Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Достижения на фоне потерь

Сможет ли политический и финансовый кризис в Украине изменить ее инвестиционный имидж?
16 сентября, 12:08
ФОТО REUTERS

Любая экономическая инициатива требует значительных материальных вливаний, для того чтобы войти в состояние развития. Этот тезис для украинской хозяйственной и финансовой систем сегодня является ключевым. Но для этих систем также важна известная экономическая аксиома: для того, чтобы расходы ресурсов стали оправданными, необходимы потенциал и гарантии.

Тема иностранного инвестирования для украинского государства, которое стоит на пороге коренного реформирования экономической и политической систем, сейчас очень актуальна. Опыт послевоенной Западной Европы стал привлекательным для отечественного хозяйственного сектора, также разрушенного двадцатью годами неэффективного использования и настоящей войной. Именно иностранные инвестиции во многом сыграли ключевую роль в появлении экономических чудес тех стран. Именно на это рассчитывают и в Украине. К тому же удачное использование предоставленных ресурсов может быть и основой авторитета на мировой арене. Вопрос же заключается в том, насколько инвестиционно привлекательным является наше государство в свое трудное время и какие гарантии относительно использования средств инвесторов оно может дать.

•   Очевиден тот факт, что события, которые происходят с ноября прошлого года, существенно изменили наше государство в глазах иностранцев. Это касается и инвестиционных расчетов зарубежных бизнесменов. Руководитель юридической практики компании EY Альберт Сыч, говоря об этом, также отмечает изменение подхода потенциальных партнеров к отечественным инвестпроектам: «Когда завершились события в конце февраля, еще, очевидно, не произошли какие-то ощутимые и видимые изменения инвестиционного климата. Но возникло ощущение перспективы, ожидания позитива. Это чувствовалось и в разговорах со многими игроками на рынке, с инвесторами, как в сфере моей деятельности, так и в других отраслях. Потом мартовские события, дальше — эскалация конфликта. Это все, несомненно, не могло не внести неопределенность, непредсказуемость и просто страх и опасение, а следовательно выжидание со стороны инвесторов. Вряд ли можно говорить о построении планов в стране, которая, к сожалению, является эпицентром происходящих событий. Это опять-таки слышим от игроков на рынке». Подобные опасения в настоящий момент возникают не только у людей, имеющих непосредственное отношение к реформированию украинской экономики. Вся страна, принимая во внимание затянувшуюся войну, живет в ожидании неутешительных резких изменений в этой сфере.

Одним из немногих проектов, с помощью которого наше государство в последнее время, действительно, пыталось привести на отечественный рынок иностранных бизнесменов, их средства и компании, была инициатива создания индустриальных парков. Летом 2012 года был принят Закон «Об индустриальных парках», а Госинвестпроекту было поручено реализовать его. Впрочем, еще ни в один парк не пришли со своим производством и средствами инвесторы. Хотя таких учреждений теперь создано уже семь

Впрочем, в деле, которое касается иностранного кредитования, донорских вливаний и инвестиций, многие сохраняют относительное спокойствие и уверенность. Ведь все равно для зарубежной материальной поддержки Украины сейчас достаточно благоприятное время. «Есть ощущение, что если этот фактор (нестабильность политической ситуации. — Авт.) исчезнет или по крайней мере его влияние существенно уменьшится, или даже зафиксируется неопределенность, инвесторы могут вернуться к первоначальному настроению, и их прежняя активизация вернется, будет давать о себе знать. В пользу этого будет немало причин: поддержка значительными экономиками мира, международными финансовыми учреждениями, институционными инвесторами и прочее. Я соглашаюсь с тем, что Украине в плане доверия в конце февраля дали определенный карт-бланш. Но нужно понимать, что инвестиционная привлекательность формируется как субъективными, так и объективными факторами. Многие из них, невзирая на некоторые тормозящие моменты, начали понемногу появляться. Более того, исходя из моего опыта, инвесторы очень часто интересуются и вкладывают в страну, экономика которой не является абсолютно стабильной. Нередко позитивный тренд у инвесторов предшествует объективным положительным переменам и тем самым в чем-то обуславливает именно такие изменения. Если появляются факторы инвестиционной привлекательности, пусть даже их субъективное ощущение, инвесторы активизируются (хотя, конечно, понимают, что идут на риск)», — так объясняет эту мысль Альберт Сыч.

•  Сейчас очень сложно говорить о том, кто именно проявляет наибольший интерес к хозяйству нашей страны. Так же, как и невозможно определить привлекательные в настоящее время сферы экономики. Ничего определенного не могут сейчас пообещать ответственные за поддержку и развитие отсталых стран международные организации. Так, на встрече с участниками Летней школы журналистики «Дня» 29 июля эксперт проекта «Цели развития тысячелетия» ООН Наталья Ситникова на вопрос о возможности конкретной поддержки в деле улучшения инвестиционного имиджа Украины ответила, что Объединенные нации не могут непосредственно влиять на этот процесс. Однако организация способна определять стратегию развития тех или иных регионов на определенных этапах, а также распределять донорские средства между странами, которые в них нуждаются. Но преградой для деятельности таких объединений, для повышения у них авторитета Украины как государства могут стать действия стран-участниц, не заинтересованных в ее нормальном политическом и экономическом развитии. Хотя через три недели после этой встречи ООН призвала стран-доноров предоставить Украине, кроме гуманитарной, еще и финансовую поддержку для реформирования экономики.

Также примечательным для сферы инвестиций в нашу страну стало событие, состоявшееся в прошлую пятницу. На встрече с основателем фонда «Открытое общество» Джорджем Соросом Президент Украины Петр Порошенко приветствовал инициативу мецената относительно внедрения бесплатного страхования политических рисков для тех, кто инвестирует в отдельные отрасли украинской экономики.

•  Такие заявления и события действительно свидетельствуют о том, что уровень интереса к нашему государству у иностранных инвесторов вырос. Станет ли эта заинтересованность доверием, зависит от Украины и ее чиновников. В частности, это касается реформирования законодательства относительно привлечения капиталовложений из-за границы и регуляции налоговой политики, работы правоохранительных органов. Альберт Сыч говорит о необходимости применения взвешенного подхода в изменениях этой экономической системы: «Уже сколько лет продолжаются разговоры о необходимости реформ для совершенствования регуляции инвестиционного рынка. В то же время говорить об удачно завершенных комплексных и последовательных реформах, к сожалению, не приходится. Конечно, необходимость в правильном реформировании есть, что-то нужно менять. Впрочем, приоритеты сегодня меняются. Нужно делать прежде всего то, что актуально. Очевидной является необходимость первоочередного решения самых наболевших вопросов. Хотя, как я уже говорил, необходимость таких ad hoc изменений понятна и отчасти оправдана, важно, чтобы они не задевали базовые составляющие инвестиционной привлекательности нашего государства. Для иллюстрации можно привести пример последних изменений в системе налогообложения. Достаточно ожидаемо правительственная законодательная инициатива была направлена на отмену отдельных налоговых льгот. С чем также в целом можно согласиться. Однако относительно определенных изменений сразу появляются вопросы: «В чем выгода от этой отмены?», «Какими будут его последствия?» Так, среди отмененных оказались льготные ставки платы за пользование недрами для соглашений о распределении продукции. Благодаря этим соглашениям в Украину уже пришли большие иностранные инвесторы, представители наиболее мощных нефтегазовых компаний мира. В течение нескольких последних лет Украина, действительно, могла дать старт нескольким проектам, провести реформу законодательства относительно соглашений о распределении продукции. Основанные предыдущим правительством, эти проекты стоят того, чтобы развиваться, их нужно усовершенствовать, продолжать сотрудничество, предоставлять содействие и поддержку. Тогда зачем же отменять налоговую льготу для соглашений? Такая отмена не касается уже начатых проектов. А если же говорить об отмене для будущих проектов, разве это та льгота, которой кто-то очень сильно злоупотреблял или вообще может злоупотреблять? Вряд ли. Основания для отмены и выгоды от этого неочевидные. В то же время это — сигнал, который может быть неоднозначно растолкован. Государство начинает менять правила игры там, где оно объявляло о своей заинтересованности, поддержке, внедрении стабильных правил».

•  Одним из немногих проектов, с помощью которого наше государство в последнее время, действительно, пыталось привести на отечественный рынок иностранных бизнесменов, их средства и компании, была инициатива создания индустриальных парков. Летом 2012 года был принят Закон «Об индустриальных парках», а Госинвестпроекту было поручено реализовать его. На подписании меморандума о сотрудничестве ICC Ukraine и Госинвестпроекта председатель последнего органа Сергей Евтушенко заверил, что создание индустриальных парков «позволит обеспечить экономический рост и повышение конкурентой способности территорий и отраслей, будет содействовать активизации инвестиционной деятельности, созданию новых рабочих мест, а также развитию производственной инфраструктуры. Ведь как показывает мировой опыт, индустриальные парки — это лучшая форма для ведения бизнеса». В качестве показательного примера глава ведомства выбрал турецкий опыт: более чем 50 индустриальных парков, созданных в этой стране, позволило сделать промышленность Турции одной из самых эффективных в юго-восточной Европе и на Ближнем Востоке. Впрочем, еще ни в один парк не пришли со своим производством и средствами инвесторы. Хотя таких учреждений теперь создано уже семь.

Альберт Сыч считает торможение в деле привлечения таких проектов к активному использованию хорошим руководством к действию относительно реформирования законодательной базы в этой сфере: «Такие специальные режимы для ведения бизнеса, как идея в целом является позитивным явлением. Есть примеры других государств, где внедрение специальных объектов и режимов действительно помогало отдельной отрасли или отдельной территории. В Украине, к сожалению, исходя из того опыта, который у нас был, можем видеть, что подобные проекты еще не давали желаемого результата.

•  Возможно, такой негативный предыдущий опыт и создает препятствия для внедрения чего-то нового. С точки зрения фискального блока правительства, предоставление финансовых и других преференций, льгот, выделение средств является негативом. Для них это просто дополнительные потери из бюджета. Впрочем, ведомства, которые отвечают за экономическое развитие, будут говорить, что это чуть ли не единственная возможность что-то действительно изменить. Еще одна проблема — практическое применение этих льгот. К сожалению, очень часто раньше оно сводилось просто к злоупотреблению, которое опять же может объяснить отсутствие поддержки со стороны государства для таких проектов. Но в обеспечении возможности правильного внедрения преференциальных режимов, их правильного использования, предупреждения злоупотреблений как раз и заключается основанное задание тех, кто этими проектами занимается, — как законодателей, так и ответственных за практическую реализацию. На мой взгляд, подобные инициативы могли бы стать частью более масштабной реформы». Тем более что инвестиционная привлекательность Украины на мировой арене, как показывают последние события, является чуть ли не наивысшей за все годы независимости.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать