Перейти к основному содержанию

«Кризисоустойчивыми» оказались... аграрии

Экспорт товаров из Украины сократился на 5,3%, тогда как спрос на нашу сельскохозяйственную продукцию в мире вырос в среднем на 10%. В чем секрет?
01 октября, 10:34
ФОТО ИЗ АРХИВА "ДНЯ"

Накануне выборов в масс-медийном пространстве активизировались как старые, так и новые политические игроки. На днях наблюдал «информационный выброс» о малоизвестной широкой общественности политической партии, которая позиционирует себя «защитником интересов аграриев и сельских территориальных общин» и на октябрьских парламентских выборах рассчитывает, по меньшей мере, на 7% голосов украинцев. В связи с этим хочу обратить внимание на следующее.

В начале 2013 года в своих интервью и выступлениях я отмечал, что экономику Украины в ближайшие три года сможет поддерживать только сельское хозяйство и максимальное стимулирование внутреннего рынка. Как видим, это полностью подтверждается. По данным Госстата, в 2013 году производство сельскохозяйственной продукции выросло на 13,7%. В январе-августе 2014 года индекс объема сельскохозяйственного производства, по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, составил 106,3%, в т. ч. в аграрных предприятиях — 107,1%, хозяйствах населения — 105,6%. Зато индекс промышленной продукции относительно августа 2013 года составлял всего лишь 78,6%, по итогам января-августа 2014 года — 92,2%.

Если за январь-июль 2014 года экспорт товаров Украины сократился на 5,3%, то в аграрной сфере он демонстрирует стабильную позитивную динамику. Экспорт продукции растительного происхождения вырос на 10,9%, жиров и масла животного или растительного происхождения — на 14,1%.

Возрождение агропромышленного сектора и украинского села должно стать одним из приоритетов государства. Анализ ситуации свидетельствует, что рост сельскохозяйственного производства без существенных реформ в этой сфере будет иметь лишь среднесрочный эффект.

В Украине происходит процесс становления мощных «аграрных магнатов», которые с помощью разных схем концентрируют земельные ресурсы и без ограничений эксплуатируют наше уникальное национальное богатство, платя мизерную ренту и присваивая сверхдоходы. В настоящее время агрокорпорациями поглощено более 6 тысяч сельхозпредприятий (то есть почти 40% от их общего количества) и 7,8 миллиона гектаров сельскохозяйственных угодий (38% площадей, которые обрабатывают сельхозпредприятия). Интенсивное ведение хозяйства без соблюдения агротехнологических ограничений, выращивание монокультур (пшеница, кукуруза, подсолнух, рапс занимают более 70% посевной площади) приводят к масштабной деградации почвы.

Особенно следует отметить социальные последствия нынешних процессов в аграрной сфере. Наряду со значительными финансовыми выгодами для немногочисленного круга владельцев угнетается развитие средних и малых сельхозпроизводителей, растет социальная напряженность на селе в связи с уменьшением количества рабочих мест и увеличением числа безработных. Агрокорпорации обеспечивают занятость лишь пятой части работоспособного сельского населения, что указывает на их низкую социальную эффективность. Именно аграрная сфера является основным местом концентрации неформальной занятости. По данным Госстата, количество занятых в неформальном секторе экономики в сельской местности в 2013 году, по сравнению с предыдущим годом, увеличилось на 3,1% и превысило 3,1 млн человек, или 48,7% общего количества занятого населения в возрасте 15-70 лет. Это приводит к уменьшению налоговых поступлений, росту нагрузки на фонды соцстраха.

В результате отсутствия цивилизованного рынка земли в Украине агрокорпорации занижают уровень арендной платы, а также безнаказанно нарушают действующее законодательство. По оценкам специалистов, часть соглашений с арендной платой ниже 3% от нормативной денежной оценки земли составляет более половины всех заключенных договоров аренды.

Когда читаю интервью глав некоторых политических партий, которые заявляют о защите интересов селянства и в то же время критикуют повышение минимальной арендной платы за пользование землями сельхозназначения, создается впечатление, что они больше заботятся о владельцах агрохолдингов, а не об обычных селянах. Аграрные бизнесмены начинают играть по-настоящему своими политическими мышцами. Вопрос: чем это все закончится для государства, его продовольственной безопасности, а также украинского селянства как носителя наших традиций? Осознают ли наши правительственные чиновники такие риски?

Без создания условий для социального развития села, без адекватной социальной политики обеспечить долгосрочные перспективы Украины как мощного сельхозпроизводителя невозможно.

Недавно обнародованные материалы обследования сельских населенных пунктов иллюстрируют критичность ситуации. Село, по сути, вымирает. Так, на начало 2014 года в Украине насчитывалось 27 385 сельских населенных пунктов, что на 204 пункта меньше, чем на дату предыдущего обследования (1 ноября 2005 года). В 369 населенных пунктах не было жителей, но они не сняты с учета. В 3 тысячах сел нет детей в возрасте до пяти лет, а в 1,2 тысячи отсутствует молодежь в возрасте 18-34 года. Существенно худшим по сравнению с городскими поселениями является общий коэффициент смертности — соответственно 17,6 и 13,3 умерших на 1 тысячу населения. Каждый третий среди умерших не дожил до 65 лет, при этом почти три четверти преждевременных смертей сосредоточенно в пределах работоспособного возраста.

Заметно сократилось обеспечение сельских населенных пунктов объектами социальной инфраструктуры. Дошкольные учебные заведения отсутствуют в 17,8 тыс. сел (66% от их общего количества), при этом в 4,3 тыс. сел проживает более 20 детей в возрасте до 6 лет; в 15 тыс. сел нет школ, но есть дети школьного возраста, а для 2 тыс. детей ближайшая школа находится на расстоянии более 10 км. Схожая ситуация с лечебными заведениями. Учитывая критическое положение транспортной инфраструктуры (дорог с твердым покрытием нет в 6,7        тыс. сел), можно представить уровень доступности для сельских жителей жизненно важных социальных услуг.

Без кардинальных шагов и решительных действий ситуацию в Украине не исправить. Без новой региональной и финансово-налоговой политики, включая и территориальную организацию власти, решить существующие проблемы и обеспечить социальное развитие украинского села, стабильное агропроизводство невозможно. Прежде всего, необходимо:

1             Создать социально-экономические и финансовые основы для формирования самодостаточных сельских территориальных общин с соответствующими налоговыми поступлениями для решения социальных проблем и возобновления социальной инфраструктуры.

 2            Упорядочить права собственности и усовершенствовать рентные платежи за пользование местными природными ресурсами. Петр Порошенко как Президент Украины в нынешних условиях должен ввести прямое президентское правление, а одними из его первых декретов должны стать Декрет о собственности и Декрет о земле.

 3            Стимулировать диверсификацию сельской экономики, формировать ее не только как аграрную сферу. Перспективными тут являются органическое производство, сельский туризм, восстанавливаемая энергетика и прочее.

4             Адаптировать государственную политику в этой сфере к европейским стандартам. Ориентиром для Украины должна стать Общая аграрная политика стран ЕС (Common Agricultural Policy) на период 2014-2020 годов. Необходимо упорядочить систему имеющихся льгот агропроизводителям, в то же время внедрить принцип перекрестной ответственности, что предполагает предоставление компенсаций субъектам ведения хозяйства, которые придерживаются четко определенных экологических обязательств, осуществляют инновационную деятельность и являются социально ответственными.

 5            Законодательно закрепить процедуру уплаты налогов агропроизводителям не по месту регистрации их главной компании, а по месту производственной деятельности аграрных подразделений в сельской местности. Ввести для агрокорпораций квоты трудоустройства сельских жителей.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать