Перейти к основному содержанию

Какие изменения ожидают школы?

Среди них — возможное двухсеместровое обучение и полуторамесячные зимние каникулы. Однако окончательный вариант в Департаменте образования озвучат после обсуждения с учителями и родителями
03 сентября, 11:32
ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА

Будет шестидневное обучение в школах или нет, когда начнутся зимние каникулы и сколько они будут длиться —  в начале учебного года эти вопросы стали топовыми для обсуждения как среди родителей, так и среди педагогов. В Киеве изменения в системе обучения точно будут. Теперь эксперты и общество обсуждают, как лучше организовать учебный процесс и без вреда для детей, потому что учиться шесть дней —  это увеличение нагрузки на школьников. И как сделать так, чтобы дети зимой не мерзли в школах. Один из вариантов —  внедрение в столице двухсеместровой системы обучения.

«Первый семестр будет длиться с 1 сентября по 15 декабря, а второй —  с начала февраля до конца мая. При этом зимние каникулы, единственные в учебном году, растянутся на полтора месяца», —  цитирует сайт КГГА советника мэра по гуманитарным вопросам Анну Старостенко. —  Другой вариант —  продлить осенние каникулы до двух недель, а зимние —  с двух недель до одного месяца. В таком случае учебный год должен завершиться 15 июня».

ЗАТЯЖНЫЕ КАНИКУЛЫ И ШЕСТИДНЕВНОЕ ОБУЧЕНИЕ СЭКОНОМИТ СЕМЬ МИЛЛИОНОВ ГРИВЕН ИЗ СТОЛИЧНОГО БЮДЖЕТА

Анна Старостенко убеждена, что такая система работы в школах позволит сэкономить в столице около семи миллионов гривен, предусмотренных на энергоресурсы. Однако в образовательном департаменте КГГА точных сумм, которые удастся сэкономить, не называют, говорят, что это будет известно только после того, как родители и учителя выберут оптимальный вариант учебы, а соответствующие органы сделают подсчеты. Обсуждения проблемы планируют провести в течение первой учебной недели сентября, тогда расставят все точки над «і».

«Структура учебного года и режим работы общеобразовательных учебных заведений в условиях экономии энергоресурсов рассматривается Департаментом образования, —  комментирует Елена Батечко, начальник отдела общего среднего образования Департамента образования и науки, молодежи и спорта КГГА. —  Сейчас рассматривается вопрос относительно изменения сроков каникул. Есть несколько вариантов. Это может быть увеличение зимних каникул и плавающий режим осенних и весенних. Поскольку общественность и родители категорически против шестидневки, то те заведения, которые работали в шестидневном режиме обучения, будут продолжать работу в этом режиме, а заведения, работавшие по пятидневному графику, также будут работать без изменений».

В Министерстве образования и науки в принципе не против, чтобы местная власть на свое усмотрение определяла, какие изменения нужны для учебного года в их регионе. Однако напоминают, что любые изменения должны согласовываться с родителями, соответствовать законодательству, санитарным нормам и правилам, и чтобы запланированные мероприятия не привели к чрезмерной физической и психологической нагрузке учеников.

«НУЖНО СМОТРЕТЬ НА ПРОБЛЕМУ ТАК, ЧТОБЫ ДЕТЯМ НЕ СДЕЛАТЬ ХУЖЕ»

«День» поинтересовался у директоров школ, как они уже сейчас готовятся к изменениям в структуре учебного процесса. Наталья Кравченко, директор средней общеобразовательной школы №168, поведала информацию, несколько противоположную той, которую мы получили от КГГА. На городской педагогической конференции руководителям учебных заведений объявили, что дети пока будут учиться так, как и раньше.

«Я так понимаю, что никаких обсуждений с учителями и родителями не планируется, поскольку было принято решение, что все остается так, как и было, —  говорит Наталья Кравченко. —  Однако нужно смотреть на проблему с той точки зрения, чтобы детям не сделать хуже. Когда они будут учиться по субботам или же если продлить им каникулы зимой, то большинство школьников останутся без присмотра. Кто будет сидеть за компьютером, а кто будет заниматься неизвестно чем».

Коллега пани Натальи —  директор Украинского гуманитарного лицея Галина Сазоненко, наоборот, убеждена, что вносить коррективы в учебный план необходимо уже сегодня, а не тогда, когда придут морозы и придется авральными темпами что-то решать. Да и родителям нужно заблаговременно продумать, куда определить своих детей на зимние каникулы. Вместе с тем директор лицея рассказывает, что у них опыт шестидневки прижился давно и оправдал себя как раз для учеников старшей школы —  10-х и 11-х классов. Но в этом году на такой режим обучения будут переводить и учеников среднего звена.

—  Мы никогда не имели ни осенних, ни весенних каникул, лишь длительные зимние. Мы проводили исследование, чтобы увидеть, когда у учеников происходят пики и спады физиологической, психологической и интеллектуальной деятельности. И пришли к выводу, раз у нас учатся старшие дети, то мы даем им дни самостоятельной работы —  каждый месяц по три дня. Таким образом мы компенсировали приказ МОН о том, что минимальное количество дней для каникул на протяжении года должно быть 30, —  добавляет Галина Сазоненко. —  Потому длинные зимние каникулы проходят для учеников абсолютно безболезненно, если они соединят одну неделю осенних и весенних каникул. Но месяц каникул зимой таит опасность для выпускников, потому что у них впереди внешнее независимое оценивание. Здесь можно продумать систему дистанционного обучения с учениками во время зимних каникул, например, две недели.

Что касается начальной школы, то педагоги категорически против шестидневного обучения для этого звена. Здесь советуют пойти путем интенсивной учебы с применением интерактивных технологий. Что же получат в итоге школьники, учителя и родители, надеемся, чиновники вскоре поведают. Потому что пока нет единодушия в этом вопросе.


 

КСТАТИ

В учебных заведениях Днепропетровска появятся уголки славы бойцов АТО

Мини-экспозиции ученики будут создавать вместе с учителями

Планируется, что уголки славы появятся рядом с комнатами боевой и трудовой славы, посвященными героям Великой Отечественной войны. Такая инициатива рекомендуется учебным заведениям в рамках повышения внимания к военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Как отмечают в департаменте образования и науки Днепропетровской облгосадминистрации, участие в создании школьных экспозиций — сугубо добровольное.  Уголки славы должны рассказывать о примерах мужества воинов АТО. Предполагается, что на стендах найдется место и для историй про отчаянных волонтеров, и неравнодушных граждан, которые помогали армии и не оставались в стороне от трагических событий на востоке Украины. «Как именно отразить в экспозиции историю смелости и несокрушимости духа новых героев современной Украины, ученики должны решать самостоятельно. В экспозиции могут входить биографические материалы, фотографии или социальные видеоролики», — считают в департаменте образования и науки.

Стоит отметить, что в новом учебном году, который начинается в военной обстановке, в школах появится дисциплина, посвященная изучению правил безопасности при обращении со взрывоопасными предметами. В качестве пособия для этого предмета будут использоваться видеоматериалы, разработанные Госслужбой по чрезвычайным ситуациям, ОБСЕ и ЮНИСЕФ. Кроме того, для старшеклассников увеличится время для уроков «Защита Отечества». Этот предмет будут изучать на Днепропетровщине около 40 тысяч школьников старших классов. Для школ военно-спортивного направления количество учебных часов возрастет до двух часов в неделю. В обычных учебных заведениях дисциплине будут уделять 1,5 часа. В конце учебного года старшеклассникам выделят еще 18 учебных часов для практических занятий по «Защите Отечества». Школьники будут проходить практику на территории специально отведенных полигонов. За ходом учений должны наблюдать военные-отставники. Старшеклассников ожидают тренировки по стрельбе и прохождению полосы препятствий. Участвовать в этих учениях смогут как юноши, так и девушки.

Вадим РЫЖКОВ, «День», Днепропетровск

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать