Партии-фантомы
Или О проблемах партийного строительстваМы становимся свидетелями почти абсолютного обновления состава украинского парламента. Пока еще не персонального, но состав парламентских политических партий может быть изменен на 70—80 %.
Напомню, ни «Блока Петра Порошенко», ни Радикальной партии, ни «Гражданской позиции», ни «Народного фронта», ни «Самопомощи», ни «Сильной Украины» ни в одном составе Верховной Рады еще не было. Отдельные представители были, а партий не было. Из «старых» политических сил шансы на проход в высший законодательный орган имеют только ВО «Батьківщина» и ВО «Свобода».
И только последние две партии имеют реальную разветвленную партийную структуру в Украине. Остальным придется на выборах полагаться на политических наемников и работников, создавая партию фактически «с колес».
С одной стороны — это плохо, ведь к власти в Украине придут политические бизнес-проекты. Их владельцы уложились в кампанию для того, чтобы впоследствии «отбить» свои инвестиции. А это возможно сделать только за наш с вами счет. С другой стороны — недостроенную партийную структуру теоретически проще превратить в политическую партию, чем уже испорченный проект.
Вопрос партийного строительства действительно чрезвычайно важен для Украины, ведь по тому, как построена партийная организация, можно судить о том, как ее представители будут строить Украину. Соблюдение партийного устава — это показатель соблюдения украинских законов самими законодателями.
Какие же главные проблемы партийных организаций в Украине?
Начнем с самого простого — партийного членства. 90 % партийных организаций ведут учет собственных членов крайне непрозрачно. Неизвестно, кто является членом партии, когда он вступил, где состоит на учете, кто его рекомендовал. Все уставные процедуры осуществляются крайне формально. Часто о своем «членстве» может не догадываться даже сам «партиец». Формальность процедуры вступления в партию и отсутствие прозрачного учета членов партии позволяет руководству манипулировать. Как?
За счет фиктивности первичных партийных организаций. Если член партии не знает, куда он «приписан» и кто входит в его ячейку, он не сможет координировать свои действия с однопартийцами. Ячейка не будет принимать участие в разработке и принятии программных документов, не будет проявлять инициативу, не будет влиять на выборы своего руководства и тем более на формирование избирательных списков.
Отсюда следует следующая проблема — отсутствие демократических процедур избрания руководящих органов партийных организаций. Их не избирают, а назначают на высшем уровне «владельцы» партии. А любые заседания руководящих органов — это не больше чем представления по заранее прописанному сценарию.
Перечисленные выше, на первый взгляд, незначительные бюрократические проблемы партийного строительства делают возможной партийную коррупцию, когда руководящие должности в партийных ячейках продаются финансово состоятельным «активистам».
Почему руководящие должности в партиях «покупают»? Потому что с этой должностью обычно на наивысшем уровне предоставляют карт-бланш на формирование предвыборных списков на местных выборах и, соответственно, на распределение должностей, бюджетных потоков, коммунальной и государственной собственности.
Что бывает, если у партийного босса появляется «конкурент», который хочет «на шару», за счет собственных инициатив, харизмы, идей и прочего. возглавить партийную организацию? Его могут исключить из партии под любым формальным поводом, а то и без него.
Ведь по принципу «сверху-вниз» формируются все руководящие органы партий. Руководители ячеек высшего уровня назначают лояльных к себе руководителей низшего уровня, членов правления (совета, провода, президиума, бюро и т. п.), ревизионных комиссий, исполнительных комитетов.
Для этого проводятся фиктивные конференции, на которые собирают случайных «делегатов», не особенно заморачиваясь над соблюдением уставных процедур, сроков и т. п. Делегатам не сообщают заблаговременно о повестке дня мероприятия, не знакомят с проектами решений и не держат в открытом доступе протоколы после собраний, чтобы можно было оперативно внести правки «в случае чего».
Кто, кроме высшего партийного руководства, контролирует выполнение партийных уставов? В сущности, никто. Органы юстиции регистрируют то, что им подают — сообщение о создании, ликвидации, формальных изменениях руководящих органов или изменениях положений устава. Их не интересует вопрос членства в партии, правомерность того или иного действия партийных боссов. Главное — формальное соответствие устава.
Если же в партийной организации руководство своевольно будет нарушать свои же законы — устав — никто в государстве не защитит рядовых партийцев. Ни суды, ни правоохранительные органы, ни кто-либо иной не вмешивается в партийные разборки. Безнаказанность порождает правовой нигилизм.
Единственное, чего боятся партийные вожди, — это публичность и прозрачность. Поэтому партийные структуры в абсолютном большинстве являются закрытыми. И для общества, и для журналистов, и даже для собственных членов. Поэтому подавляющее большинство ячеек даже парламентских партий в межизбирательный период не функционирует. Их сайты не обновляются, офисы закрыты, пресс-службы не работают.
Единственное, что в партиях работает постоянно, — это «касса». В период выборов ее наполняют желающие быть избранными в органы власти, в межизбирательный период — желающие «решить вопрос» при посредничестве тех, кто таким избранным стал.
Непрозрачность финансирования порождает политическую коррупцию. Партийные функционеры не знают, от кого поступили деньги, сколько их было, на какие цели они были потрачены, и какие условия перед партией поставил спонсор.
Поскольку партиям рядовые члены нужны исключительно в роли массовки и статистов, партийное руководство редко заботится о политическим образованием членов партии. Как следствие, большинство партийцев не только не ориентируются в законодательстве об органах государственной власти и местного самоуправления, куда так стремятся попасть, не только в Конституции Украины, которую преподают еще в школе, не только в Законе о политических партиях, но и в партийной идеологии, программе, уставе, и редко когда знают состав руководящих органов своей политической силы.
После всего вышеописанного становится понятно, почему стратегическое планирование для наших партий — дикость. Партийцы живут сегодняшним днем, выдумывают политический проект, раскручивают его, в случае успеха попадают в органы власти, дискредитируют политическую силу, выходят из нее и берутся за новый проект. И так постоянно.
Соответственно, на выборах идет борьба не программ и идей, а рекламных технологий и потраченных средств. Без поддержки олигархических групп ни одна партия не может рассчитывать на получение власти. Низкое качество политической дискуссии во время выборов приводит к отсутствию реформ. Политики идут не за реформами, а за доступом к народным ресурсам.
Как решить эти проблемы? Есть ряд предложений:
1. Необходимо обязать каждую партию иметь собственный сайт, на котором обнародовать всю официальную информацию об организации: все юридические и фактические адреса, контактные данные, все официально зарегистрированные организации и все их руководящие органы с именами и фамилиями.
2. Надо внедрить открытый реестр членов партий, с отдельными профилями для каждого партийца. В реестре необходимо фиксировать все поданные заявления о вступлении, состоянии их рассмотрения, дату приема в партию и номер полученного партбилета.
3. На сайтах обязательно должны быть обнародованы ежеквартальные и ежегодные финансовые отчеты, с указанием источников поступлений, фамилий спонсоров, сумм, статей расходов и т. п.
4. Посетителям сайтов должны быть открыты календари партийных мероприятий. Здесь имеются в виду не митинги, сборы подписей или раздача листовок, а заседания любых руководящих органов, время и место их проведения, повестка дня и проекты решений.
5. Архивы партийных документов тоже должны быть открыты. Я имею в виду все протоколы, решения, распоряжения и т. п., в сканируемом виде с подписью и печатью.
6. Любые заседания партийных руководящих органов должны происходить публично, то есть их должны иметь возможность посетить все желающие члены партии, сторонники и журналисты. Или иметь возможность видеть их он-лайн.
Каждый гражданин должен осознавать, что партийный билет автоматически делает его публичным лицом и обязывает открывать для общества часть личной жизни.
И эти вещи может сделать каждая политическая сила. Партии, которые откажутся предпринять такие действия, признают себя бизнес-проектами, для которых не нужны реформы страны, ведь они стремятся к сохранению коррупционной системы. С такими нам не по пути.
Выпуск газеты №:
№183, (2014)Section
Подробности