Перейти к основному содержанию

Те, кто работает за кадром

Кремль прокладывает себе дорогу в Украину новостийными фейками и... фильмами
28 августа, 19:22
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

Не российские танки первыми пошли на нас, не установки «Град», не Стрелки и Бесы, а Киселевы, прапорщики Шматко, Братаны и Агенты национальной безопасности.

Современный россиянин ментально почти ничем не отличается от своего предка, который жил сотни лет назад. Об этом еще в ХІХ веке говорил Н. Костомаров в своем труде «Две русские народности». Представитель русского народа с недоверием относится к чужестранцам, откровенно враждебно — к другим вероисповеданиям, пассивен относительно выражения собственной позиции и покорен власти, которая уже не через княжеских посыльных, а через телевидение и кино готовит ему все новые доказательства того, что его народ, — избранный, что быть россиянином — почетно и придерживаться созданного образа «Настоящего русского» нужно в мельчайших деталях.

Именно они, детали, формируют то целое, каким хочет видеть своих граждан (а в идеале и чужих) российская власть. Эти детали не называются прямо, не провозглашаются в манифестах, а лишь кое-где появляются в отдаленных уголках телевизионного кадра. Так, что и глаз не всегда их приметит, но никогда они не обойдут подсознание зрителя.

Какие же детали в современном российском кино, на которое в Украине, к сожалению, все еще огромный спрос, призваны сделать из гражданина выгодную власти единицу?

Возьмем фильмы о российском войске. В глазах молодых россиян, да и вообще всех жителей постсоветских стран, в которые импортируется это кино, военные с экрана выступают такими же «отбеленными», как в американских фильмах. Из-за колючей проволоки военных частей они возвращаются на «гражданку» подтянутыми, накачанными, психологически закаленными. Сразу же усиливается внимание представительниц противоположного пола к таким «мачосам», тогда как ребятами, которые не служили, они пренебрегают.

Характерной чертой изображаемой в российских фильмах армии являются неуставные отношения между военнослужащими. Но и это явление в кинематографе «отбелено» и раскрыто не полностью. «Деды», конечно, подкалывают «духов», порой бьют, а порой и учат тонкостям военной службы, однако все это преподносится зрителю не в жестоком, а в комическом и остроумном контексте. Самодурство и жестокость солдат старшего призыва по отношению к младшим сводится к минимуму.

С целью привлечь молодежь к срочной службе в военном кино используется элемент комизма. Кто сказал, что служба в армии — тяжелая?! Посмотрите: солдаты то и делают, что развлекаются, шутят, выдумывают разные остроумные приключения на свою пятую точку, и только иногда им перепадает от начальства за это.

До мельчайших деталей разработан образ «избранного» «Настоящего русского» в современных фильмах. Здесь берутся во внимание его образ жизни в целом, его привычки, вкусы, склонности. Их ни в коем случае не следует воспринимать как действительность. Они всего лишь являются составляющими того образа, в котором хотят видеть свой народ те, кто работает за кадром.

Об этом нужно помнить украинцам при просмотре российских фильмов. А также осознать, кто я и какова система моих ценностей. Тогда и просмотр фильма принесет нам нечто новое и полезное, а все старое, шаблонное, призванное из ленты в ленту насаждать нам чужой тип мышления, обойдет нас стороной. Ведь манипулируют психикой только того, кто сам стремится поддаться этой манипуляции.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать