Перейти к основному содержанию

Вне войны как на войне

Две «фрески» из жизни главного военного госпиталя Украины
16 октября, 11:31
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА «ПЕРВЫЙ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЙ МОБИЛЬНЫЙ ГОСПИТАЛЬ ИМЕНИ НИКОЛАЯ ПИРОГОВА» ПОКАЗЫВАЮТ, КАК ОКАЗАТЬ ПЕРВУЮ ПОМОЩЬ БОЙЦУ С ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ РАНЕНИЕМ / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

«Тогда считать мы стали раны, товарищей считать» — эта лермонтовская строфа сегодня обретает новое значение в ходе боев с террористами на востоке страны. Ведь и для формирований наших Вооруженных сил ожесточенное противостояние таким атакам, с применением новейших средств поражения, оборачивается немалыми потерями. Более тридцати кадровых офицеров-врачей ГВМКЦ — Главного военно-медицинского клинического центра «Главный военный клинический госпиталь» Министерства обороны Украины в течение последних месяцев выезжали в полевые госпитали, медицинские бригады и другие военно-медицинские подразделения в зоне АТО для прямого содействия коллегам в оказании раненым высокоспециализированной помощи. Непосредственно в клиниках и отделениях госпиталя за этот период находились на лечении свыше 1 300 раненых и больных военнослужащих. Более 500 защитников Отечества, получившие ранения и увечья, продолжают тут лечение и сегодня.

* * *

Госпитальный городок в обрамлении деревьев и цветов на одном из обширных плато Печерска... Совсем рядом, по трассам бульвара Леси Украинки, в обе стороны неумолчно несутся потоки машин. А тут, в очертаниях многочисленных лечебных корпусов, дорогу к которым наряду с центральным входом со стороны ул. Щорса открывают и старинные крепостные ворота, ощущаешь какую-то иную тревожную реальность. На маршрутах учреждения встречаешь то и дело молодых ребят в креслах-каталках или на костылях, их сверстников с перевязками, шинированными конечностями. Со многими родные и близкие. И люди, нередко сквозь боль, крепятся духом, улыбаются. Воины подбадривают посетителей, а те, в свою очередь, скорее счастливы, чем охвачены заботами и волнениями о сыне, муже или брате — ведь им, усилиями ратной медицины, нередко вопреки непосредственной угрозе смерти, сохранена жизнь. Пусть многое в выздоровлении еще предстоит...

Получилось так, что госпиталь, созданный провидением и разумом великих предшественников более двух с половиной веков назад, переживает в своих стенах и предназначениях четвертую Отечественную войну. От сражений 1812 года, когда в киевском военном госпитале были сосредоточены более двух тысяч пострадавших российских солдат, а потом, спустя свыше века, с августа 1914-го, в дни Первой мировой войны принявшего — однажды почти одновременно — в свои палаты и операционные, включая и филиалы, особенно в разгар Брусиловского прорыва, четырнадцать тысяч раненых... Наступила Великая Отечественная война, и госпиталь, в различных точках страны, а затем снова в Киеве, вновь превратился в крупнейший дивизион спасения воинов. И вот нынешней зимой, с переходом в весну и лето, разразился и сегодняшний травматический стресс, опять-таки во врачебных вызовах времени непосредственно сказывающийся на задачах и вызовах самоотверженного коллектива военных медиков.

— Все в наших новых программах и действиях началось с обострения событий в центре Киева, когда после Майдана, вследствие схваток на Грушевского, с обеих сторон стало применяться огнестрельное оружие, и госпиталь как военно-медицинское учреждение высшего уровня, в силу самой своей природы и возможностей, был сразу же призван к спасительным задачам, — говорит заместитель начальника Военно-медицинского центра полковник Геннадий ПЕРОВ. — Например, только в два первых остро критических дня, с 18 по 20 февраля нынешнего года, в отделениях госпиталя была оказана радикальная помощь более 80 тяжело пострадавшим. Но постепенно становилось ясно, что это только начало бессонной страды. Под градом пуль и снарядов, а на медицинском языке под шквалом повреждений, в зоне АТО оказались тысячи бойцов армейских соединений Вооруженных сил Украины, Национальной гвардии, пограничных войск, добровольческих батальонов. Профильные навыки и умения военных врачей в сферах реанимации и интенсивной терапии, неотложной хирургии, травматологии, анестезиологии, лучевой диагностики, офтальмологии, других ургентных направлений стали сразу же востребованными как в самих клиниках, операционных, перевязочных госпиталя (когда в особо драматичные дни и ночи «борты» доставляли сюда за сутки до 100—150 раненых и тяжелобольных), так и на передовой линии военной медицины, включая консультативную и хирургическую помощь Харьковскому и Днепропетровскому госпиталям. Кроме того, в системном плане ГВМКЦ оказывает постоянное целенаправленное содействие — медицинским и лабораторным оборудованием, включая аппараты искусственной вентиляции легких, другими средствами неотложной помощи и, понятно, кадрами — одному из полевых госпиталей.

В ПРОТИВОБОРСТВЕ

— В целом это, очевидно, и новейшая повесть медицинских деяний и побед. Но в первой половине дня во всех хирургических клиниках идут операции. Время, понятно, также ограниченное, можно найти лишь к вечеру. Как правило, это иногда и невероятная научная правда, подготовленная самой историей клиник: здесь никогда не прекращалась учеба и изыскивались новинки. Но как особые острова высококвалифицированной врачебной работы, наряду с другими службами, тут, пожалуй, выделяются клиника гнойной хирургии и центр нейрохирургии. Это вполне понятно: раны, как правило, загрязнены, и их течение сопровождается воспалением и угрозой сепсиса, а с другой стороны, при черепно-мозговых ранениях успех решает виртуозный высокопрофессиональный уровень специализированной клиники, — говорит  Геннадий Перов.

Нахожу по указателю отделение гнойной хирургии. У начальника отделения, полковника медицинской службы, кандидата медицинских наук Сергея Анатольевича САПЫ утомленный вид, он недавно завершил очередную операцию. Но в его словах воочию видишь итог сверхусилий; среди более шестидесяти больных с выраженными гнойными воспалениями, последствиями ожогов, неблагоприятным течением ран, септическим состоянием ни один человек в отделении не погиб. Хотя, увы, пришлось выполнить и ряд ампутаций.

Летопись отделения, официально открытого в 1979 году, в сущности, отдельная сага. Перед разговором просматриваю раздел о нем в многотомной работе генерал-майора медицинской службы М. П. Бойчака «История Киевского военного госпиталя». Хирурги Ф. Новиков, Н. Безлюда, Я. Кукуруз, А. Любинецкий, Р. Пульняшенко, С. Горелов, А. Шудрак — вот только несколько славных личностей в этой одиссее. Например, Я. Кукуруз, военный хирург вехи Афганистана, впервые применил тут антимикробные шовные нити, ввел вакуумное дренирование послеоперационных ран. По инициативе Н. Безлюды, возглавившего отделение в 1982 году, были оборудованы палаты интенсивной терапии с центральной системой промывания ран, кабинеты лазерной терапии и гипербарической оксигенации, аэротерапевтическая установка для лечения больных с обширными ожогами. Здесь впервые начали использовать сорбенты как депо иммобилизированных антибиотиков для долговременного действия. Именно тут умеют особенно успешно бороться с септическим шоком. Разумеется, это лишь отрывочные штрихи, но они рисуют бесценный опыт отделения, столь важный в эти дни. В частности, одна из разработок доктора С. Сапы в мирное время — спасение диабетической стопы, когда ее гнойное воспаление протекает крайне неблагоприятно.

— К нам поступают раненные, которые, понятно, уже прошли ряд этапов противостояния гнойно-септическому характеру раны, на предыдущих этапах помощи, — говорит Сергей Сапа. — Но вследствие обширности и загрязненности повреждений, чаще крупными осколками, на фоне переломов, развития остеомиелита необходимо интенсивное противоспасательное лечение активной хирургической направленности. Мы применяем современные антибиотики со всеми вариантами их введения, вплоть до внутриартериального, дезинтоксикационную терапию, необходимые виды оборудования, имеющегося в отделении. Все это очень пригодилось. Ведь опыт в отделении большой: в предыдущие периоды в течение года здесь оказывалась помощь 400—600 пациентам, гнойная рана — частое явление в хирургии. И поскольку эти компоненты повреждений имеются у многих раненых и в других отделениях, мы с ними постоянно сотрудничаем, намечая и реализуя противовоспалительное лечение. Как своеобразная внутригоспитальная «скорая помощь».

— Вы отметили, что арсеналом необходимых антибиотиков отделение в целом обеспечено. Но у вас имеются и вакуум-аппараты современной конструкции для длительного промывания и санации ран. С ними можно и передвигаться, выходить даже на прогулку.

— Это ценный элемент помощи, хотя сама идея для нас не нова. У нас несколько таких аппаратов. Вот, я бы сказал, трогательный сюжет. К нам не так давно пришел посетитель и спросил, что нам нужно. Я упомянул о вакуумном аппарате. На следующий день он доставил прибор, стоимостью свыше 50 тысяч гривен. Оставшись анонимным благотворителем, не сказав даже своей фамилии...

— Вы плодотворно сотрудничаете и с ожоговым центром, поскольку и комбустиология — ваш удел...

— Разумеется, у немалой части раненых есть и такие серьезные, мучительные повреждения. Поэтому сотрудничество с этим центром, на Левом берегу, в создании и развитии которого большая роль принадлежит видному комбустиологу, профессору Николаю Ефимовичу Повстяному, часто очень важно. Так, раненый воин Огуркивский после консультирования руководителем центра и профильной кафедры в НМАПО  им. П. Л. Шупика профессором Георгием Павловичем Козинцом был перевезен из отделения в данную специализированную клинику. Ожоговые повреждения у него занимали 80% поверхности тела, но усилиями команды Г. Козинца его удалось спасти. Это настоящая победа. Для дальнейшей реабилитации Огуркивский направлен в США...

БЕССОННЫЕ ВАХТЫ НЕЙРОХИРУРГОВ

На следующий день в назначенное время направляюсь в госпитальную нейрохирургическую клинику на центральной аллее, невдалеке от бюста И. П. Павлова. Мне предстоит встретиться с начальником клиники нейрохирургии и неврологии, доктором медицинских наук, профессором, полковником медицинской службы А.Г. Данчиным. Былое и новь... Здесь на разных этапах оперировали и лечили классики украинской хирургии, в пределах «чертога мысли», А. Крымов, И. Ищенко, Л. Корейша, а затем их последователи военврачи Б. Фукс, С. Орловский, Ф. Погорелов, А. Максимов, П. Бакалкин, В. Старча. Именно полковник медицинской службы В. Старча, участник Афганской войны, в 1996 году в соавторстве с профессором-нейрохирургом Н. Полищуком издал монографию — атлас «Огнестрельные ранения головы». Словно взгляд в грозное будущее...

Кабинет Александра Георгиевича Данчина, возглавляющего клинику с 1989 года. Он воспитанник военно-медицинского факультета при Куйбышевском медицинском институте, а базовое образование по нейрохирургии прошел в Военно-медицинской академии в Ленинграде. В Киев на аналогичную должность был переведен с поста главного нейрохирурга Уральского военного округа. Уже в 1990-м выполнил в госпитале 187 оперативных нейрохирургических вмешательств, из них 120 особой сложности. С этих сроков операции выполняются исключительно с применением микрохирургической техники. Нет сферы в нейрохирургии (от удаления глиальных опухолей головного мозга всех локализаций до клипирования артериальных мешотчатых аневризм и эндоскопических операций при гидроцефалии и арахноидальных кистах), где бы оперативное искусство опытного талантливого нейрохирурга не оказывалось на высоте.

Одним из первых в стране А.Г. Данчин применил эндоскопическое удаление внутримозговых гематом, иначе говоря, локальных кровоизлияний различной локализации. Вместе с главным хирургом МО Украины на то время генерал-лейтенантом медицинской службы В.Я. Белым он разрабатывает в начале двухтысячных госпитальную программу минимальной инвазивной и эндоскопической хирургии. Словом, это хирургия мозга с большой буквы. Эстафета подхвачена и Андреем Александровичем Данчиным, выпускником Национального медицинского университета в Киеве, также сформировавшимся в высококлассного нейрохирурга, в 2014 году защитившим диссертацию на соискание ученой степени доктора медицинских наук.

И вот все эти разнообразные умения в нейрохирургии, а у А.Г. Данчина немалый опыт и в общей хирургии, в медицинских страстях 2014 года сконцентрировались на помощи раненым. Здесь оказана радикальная помощь более 180 воинам АТО с тяжелыми ранениями головного и спинного мозга, некоторым пришлось произвести по нескольку операций.

Самое главное — за этим исцеляющим стилем стоит четкая новаторская организация вида такой помощи в целом. Александр Георгиевич вручает мне небольшую по объему, но крайне важную нормативную нейрохирургическую программную книжечку, выпущенную совсем недавно и утвержденную 28 февраля нынешнего года директором Военно-медицинского департамента МО Украины, полковником медицинской службы В.Б. Андронатием. Это методические указания «Организация оказания нейрохирургической помощи в военное время», в соответствии с новейшей украинской оборонной военной доктриной. Ее составили видные киевские нейрохирурги академик НАМН, доктор медицинских наук, профеcсор Е.Г. Педаченко, доктор медицинских наук, профессор А.Г. Данчин, член-корреспондент НАМН, доктор медицинских наук Н.Е. Полищук, академик В.И. Цымбалюк.

— Эти девять страниц доктринальных стратегических положений военной нейрохирургии включают, если хотите, стратегию спасения, и они приняты к исполнению во всей системе фронтовой и прифронтовой медицины, — подчеркивает Александр ДАНЧИН. — Стереотип действий таков: хирургические вмешательства раненым в череп и головной мозг, в позвоночник и спинной мозг выполняются исключительно нейрохирургами, но не общими хирургами. Эти спасительные операции производятся только в нейрохирургических отделениях военно-медицинских учреждений МО Украины, городских, областных и ведомственных больницах, где имеются нейрохирургические отделения, в Институте нейрохирургии НАМН Украины. Доставка сюда тяжелораненых с нарушением жизненных функций выполняется в сопровождении анестезиолога-реаниматолога на реанимобилях, вертолетах и специально оборудованных самолетах. Оптимальные результаты достигаются лишь в случае, если обработка ран черепа и головного мозга выполняется нейрохирургом в условиях нейрохирургического стационара. Хирургические компоненты таких действий во всех необходимых деталях четко расписаны в методических указаниях и введены в неукоснительные действия, это обязательный порядок для выполнения на местах. Отсюда и определенные успехи в таких всегда сложных противоборствах между жизнью и смертью. Действовать иначе просто нельзя...

Ряд правок в эти строки внесен А. Г. Данчиным вечером следующего дня. Он простоял в этот день у операционного стола около семи часов, перебаривая опухоль головного мозга. Ведь пред нами универсальная нейрохирургическая клиника.

У Виссариона Белинского есть слова: «В важных делах жизни всегда надо спешить так, как будто от потери одной минуты может все погибнуть». Это, в сущности, постоянная формула великого госпиталя, но сейчас она обрела особые импульсы, особый смысл. И поэтому две эти «фрески» — будто лишь небольшое окно в пространстве необыкновенной крепости военной медицины с 8 специализированными центрами и 26 специализированными отделениями и клиниками, где в наличии более тысячи коек. События подтвердили: такие учреждения незаменимы, как и их школы, их императивы, их чувство воинской дисциплины и ответственности, вошедшие в плоть и кровь милосердного отряда сотрудников. И военных врачей, без преувеличения, можно многих сравнить с демиургами каждодневных исцелений раненых, очень часто вопреки приговору судьбы. Понятно, у немалой части раненых путь к возвращению должного качества жизни только начинается, последствия стресса не так быстро исчезают, на очереди почти у каждого из выздоравливающих медицинская и психологическая реабилитация, а у не такой малой части — протезирование и освоение протезов. Но это уже завтрашний день, а пока госпиталь находится на бессонной и, в сущности, бессрочной вертикали. Посетив недавно госпиталь с целью вручения лично государственных наград ряду находящихся на лечении героев-воинов, Президент Украины П. Порошенко высоко оценил уровень работы учреждения. Не случайно ко Дню Независимости Украины начальнику госпиталя Анатолию Казмирчуку присвоено воинское звание генерал-майора, а главный хирург Минобороны, полковник медицинской службы Анатолий Шудрак, в чем-то душа и сердце этой хирургической страды, удостоен звания Заслуженного врача Украины. А в целом в госпитале трудится большой отряд заслуженных врачей и заслуженных работников здравоохранения Украины, кандидатов и докторов медицинских наук, в составе которого свыше 200 опытных врачей-офицеров и 300 вольнонаемных врачей, великолепная когорта всецело преданных порученному делу медицинских сестер, фельдшеров, лаборантов, младшего медицинского персонала. «Поглощена будет смерть, и отрут всякую слезу», — сказано в Библии. Это откровение — и о главном военном госпитале, о его новой истории, о высоком понимании долга в этих стенах. Если вдуматься в биение этого ритма долга, он предстанет высшим, воистину действенным патриотическим проявлением любви к каждому воину, каждому солдату и офицеру, с единственной целью и надеждой — спасти.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать