только новый состав судей будет решать — закрытым или открытым будет процесс. Зачем предварительно говорить о том, что есть какие-то тайны, а следовательно, что суд должен быть закрытым?».

И в завершение. При выходе из Апелляционного суда нас ожидал еще один сюрприз — к зданию спешил адвокат Виктор Петруненко. «Мы видим, что в суд вызывали адвоката Кучмы, чтобы срочно «решать» дела, — говорит Подольский. — Он даже делал вид, что ничего не знает, обеспокоено спрашивал меня — а что же случилось?». 

Александр Ельяшкевич добавляет: «То, что сегодня произошло, серьезно ослабило позиции Путина на переговорах в Минске. Потому что его представитель Кучма через суд в Украине снова оказался в подвешенном состоянии. Он уже не сможет так эффективно отрабатывать позицию России на Западе и в самой Украине, спасая себя и сдавая украинские интересы».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать